Как рухнул бизнес «ВИМ-Авиа»

РБКБизнес

Крах / Авиация

Не взлетел

К курортному сезону 2017 года «ВИМ-Авиа» подошла в статусе одного из крупнейших чартерных перевозчиков России, но с летним пиком не справилась. Полеты были прекращены, владельцы уехали за границу, а 40 тыс. пассажиров, застрявших за рубежом, вернули в страну самолеты других авиакомпаний. Журнал РБК вспомнил ключевые эпизоды печальной саги о «ВИМ-Авиа»

Текст Настя Березина

Май: первые заторы

Клиенты «ВИМ-Авиа» впервые столкнулись с массовыми задержками. 29 мая в аэропорту Домодедово более суток не могли вылететь в Турцию и на Кипр пассажиры восьми рейсов. Аналогичные проблемы возникли и у тех, кто отбывал из Пулково. «ВИМ-Авиа» масштабный сбой объяснила поздним возвратом нескольких бортов из техобслуживания и ростом пассажиропотока в начале сезона отпусков.

Июнь: попытки спастись

1 июня «ВИМ-Авиа» сократила 13% чартерных рейсов. Компания объяснила, что антикризисными мерами пытается прервать задержки. В итоге, по подсчетам Ассоциации туроператоров России, 5 тыс. пассажиров «ВИМ-Авиа» доставили в конечные пункты другие перевозчики. Министр транспорта Максим Соколов обещал исправить ситуацию за неделю после возврата на маршруты самолетов, «проходивших тяжелую форму ремонта».

«ВИМ-Авиа» будет выполнять регулярные рейсы до 15 октября, после чего будет решаться дальнейшая судьба компании, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович

Июль-август: кризис усугубляется

Несмотря на усилия компании и властей, масштаб проблем продолжал увеличиваться. К концу июня число отмененных рейсов достигло 173, пострадали примерно 30 тыс. пассажиров, а еще 50‒70 тыс. оказались в зоне риска. Ультиматумы властей вплоть до угрозы запрета «ВИМ-виа» выполнять чартерные перевозки не подействовали ни в июле, ни в августе.

Сентябрь: приостановка рейсов

Пика кризис достиг 22 сентября. Из-за задолженности перед заправщиками сразу 14 рейсов «ВИМ-Авиа» не смогли вылететь из Домодедово. Перевозчик запросил у властей госгарантии на 840 млн руб., но получил отказ. 26 сентября компания полностью прекратила чартерные рейсы. В этот момент за рубежом находилось примерно 40 тыс. ее клиентов, еще 200 тыс. человек приобрели билеты на рейсы до конца года. В тот же день Следственный комитет возбудил уголовное дело о мошенничестве, а Росавиация насчитала «ВИМ-Авиа» более 7 млрд руб. задолженности по займам.

Сентябрь: бегство владельцев

27 сентября президент Владимир Путин наказал министра транспорта за кризис: Соколову было публично объявлено о неполном служебном соответствии. В тот же день РБК выяснил, что владельцы «ВИМ-Авиа» супруги Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули Россию. На родине они были обвинены в выводе средств за рубеж и заочно арестованы. Гендиректора Александра Кочнева и главного бухгалтера Екатерину Пантелееву тем временем отправили под домашний арест.

Октябрь: спасение пассажиров

28 сентября правительство назначило спасителем пассажиров «ВИМ-Авиа» группу «Аэрофлот». Источники РБК оценили расходы на перевозку людей в 1,8 млрд руб. По прямому распоряжению Путина развозить клиентов «ВИМ-Авиа» начали также два борта специального летного отряда «Россия» Управделами президента. К 2 октября практически все пассажиры были доставлены в Россию. Одновременно вице-премьер Аркадий Дворкович заявил о наличии инвесторов, готовых купить «ВИМ-Авиа». По данным РБК, среди них бывший управляющий директор фонда TPG Aurora Борис Карлов, ранее пытавшийся реанимировать «Трансаэро». Новым владельцам в любом случае придется разбираться с претензиями пострадавших партнеров и пассажиров. Один только «Интурист» оценил ущерб от прекращения перевозок «ВИМ-Авиа» в 500 млн руб.

Фото: Татьяна Белякова/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении