Крадущийся тигр: Успех Huawei в России

Что сделало компанию Huawei лидером российского рынка

РБКБизнес

Крадущийся тигр: Успех Huawei в России

Если бы мы присваивали номерные позиции иностранным компаниям в рейтинге РБК 500, структура китайского телеком-гиганта Huawei в 2018 году с ходу дебютировала бы во второй сотне списка. Что сделало компанию лидером российского рынка?

Текст Павел Карасев

CEO потребительского подразделения Huawei Ричард Ю

В июне 2018-го Huawei впервые обошел американскую Apple по объему продаж смартфонов в российских интернет-магазинах. Спрос подстегнул выпуск нескольких популярных моделей суббренда Honor, писала газета «Ведомости» со ссылкой на статистику ретейлеров. Этот успех превратил китайского производителя в лидера всего местного рынка — в рознице компания также опередила конкурентов.

Совокупно по всем каналам Huawei в июне завоевал долю 24,4% против 23,2% у Samsung и 12,4% у Apple (всего за месяц в России было продано 12,7 млн смартфонов). Триумф в мобильном сегменте лишь подтвердил: китайская компания не первый год уверенно чувствует себя на российском рынке, и появление ее юридического лица «Техкомпания Хуавэй» в РБК 500 было лишь вопросом времени.

500 млрд рублей в «цифру»

Офис Huawei в России был открыт еще в 1997 году. Для компании это был первый опыт выхода за рубеж, потому планирование экспансии было особенно тщательным. В первые годы Huawei ориентировался на государственных и корпоративных клиентов и развивался в первую очередь как поставщик телекоммуникационной инфраструктуры. К 2001 году объем продаж в России уже превысил $100 млн, писал журнал ChinaPRO.

В сегменте сетевого оборудования главным конкурентом Huawei в те годы была американская Cisco. Сегодня китайский гигант уже не ориентируется на другие компании, заверяет Оу Ивэй, гендиректор Huawei Consumer Business Group (HCBG) в России, Центральной Азии и странах Кавказа. «Наш главный конкурент — это мы сами. Мы знаем рынок, следим за тем, что происходит вокруг и всегда видим потенциал для развития», — заявил он через представителя компании журналу РБК.

Закрепив позиции в b2b-сегменте, в 2013 году Huawei включился в борьбу и за потребительский рынок. Этому предшествовала богатая история сотрудничества компании с российскими мобильными операторами. Главным партнером Huawei в стране с начала нулевых был «МегаФон», писал журнал Forbes в 2014 году. По данным издания, китайский гигант предоставлял оператору финансирование под модернизацию инфраструктуры на выгодных условиях — объем инвестиционного контракта оценивался в $40 млн. При этом Huawei работал и с другими участниками «большой тройки»: например, производил дешевые партии смартфонов, которые продавались под брендами операторов в их собственных розничных сетях.

Россия оказалась выгодным рынком для экспансии Huawei и других китайских компаний, отмечали в недавнем исследовании аналитики Ersnt & Young (E & Y): рентабельность бизнеса в стране остается на уровне, сопоставимом с КНР, — 10–20%, при этом сохраняются перспективы роста. Главный риск эксперты связывали с протекционистской политикой властей, правда, ограничения пока в первую очередь бьют по западным игрокам из стран, правительства которых ввели санкции против России.

Оу Ивэй с выводами Ernst & Young согласен — особенно менеджер подчеркнул, что из-за специфики российского рынка Huawei доработал стратегию развития. В новом варианте главный акцент сделали на развитие двух брендов Huawei и Honor : «По всему миру Huawei всегда адаптирует свои продукты и свою работу под местные законы и требования покупателей».

На недавней партнерской пресс-конференции, посвященной развитию цифровой экономики, гендиректор Huawei в России Эйден У подтвердил важность российского рынка, и сообщил, что компания планирует инвестировать в цифровую экономику страны более 500 млрд руб. к 2020 году.

Санкции во благо

Центральный офис Huawei в России сейчас находится в Крылатском, недалеко от Гребного канала. В современном здании работают все три подразделения компании — корпоративный, потребительский и сотовый сегменты. Рост арендуемой площади отражает динамику бизнеса: если в 2006-м Huawei занимал чуть больше 4,5 тыс. кв. м офисного пространства, то сегодня эта цифра подскочила до 13 тыс. кв. м.

Россия вошла в десятку приоритетных направлений для китайских инвестиций в 2014-м — аккурат с началом геополитического противостояния страны с Западом, отмечают аналитики E & Y. Huawei на резкий рывок в масштабах бизнеса понадобилось еще два года: если с 2009-го по 2016-й объем выручки увеличился с 4 млрд до 36 млрд руб., то в прошлом году показатель подскочил почти вдвое, до 61 млрд руб., свидетельствуют данные СПАРК.

Первые два квартала 2018 года для компании также стали финансово успешными, отмечает Оу Ивэй: «В первом квартале мы вышли на второе место по продажам [смартфонов], а уже во втором — на первое. Сейчас мы лидируем на рынке с долей 25–27%». Он также отмечает, что у компании «одна из лидирующих позиций» на рынке планшетов, не уточняя деталей.

Китайский рецепт

В сегменте смартфонов Huawei набирает обороты не только на российском рынке — по данным IDC, глобальные продажи компании во втором квартале 2018-го также впервые в истории оказались больше, чем у Apple: 54,2 млн устройств против 41,2 млн. Впереди только южнокорейский гигант Samsung с 71,5 млн гаджетов. Год к году продажи Huawei подросли на 10,7%, подсчитали эксперты. Всюду реализацию смартфонов подстегивает продукция Honor, констатируют они. Оу Ивэй объясняет разницу: «Бренд Huawei ориентирован на покупателей, которым важны в первую очередь дизайн и продвинутые характеристики, решение бизнес-задач. Honor ориентирован на молодую и активную аудиторию. Именно синергия двух брендов позволила нам достичь выдающихся результатов».

На российском рынке лидерство Huawei в продажах смартфонов удивления не вызвало. Это закономерный результат экспансии, запущенной в 2013 году, отмечает представитель объединенной сети «М.Видео» и «Эльдорадо». По его словам, начиная с 2016-го продажи продукции Huawei растут вдвое каждый год. С этой оценкой согласна и старший вице-президент объединенной компании «Евросеть | Связной» Дагмара Иванова: «За пять лет бренды Huawei и Honor в совокупности нарастили продажи на российском рынке в 7,5 раза — с 0,4 млн штук в 2013 году до 3 млн в 2017-м. В денежном выражении рост еще более колоссальный: 33,8 млрд руб. в 2017-м против 3 млрд руб. в 2013-м».

Оу Ивэй эту динамику связывает с правильным фокусом бизнеса: «Мы исповедуем клиенто-ориентированный подход. Поэтому в России запускаем смартфоны с отличными камерами, мощными процессорами и элегантным дизайном». У Ивановой из «Евросети | Связного» более подробное объяснение: рост продаж китайской компании она связывает с «частым обновлением модельного ряда, правильным позиционированием, качественной технической начинкой, уникальным дизайном и хорошим соотношением цена/ функционал». Также все игроки рынка выделяют как слагаемое успеха маркетинговую стратегию Huawei — в России у компании пока не было промахов, подобных неудаче на египетском рынке: в середине августа местное подразделение уличили в подмене рекламных фото.

Самые популярные модели Huawei и Honor в России — среднего ценового сегмента в диапазоне от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Спрос в этом сегменте вырос год к году на 40% в штуках, а выручка от продаж — более чем втрое, уточняет представитель «М.Видео/Эльдорадо».

В июне 2018-го официальным партнером Huawei стал китайский интернет-магазин Tmall, часть Alibaba Group. Теперь онлайн-ретейлер эксклюзивно продает некоторые устройства российским потребителям. Оу Ивэй при этом отмечает, что для Huawei «важны все каналы дистрибуции», а большинство предварительных заказов компания все равно получает через собственный интернет-магазин.

Бренд пошел и в розницу. «В России для покупателей важна возможность пощупать продукт перед покупкой. Поэтому с 2017 года мы развиваем собственную сеть магазинов, многофункциональных центров, где потребитель может не только получить консультацию и приобрести устройство, но поучаствовать в образовательных мастер-классах», — рассказывает глава HCBG. В Москве открыто два магазина на Тверской улице, и в компании обещают, что в скором времени точек станет гораздо больше.

Американская угроза

Huawei в силу масштабов бизнеса не может не быть игроком в геополитическом поле, пусть сама компания традиционно дистанцируется от политических вопросов. И если в России девальвация рубля и конфликт руководства страны с Западом оказались на руку китайской корпорации, то в США, к примеру, производитель, напротив, стал жертвой протекционистских мер.

В августе президент Дональд Трамп запретил госслужащим использовать продукцию Huawei и еще одной компании из КНР ZTE в рабочих целях. Также под эмбарго попало оборудование для развития сетей 5G китайского производства. В феврале 2018-го СМИ сообщали о рекомендации спецслужб США американским пользователям воздержаться от использования смартфонов из КНР — из-за угрозы утечки персональных данных. Сами производители обвинения в свой адрес отвергали.

Фото: Albert Gea/reuters

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Регионы играют большую роль в расширении связей с Россией» «Регионы играют большую роль в расширении связей с Россией»

Тоёхиса Кодзуки: что способствует локализации японских производств в России

РБК, сентябрь'19
Семейный подряд Семейный подряд

Forbes составил рейтинг самых успешных предпринимательских династий

Forbes, сентябрь'19
И сразу в нокаут! И сразу в нокаут!

А все потому, что Кристина Бондаренко (@chokolat_dolce) занималась боксом

Playboy, август'19
Пора уже прекратить верить в миф, будто у женщин синхронизируются месячные Пора уже прекратить верить в миф, будто у женщин синхронизируются месячные

Объясняем, откуда растут ноги у странной легенды про женские месячные

Maxim, сентябрь'18
6 самых диких советов звезд на тему секса 6 самых диких советов звезд на тему секса

Анджелина Джоли, например, рекомендовала брать с собой в постель нож

Maxim, сентябрь'18
Море с видом на Евросоюз Море с видом на Евросоюз

Куда эмигрируют жители постсоветского пространства

Robb Report, октябрь'18
«Каждый день наслаждаюсь беременностью!» «Каждый день наслаждаюсь беременностью!»

В жизни певицы Нюши за год с небольшим произошли кардинальные перемены

OK!, сентябрь'18
Арест в мертвом переулке Арест в мертвом переулке

Материалы первого уголовного дела писателя Юрия Домбровского

Огонёк, сентябрь'18
Дельфин и русалка Дельфин и русалка

Драму «На районе» с Данилой Козловским сняла его девушка Ольга Зуева

Tatler, октябрь'18
Другой «Связной» Другой «Связной»

Объединенная компания «Евросети» и «Связного» хочет посредничества между мирами

РБК, октябрь'18
Доля риска Доля риска

Антон Зоркин ищет клады на болотах

Men’s Health, октябрь'18
Глобальный менеджер Глобальный менеджер

Глава SAP CIS предпочла Россию Европе

РБК, октябрь'18
Как натренировать руки, прилагая минимум усилий Как натренировать руки, прилагая минимум усилий

Как натренировать руки, прилагая минимум усилий

Maxim, сентябрь'18
День Авроры День Авроры

Аврора о любви, красоте, возрасте и новом принятии себя

Домашний Очаг, октябрь'18
Сотне пассажиров стало плохо на рейсе Дубай – Нью-Йорк Сотне пассажиров стало плохо на рейсе Дубай – Нью-Йорк

У людей наблюдаются симптомы лихорадки

National Geographic, сентябрь'18
Екатерина Волкова: «В нашей семье – как на пороховой бочке, но это нормально» Екатерина Волкова: «В нашей семье – как на пороховой бочке, но это нормально»

Екатерина Волкова рассказывает о секретах брака

Лиза, сентябрь'18
КВ-1 к маршу готов КВ-1 к маршу готов

Танки, участвовавшие в битве на Неве

Популярная механика, октябрь'18
На рынке мяса грядет передел На рынке мяса грядет передел

Временный дефицит мясного сырья поставил переработчиков на грань выживания

Эксперт, сентябрь'18
Эскобару и не снилось: как три колумбийца сделали стартап на $1 млрд Эскобару и не снилось: как три колумбийца сделали стартап на $1 млрд

Создатели первого в стране стартапа-«единорога» Rappi обошлись без оружия

РБК, сентябрь'18
Создана подробнейшая карта Антарктиды Создана подробнейшая карта Антарктиды

Создана подробнейшая карта Антарктиды

National Geographic, сентябрь'18
Роботоfuckация Роботоfuckация

Секс с роботом: а ты готов к таким экспериментам?

Playboy, сентябрь'18
Деньги, пропавшие без вести Деньги, пропавшие без вести

Клиенты банков ежедневно теряют деньги на своих счетах из-за атак хакеров

Эксперт, сентябрь'18
5 роковых ошибок в любви: не стоит их повторять 5 роковых ошибок в любви: не стоит их повторять

Разбираемся с экспертом, как вести себя с мужчиной

Лиза, сентябрь'18
(Не) свободный художник (Не) свободный художник

Обсуждаем плюсы и минусы фриланса

Psychologies, октябрь'18
Россия нас не забудет Россия нас не забудет

Гендиректор «Сибура» Михаил Карисалов занимается добычей потерянных сокровищ

Tatler, октябрь'18
На базар за вином На базар за вином

Концепция «Винного базара» строится на приобщении к культуре потребления вина

Эксперт, сентябрь'18
Трампу противопоставят специальный механизм Трампу противопоставят специальный механизм

Как участники ядерной сделки с Ираном готовятся к новым санкциям США

РБК, сентябрь'18
#MeToo — год спустя: как борьба с сексуальными домогательствами изменила общество #MeToo — год спустя: как борьба с сексуальными домогательствами изменила общество

Как #MeToo повлиял на отношения полов

Men’s Health, сентябрь'18
Мария Порошина в ожидании Мария Порошина в ожидании

Интервью с Марией Порошиной

Караван историй, октябрь'18
«Мы не берем маски домой» «Мы не берем маски домой»

Звездные супруги Пенелопа Крус и Хавьер Бардем снова играют влюбленных

Cosmopolitan, октябрь'18