iFixit. Мануал на любой случай: от починки ноутбука до замены лампочки

РБКБизнес

Как с помощью мануалов помогать людям, воевать с корпорациями и менять законы

Текст Павел Карасев

Мы боремся с энтропией, уверен Кайл Уинс, один из основателей компании iFixit и портала с тем же названием, на котором можно отыскать руководство, мануал на любой случай: от починки ноутбука до замены лампочки. В прошлом году компания Уинса и его партнера Люка Соулса заработала $20 млн, собрала аудиторию 100 млн человек и продолжала оказывать большое влияние на индустрию электроники.

Туалетное сиденье и ядерные боеголовки

В 2003-м у Кайла сломался ноутбук — популярный среди студентов iBook G3 от Apple, из-за дизайна получивший прозвище «туалетное сиденье». Кайл тогда учился в Политехническом университете штата Калифорнии и делил комнату в общежитии как раз с Люком Соулсом. Починить ноутбук друзья решили самостоятельно, тем более что у Кайла был опыт ремонта электроники, но столкнулись с проблемой: ни в интернете, ни в продаже они не нашли ни одного руководства инструкции или чертежа не только iBook G3, но и любой другой продукции Apple. «Мы перерыли весь интернет, библиотеки и онлайн-аукционы — ничего нигде не было», — вспоминает Кайл.

Оказалось, есть простое объяснение: производители скрупулезно следят, чтобы внутренняя документация не попала в открытый доступ. Речь идет не только о подробных чертежах устройств, но и о диагностическом софте: все это попадает под действие американского закона об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA, Digital Millennium Copyright Act). В США ремонт электроники или автомобилей — огромные рынки, на которых производители зарабатывают существенную часть выручки. Например, только американский рынок ремонта мобильных телефонов и смартфонов специалисты из IBIS World в 2017 году оценили в $4 млрд, и он стабильно растет — примерно на 5% в год. Ситуация разозлила Кайла: «Я купил устройство, а теперь, чтобы его починить, мне нужно еще раз заплатить производителю».

Интерес к технике появился у Уинса в детстве: вместе с братом он постоянно ковырялся в старых радиоприемниках и бытовых устройствах, которые их дед покупал в комиссионном магазине. В прощальном эссе, которое в 2013-м опубликовал The Atlantic, Кайл вспоминает, как дед рассказывал ему про второй закон термодинамики и отправил в колледж с набором инструментов и паяльником. Кроме того, начать «ремонтный» проект Кайла сподвигло путешествие в Москву, Минск и Киев, в которое он отправился после университета.

«Я искал нечто, чего не хватало в потребительской культуре Штатов», — говорит он. Приехав в бывший СССР, он заметил две вещи: «много талантливых инженеров» и «культуру пользования и хранения». Его также поразило качество многих вещей, произведенных в Союзе: они были сделаны так, словно должны выдерживать прямое попадание ядерной боеголовки, говорит Кайл. Удивило и желание потребителей пользоваться товаром «вечно», постоянно его чиня и модернизируя: «Я понял, что именно этого и не хватает в США».

Отмычки и отвертки

Первое название компании — PowerBook Fixit — партнеры позже поменяли на iFixit из-за опасений иска со стороны Apple за использование торговой марки PowerBook. Изначально они планировали зарабатывать на платном доступе к собственноручно написанным инструкциям, но быстро поняли, что за такую информацию почти никто не готов платить. Переосмыслив стратегию, Кайл и Люк решили сделать упор на продаже запчастей и комплектующих. «Мы подумали: если предлагаешь потребителю инструкцию, у него возникает вопрос: где взять запчасти? — объяснял в интервью американскому Inc. Кайл. — Но, продав ему запчасти, мы не решим проблему — все еще нужны подходящие инструменты».

Первый офис — комната в общежитии — был завален деталями, которые партнеры покупали в магазинах электроники и заказывали в других странах. Закупали и инструменты: отвертки, шила, гаечные ключи и прочие приспособления для ремонта стали основой бизнеса. Дополнительных средств не привлекали, компания до сих пор существует на собственные средства и не планирует искать инвесторов. Первая прибыль появилась уже через два месяца работы, с тех самых пор iFixit остается прибыльной компанией, уверяют основатели. Сейчас у iFixit два офиса — в Калифорнии и Германии, они же служат складами.

Сначала сотрудниками новой компании были только Кайл и Люк, но вскоре они наняли помощников. Один из них однажды забыл ключ от офиса, не растерялся и взломал замок: это впечатлило предпринимателей, и в компании приняли за правило обучать всех сотрудников полезному навыку. Некоторое время они даже продавали наборы для взлома замков, но из-за юридических сложностей их пришлось убрать из ассортимента. Каждому новому сотруднику компания выделяет $400 на покупку велосипеда, а во время собеседования соискатели проходят тест по грамматике английского. «Если вы считаете, что апостроф — это один из последователей Иисуса, то вам не место в нашей компании», — объяснял Кайл в 2012 году в заметке для Harvard Business Review. Он уверен, что неграмотная коммуникация может существенно снизить эффективность работы, а сотрудник, который не следит за грамматикой, не придает значения мелким ошибкам и работает спустя рукава. Исключение Кайл готов сделать для тех, кто еще осваивает язык или испытывает сложности из-за расстройств вроде дислексии.

Сейчас iFixit — это еще и «глобальный интернет-мануал», медиаплатформа, на которой сообщество пользователей делится опытом и создает руководства по ремонту, кажется, всего на свете. Сообщество сформировалось почти сразу, прежде всего из-за особенностей контента и открытости платформы для пользовательского редактирования, рассказывает Кайл. Пользователи платформы являются авторами большей части из 35 тыс. мануалов в библиотеке платформы.

В свою очередь, команда iFixit занимается самыми новыми устройствам: например, в ноябре 2017-го они первыми разобрали iPhone X, а в 2018-м проделали то же самое с флагманским устройством Samsung. Гонка с разборкой устройств началась после знакомства с японским техноблогером, известным под ником Kodawarisan, объясняет Кайл: в качестве хобби он собирал и публиковал в своем блоге фотографии разобранных устройств Apple. «Сегодня мы дружим и стали частью этого неформального соревнования», — рассказывает Кайл. По его словам, самым сложным для разборки устройством оказался ноутбук Surface от Microsoft. На основе своих мануалов в компании создают рейтинги «ремонтопригодности» — они дают примерное представление о потенциальной стоимости ремонта устройства. На эти рейтинги ориентируются большинство профильных и мейнстримовых СМИ, которые освещают выход нового гаджета.

iFixit начался в комнате общежития: будущие основатели хотели починить

Гаджеты для разборки компания покупает на собственные средства — сложные отношения с некоторыми производителями далеко не всегда позволяют делать спонсорские проекты. Главная задача — получить устройство раньше остальных, объясняет Кайл. Если не успели купить в магазине, приходится покупать у тех, кто успел, иногда переплачивая. Менее крупные производители электроники сами предоставляют свои устройства для разборки.

Инженеры компаний-производителей потом часто выкладывают фотографии разобранных устройств и отдельных деталей в своих блогах. «Как правило, они не могут сделать это из-за соглашений о неразглашении, но после того, как мы разобрали устройство и подробно описали весь процесс, их ничего не останавливает, они могут похвастаться перед коллегами результатами своей работы», — смеется Кайл.

Сайт iFixit работает на платформе Dozuki собственной разработки. Для внешних клиентов доступ к ней открыли в 2011 году, сегодня среди них Coca Cola, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и производитель компьютерных комплектующих Crucial. По сути, платформа предлагает клиентам те же возможности, которые используют в iFixit, — организацию и управление контентом на специально созданном для этого сайте или на сайте клиента. Но главным источником дохода компании является продажа брендированных наборов инструментов, на втором месте — продажа запчастей. Сам сайт практически не приносит прибыли, и на нем даже нет рекламы. В 2017 году число зарегистрированных пользователей сообщества достигло 100 млн человек: они пишут мануалы, помогают переводом на языки, отличные от английского, и делятся опытом на форуме. Около 500 тыс. из 100 млн — русскоязычные, говорит Кайл, и iFixit надеется увеличить их количество.

Занимаясь коммерческой деятельностью, iFixit также активно работает в сфере политики. Свою миссию компания формулирует просто — обеспечить правом самостоятельного ремонта каждого американца. В 2016 году, поставив целью реформировать закон DMCA, несколько ремонтных объединений слились в Ассоциацию ремонта (The Repair Association).

Культовым набором инструментов от iFixit пользуются почти все техноблогеры

Право на ремонт

Ассоциация хочет распространить на все США практику, принятую в штате Массачусетс, где производители обязаны продавать запчасти и давать доступ к руководствам по ремонту реализуемых товаров конечным пользователям. В совет директоров The Repair Association входит Кайл Уинс, который активно продвигает интересы пользователей и своей компании, которая считается неформальным флагманом всего движения.

Ассоциация работает еще и как лоббист, хотя ее исполнительный директор Гэй Гордон-Берн от такого определения деятельности организации открещивается. The Repair Association отстаивает интересы небольших ремонтных компаний, в штате которых обычно числятся не более пяти сотрудников и которые страдают от недостатка информации и необходимых запчастей. А главное — права заниматься ремонтом гаджетов, тракторов, автомобилей и прочих сложных технических устройств.

Споры об этом во многих штатах нередко заканчиваются судом. К примеру, в 2006 году в интервью британскому изданию The Register основатель форума Something Awful Ричард Кьянка рассказывал, что Apple пыталась его засудить за публикацию ссылки на чертежи MacBook Pro. Ссылку опубликовал один из пользователей, но дело в том, что по закону США эта информация является интеллектуальной собственностью компании и публикация без ее ведома ведет к нарушению авторских прав. «Я сразу сказал Apple отвалить, мы ничего не нарушили. Видимо, их юристы не понимают, как работает интернет», — рассказывал Ричард. Подобные казусы случались у других производителей, а однажды злополучная ссылка оказалась и на официальном форуме Apple. Судиться сами с собой в компании не стали.

За последние несколько лет отношение технологических гигантов к ремонту своих девайсов изменилось, они стали чаще делиться информацией, рассказывает Кайл. В этом он видит в том числе и заслугу своей компании, считая, что благодаря их борьбе в Apple изменили мнение об интеллектуальной собственности. Он признает, что миссию iFixit можно назвать политической, но отрицает наличие у себя амбиций в этой сфере. Тем временем все больше американских штатов принимают или обсуждают закон о «праве на ремонт». Сейчас их всего восемь, но Кайл надеется, что со временем все американские потребители США смогут полностью распоряжаться купленными устройствами.

100 млн пользователей — аудитория сайта в 2017 году

Источник: Данные компании
Фото: Getty Images; DR

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хорошо забытое Хорошо забытое

Сколько кулинарных чудес произошло благодаря этому досадному свойству: забывать

Psychologies
Я бы на вашем месте Я бы на вашем месте

Все об эмпатии, или умении понимать внутреннее состояние другого человека

Добрые советы
Город с врожденным радушием Город с врожденным радушием

Патриотизм по-афински

GEO
Стоит съесть: птитим в «НаВолне», брускетту в Zizo Gourmet, роллы в City Voice Стоит съесть: птитим в «НаВолне», брускетту в Zizo Gourmet, роллы в City Voice

В лучших ресторанах России можно поесть без ущерба для кошелька

Forbes
Настоящие Рапунцели: взлет и падение длинноволосых сестер Сазерлэнд Настоящие Рапунцели: взлет и падение длинноволосых сестер Сазерлэнд

Во времена, когда не было кино, люди развлекались другими способами

Cosmopolitan
Шеф-повар Ренцо Гарибальди о мясных блюдах в России Шеф-повар Ренцо Гарибальди о мясных блюдах в России

Ренцо рассказал нам обо всех тонкостях своей профессии

Cosmopolitan
11 вдохновляющих цитат для сильных женщин 11 вдохновляющих цитат для сильных женщин

Меткие жизненные высказывания

Psychologies
Чем денисовский человек отличается от Homo sapiens? Чем денисовский человек отличается от Homo sapiens?

Выявление ранее неизвестных альтернативных ветвей человечества

Популярная механика
Крутое пике. Акции компаний Олега Дерипаски пострадали из-за санкций больше всех Крутое пике. Акции компаний Олега Дерипаски пострадали из-за санкций больше всех

Бумаги «Русала» и En+ Group Олега Дерипаски упали на 12% и 20% соответственно

Forbes
Точка невозврата: как прошла выставка ART.WHO.DARK в Москве Точка невозврата: как прошла выставка ART.WHO.DARK в Москве

Экспериментальный смотр восходящего искусства

Cosmopolitan
Казанский Илон Маск Казанский Илон Маск

Надир Багавеев переехал в США, чтобы заработать миллионы и покорить звезды

РБК
Girl in Vogue: Нина Гомиашвили Girl in Vogue: Нина Гомиашвили

Нина Гомиашвили рассказала Vogue о своей моде

Vogue
Дайте силу Дайте силу

Что вообще такое «феминистская мода»? Как она выглядит?

L’Officiel
Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки

Удается ли вам спать достаточное количество часов?

Psychologies
Лучшие шутки дня и Егор Крид! Лучшие шутки дня и Егор Крид!

Цифровой дайджест авторского юмора с авторской орфографией

Maxim
Психологический глянец, или путь познания Психологический глянец, или путь познания

В модной фотографии ей удалось сделать имя в рекордно короткие сроки

СНОБ
Что носили мужчины на этой неделе Что носили мужчины на этой неделе

Наконец-то баланс стритстайла и классики

GQ
Роли в семье: как найти свою Роли в семье: как найти свою

Можно ли понять, какая роль в семье подходит человеку и как ее поменять?

9 месяцев
Дедушка «Звездных войн»: как Циолковский, сидя в кресле, Вселенную покорял Дедушка «Звездных войн»: как Циолковский, сидя в кресле, Вселенную покорял

Истинный гений стал великим освоителем Вселенной, не покидая своего кресла

Maxim
Деньги для всех. Почему люди обращаются за краткосрочными займами Деньги для всех. Почему люди обращаются за краткосрочными займами

Микрофинансовые организации выдают деньги всем подряд. Так ли это на самом деле?

Forbes
10 фактов о китайской практике бинтования ног 10 фактов о китайской практике бинтования ног

Поговорим о традиции, которой, благо, уже не существует

Популярная механика
Исчезнувшие Исчезнувшие

Первые признаки беспокойства о судьбе Франклина появились к концу 1846 года

Караван историй
Унесенные кириллицей Унесенные кириллицей

Как некоторые заграничные писатели в русском переводе становились популярнее

Maxim
Как выжить при ядерной атаке: 9 советов Как выжить при ядерной атаке: 9 советов

Последнее время СМИ все чаще пишут об угрозе ядерной войны

Популярная механика
Тэнди Ньютон: “Мир Дикого Запада” по сравнению реальностью — это детский лепет” Тэнди Ньютон: “Мир Дикого Запада” по сравнению реальностью — это детский лепет”

Актриса Тэнди Ньютон рассказала Esquire о втором сезоне «Мира Дикого Запада»

Esquire
Данила Козловский Данила Козловский

Писатель Цыпкин задает режиссеру Козловскому наводящие вопросы

Maxim
Для сына я друг Для сына я друг

Певица Полина Гагарина рассказывает,чем отличается второе материнство от первого

Домашний Очаг
«Мария Магдалина»: евангельский фильм с женщиной в главной роли «Мария Магдалина»: евангельский фильм с женщиной в главной роли

Рецензия на фильм "Мария Магдалина"

Esquire
Доброта спасет мир? Доброта спасет мир?

Как отзывчивость и желание помогать другим могут загнать в ловушку?

Лиза
Самые скандальные случаи, когда фирмы отзывали свою продукцию Самые скандальные случаи, когда фирмы отзывали свою продукцию

В погоне за выручкой корпорации теряют миллионы долларов, а покупатели — жизнь!

Maxim
Открыть в приложении