Новая география с госгарантией
Выход на новые рынки сбыта требует от российских экспортеров умения оценивать сопутствующие экономические и политические риски и защищаться от них. Один из самых эффективных способов защиты — по-прежнему страхование.
После резкого обострения геополитической обстановки в 2022 году и разрыва значительной части отношений с западными партнерами из-за санкций российский экспортно ориентированный бизнес столкнулся с необходимостью осваивать новые рынки сбыта. Это неминуемо привело к возникновению новых видов рисков, с которыми сегодня нужно учиться работать.
Восточный экспресс
Переориентация на новые рынки сбыта — крайне важный вопрос для большинства экспортеров, особенно для тех, кто был связан с недружественными странами, говорит председатель комиссии по внешнеэкономической деятельности общественного совета Минэкономразвития, председатель правления Совета по развитию внешней торговли и международных экономических отношений Максим Черешнев. Это был достаточно большой кусок рынка, поясняет он, и компаниям нужно где-то взять выпадающие валютные доходы, что особенно актуально в связи с текущим ослаблением рубля. И эти выпадающие доходы могут быть возмещены только за счет экспортных контрактов на новых рынках.
Россия традиционно считается поставщиком сырьевых товаров, однако уделяет большое внимание и развитию несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ). По данным Российского экспортного центра (РЭЦ; входит в группу ВЭБ.РФ), поступления в бюджетную систему, связанные с ННЭ, в последние годы составляют более 3 трлн руб. в год. За последние шесть лет количество российских компаний, вовлеченных в мировую торговлю, выросло на 57%, в том числе за счет экспортно ориентированного малого и среднего бизнеса (это 17,7 тыс. малых и средних компаний-экспортеров, поставляющих за рубеж несырьевую неэнергетическую продукцию на $16,5 млрд).
Генеральный директор Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР; входит в группу РЭЦ) Никита Гусаков отмечает, что в целом российские компании до недавних пор использовали далеко не все возможности по освоению рынков глобального Юга. Только сейчас экспорт в страны Азии, Африки, Латинской Америки переживает этап трансформации «штучных» поставок в массовые. Этот процесс, по его словам, должен сопровождаться формированием полноценной логистической инфраструктуры, которая сможет обеспечить пропуск полного объема запланированного ННЭ, а также организацией финансовых потоков. При этом он замечает, что за достаточно короткий период российским компаниям и банкам удалось выстроить новые цепочки расчетов, в том числе в рублях и национальных валютах стран-покупателей.
Кроме традиционных проблем, которые возникают при освоении новых рынков, следует учитывать общее усиление протекционизма в связи с замедлением темпов роста мировой экономики и, соответственно, снижением темпов роста спроса и усилением конкуренции, говорит директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев.
Экспорт важен и необходим не только для получения дополнительных доходов, но и в части формирования конкурентной среды на мировом рынке, считает член генсовета «Деловой России», председатель совета директоров компании «Берега» Юрий Коробов. Эта среда в первую очередь помогла бы стране проводить некую работу над ошибками, выводя на рынок конкурентоспособную продукцию и делая ее более привлекательной на общем фоне. «Если говорить о перспективах несырьевого экспорта, то еще предстоит большая и долгая работа, чтобы серьезно конкурировать с долей сырьевого экспорта», — добавляет он.
Другие берега
Переориентация на новые рынки сбыта становится для многих российских экспортеров непростой задачей, требует адаптации, подбора правильных партнеров, учета локальной специфики, говорит Максим Черешнев.