Как мы будем путешествовать по России через 30 лет

РБКHi-Tech

Близкий Дальний Восток, новая Анапа и поезд вместо ракет

Эксперты туриндустрии рассказали, как, на чем и за какими впечатлениями мы будем путешествовать по России через 30 лет

Авторы: Ольга Распопова, Марина Первухина

Анапа

«Давайте помечтаем… 2053 год. Вы прогуливаетесь по Тверской и говорите голосовому помощнику: «Что-то хочется в Анапу завтра». Уже через 30 секунд ваш смартфон забронировал вам все услуги, входящие в тур: перелет, трансфер, отель, экскурсии. Например, на основе прошлогоднего бронирования. Если вы хотите поменять отель, вы говорите об этом помощнику и он бронирует другой отель с видом на море.

Подъезжает беспилотная машина и увозит вас в Шереметьево. Поскольку вы прогуливались без паспорта, то в Шереметьево на крышу вашего автомобиля личный дрон сбрасывает загранпаспорт (боюсь, что обеспечить распознавание вашего лица без паспорта аэропорт еще долго не согласится).

Вы прилетаете в Анапу, вас встречает беспилотный автомобиль и везет в отель. Регистрироваться нет необходимости, потому что отель уже получил информацию от авиакомпании, что вы приземлились и едете в город. Дверь в номер распознает вас в лицо и открывается, система управления номером радостно приветствует вас по имени-отчеству и предлагает ваш любимый апельсиновый фреш.

Поскольку номер с доступом к социальным сетям, с вашего разрешения отель информирует друзей, что вы в Анапе, и расшаривает ваши фото. Звучит музыка из вашего плейлиста. Захотелось вздремнуть? «Умные» окна немножко затемняются. Пока вы спите, «умная» кровать замеряет ваш пульс, давление, фазы сна, будит вас в нужной фазе. Вы выходите в город, сервис-гид на вашем смартфоне проводит вам экскурсию по Анапе.

А пока вы в отъезде, ваша беспилотная «Тесла» в Москве по ночам «бомбит» на «Яндекс.Такси», а заработанные цифровые рубли сбрасывает вам в Анапу, чтобы было на что купить круассан. Домой вы возвращаетесь богаче, чем были до поездки. Боюсь, что такому туристу не потребуются ни турагенты, ни туроператоры».

Сергей Ромашкин, вице-президент АТОР

Звучит утопично, да? С другой стороны, перенесемся на 30 лет назад, в 1993 год. Вы рассказываете там, как два дня назад отдохнули, допустим, уже в Сочи. А ваши собеседники делают круглые глаза буквально на каждом слове: билет можно купить не в кассе, а по компьютеру и без очереди? В санаторий попасть не по путевке, не по знакомству, а просто так? Такси вызвать заранее, приличное, да еще по фиксированной цене и по какой-то коробочке под названием «смартфон»? Ладно бы еще пейджер, поверили бы.

Зато, как и прежде, в дендрарий — толпы, лежак на пляже не достать, а над шашлычными висит ароматный дымок и раздаются мотивы попсовых хитов. Ну хотя бы что-то неизменно.

Внутренний космос

«Многое поменяется за эти годы, но неизменным останется то, что люди точно не перестанут путешествовать», — считает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

А вот как они будут это делать — уже другой вопрос. Ломидзе считает, что туристы начнут чаще путешествовать виртуально: в VR-очках, AR-реальности. «Сейчас в мире заметен вектор на оптимизацию, стремление уйти в свой мир и отдыхать без особого напряжения. Доля тех, кто будет использовать виртуальную реальность для путешествий, вырастет. И, соответственно, на этом может возникнуть бизнес. Кто-то захочет путешествовать по мирам, которых не существует, а кто-то — по реальным, но не тратить время и деньги на дорогу, проживание и общение с другими людьми», — сказала она.

Вице-президент АТОР, гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин считает, что к 2053 году у россиян появится больше свободного времени. Например, рабочая неделя все же сократится до четырех дней. «Это вызовет рост путешествий выходного дня, как это уже происходит сегодня на праздничные даты в феврале, марте и июне, когда можно отдыхать по три дня. Будем меньше работать — будем больше отдыхать», — сказал Ромашкин.

При этом, считает он, ожидания от путешествий останутся «по классике»: то, чего от них хотят последние 50–60 лет, будет и через 30: перезагрузка сознания, воссоединение с семьей, открытие для себя новых городов, лечение, экстрим. «Туристы консервативны и редко меняют свои предпочтения, а следующее поколение часто воспроизводит родительские паттерны отдыха и получения впечатлений», — пояснил Ромашкин.

«Безусловно, есть и другие виды туризма: гастрономический, винный, сельский, но их влияние на массовый туризм ограничено, все они только в начале пути к настоящей популярности», — добавил он.

«Самый большой бум ждет промышленный туризм, он войдет в школьные программы. У нас активно развиваются заводы и фабрики. Они готовы показывать производство, а людям интересно это смотреть», — рассуждает Амалия Акопова, ведущая программы «Дома ХОРОШО!» на радио «Москва FM 92,0». Речь идет и о военных, а также оборонных предприятиях, где смогут организовать туры для простых смертных. «Многие закрытые заводы, территории открываются для туристов, происходит это успешно, что классно», — говорит Акопова. Пример — остров Русский во Владивостоке, Камчатка, города в Мурманской области.

А что же с поездками к звездам? Сбудутся ли мечты еще советских людей? Майя Ломидзе тут скептична: «В области космического туризма обязательно будет динамика, лидером станет Китай. У них для этого будет транспортная возможность. Космотуризм не будет массовым, но определенное место все же займет».

Владивосток

Телепорт к Японскому морю

Эмоции и паттерны не изменятся, но вырвутся вперед технологии, которые в туризме начнут развиваться с впечатляющей скоростью. Путешествия будут удобнее, комфортнее и безопаснее.

«Сейчас туризм — это все же определенные усилия. От них наступит усталость. Поэтому все, что касается платежей, возможностей быстро все забронировать и мгновенно получить услугу, возобладает на рынке», — рассуждает Ломидзе.

Сергей Ромашкин считает, что нас ждет также сокращение времени на дорогу: «Фактически массовый туризм возник в мире в 60–70-е годы XX века — с появлением дальнемагистральных самолетов. Еще позднее росту числа туристов способствовали лоукостеры, сделавшие путешествия еще доступнее».

По словам эксперта, уже сейчас необходимы скоростные поезда на юг, чтобы до Черного моря из Москвы можно было добраться за 5–6 часов (вместо 25–40 часов). «По аналогии: те же «Сапсаны» в Санкт-Петербург — четыре часа вместо привычных восьми позволили городу удвоить турпоток за последние десять лет», — указал он.

Путешествия на поездах никуда не денутся, вопреки прогнозам некоторых футурологов. Более того, из средства передвижения на курорт они станут самоцелью, как это случилось сейчас, когда РЖД стали предлагать все новые железнодорожные круизы вроде хитовых «Жемчужины Кавказа» или «К виноградникам у моря». «А что, очень удобно: такой отель на колесах. С душем, туалетом, кондиционером, комфортной кроватью и, главное, — постоянно меняющимся видом из окна», — говорит Акопова.

«Нужно также быстрое развитие малой авиации (легкие самолеты, вертолеты, аэротакси) в труднодоступных районах, на охраняемых природных территориях. Хочется верить, что и дальняя авиация не остановится на нынешних 850–900 км в час. Россия — большая страна, мы хотим быть на Камчатке через два часа, а не через девять», — говорит Ромашкин.

«Уверена, что даже без сверхзвуковых самолетов Дальний Восток должен стать уже не таким дальним. Станет больше туристических предложений, не только от Приморья. Массовый турист откроет для себя Шантарские острова», — считает Амалия Акопова. По ее мнению, Японское море, которое в сезон по теплу не уступает Черному, станет популярной дестинацией.

«Мы очень надеемся, что те ограничения в авиационной отрасли, которые сейчас есть, все-таки будут отменены», — говорит вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин.

Он выразил надежду на то, что российский авиапром сможет полностью обновить флот уже в ближайшие пять лет отечественной техникой. Это те же Sukhoi Superjet 100, МС-21, Ту-214.

«Если до 2030 года у нас цель в два раза увеличить количество путешествий по стране, до 140 млн поездок, то в перспективе 30 лет их количество будет больше раза в три», — приводит цифры Горин. По его словам, если ранее доля перелетов по РФ у российских авиакомпаний была, как правило, не меньше 40%, то сейчас 80% — внутренние рейсы, а 20% — международные.

Шантарские острова

Дачники и уазики останутся и в будущем

Дмитрий Горин также отметил, что отрасль уже смогла переориентировать полеты в обход Москвы — ключевого авиационного узла. «Сейчас самые развивающиеся хабы с точки зрения внутренних перелетов — Новосибирск, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Красноярск, Владивосток, Казань. Туристы теперь могут путешествовать по России, минуя пересадку в столице. За счет этого в том числе увеличилась на 20% доля внутренних перелетов. И она продолжит расти», — уверен вице-президент РСТ.

Ломидзе считает, что путешествия по своим, домашним, регионам станут еще популярнее. «Уже сейчас мы видим значительный рост интереса к коротким поездкам, в свой или соседний регион, часто на личном авто. Такие путешествия недороги, их можно совершать несколько раз в год. Детям также комфортнее».

Жителям Сибири или Дальнего Востока сложно собраться, чтобы лететь через всю страну искупаться в море или полечиться в санатории. Все эти услуги должны быть в регионе проживания. «Если нет моря — отдых у озера, у реки, в отелях с круглогодичной инфраструктурой», — указал Сергей Ромашкин.

Поэтому нельзя забывать и автотуризм. «Нужно развитие и создание платных магистралей, где можно на высоких скоростях передвигаться на личном автомобиле. У страны, которая обладает своими нефтяными и другими ресурсами, автотуризм будет прогрессировать. В ряде областей, в первую очередь в южных регионах, туристов на своих машинах уже 60% от общей доли гостей», — приводит статистику Горин.

«Но вот дороги и дураки за 30 лет точно не исчезнут, — шутят блогеры и организаторы путешествий Ирина Полежаева и Антон Константинов. — Все наши «буханки» и «Нивы», которые по меркам современного мирового автопрома кажутся простейшими, останутся. Потому что их починить можно гаечным ключом! А это крайне важно в условиях бездорожья и возможности забраться в дальние уголки, которая есть в нашей стране».

Казань

На море — но подогретое белое

Майя Ломидзе считает, что топ направлений по России через 30 лет возглавит Санкт-Петербург. «Он все время обновляется! Там есть и пресная вода, и море. Это город, который заряжает. Москва при этом тоже будет в лидерах. Она останется обязательным и модным местом для посещения», — сказала она.

Ломидзе отметила, что вырастет запрос на места, где можно цивилизованно и комфортно отдохнуть (почти) в одиночестве: «Это может быть и тайга, но с инфраструктурой. А не проживание в палатке на болоте среди комаров».

Ромашкин считает, что сегодняшний топ-5 останется неизменным: Краснодарский край, Крым, Москва, Санкт- Петербург, Кавказские Минеральные Воды. «Каждый из этих регионов — лидер в своем виде туризма, и его отрыв от конкурентов очень велик».

Неужели новичкам тут не место? «Можно побороться за места с шестого и далее. Дагестан, например, совершил прорыв в туризме. Последние два-три года показывают, что регион может расти на 20–30% каждый год и быстро войти в десятку самых популярных направлений», — говорит Ромашкин.

«В туризме есть мода, и она весьма изменчива — это как с ресторанами. Есть локации, и они «выстреливают». Например, сейчас все едут в Дагестан, а прежде была ЮВА, а еще раньше — Европа», — рассуждает путешественник Антон Константинов.

На вопрос, что делать другим регионам, которые пока не удостоились внимания массового туриста, Ромашкин ответил так: «Россияне ездят и будут ездить во все регионы. Но последним тоже нужно постараться: искать своего гостя, тратить деньги на продвижение и рекламу направления, достойно встречать гостей. Впечатлить их… Пусть туристов будет не миллион, но и Сочи сто лет назад был маленьким курортным поселком».

Ждем и открытия новых круглогодичных курортов на пяти морях, анонсированных властями к 2030 году, — Каспийского прибрежного кластера, «Новой Анапы» и других.

И даже через 30 лет отпуск для многих все равно останется классической поездкой к теплому морю. Ромашкин уверен: пляжные регионы всегда будут в лидерах спроса, на них приходится больше половины поездок. Однако, подчеркивает глава АТОР, если не произойдут катастрофические климатические изменения. Ведь потепление уже с нами. Тогда, возможно, на курортах, где сейчас комфортно, летом будет невыносимо жарко, и, допустим, через 30–40 лет в той же Анапе высоким сезоном станет осень. Или даже зима.

«Еще через 30–40 лет существенное значение будет иметь вода. Так что путешествия к источникам чистой и пресной воды, рекам и озерам будут более распространенными, чем сейчас», — предположила Ломидзе.

«Уверена, что у нас наконец начнется история с парусным туризмом, как морским, так и речным. Изменится отношение к безграничным водным ресурсам, которые есть в нашей стране, но используются сейчас процентов на десять», — отмечает Амалия Акопова. Она предрекает развитие марин во всех крупных городах — как это сделано в европейских странах, «где это не развлечение для миллиардеров, а досуг для среднего класса, потому что семье отдыхать и передвигаться на яхте дешевле: это заменитель и отеля, и авто». Производство лодок уже сейчас налаживается в Нижнем Новгороде, Калининграде.

Это также, по ее словам, позволит открыть русский Север, который пока «крайне недооценен». «Мурманск — да, про него многие слышали, он активно развивается как место для гастротуризма и охоты за cеверным сиянием. Но, например, есть тот же Архангельск, где аврору можно увидеть без охоты — просто из окна гостиницы, как случилось со мной», — говорит она.

Блогер и путешественник Марк Еремин предсказывает бурное развитие серфинга на Курильских островах и Камчатке. «Поедут туда кататься и иностранцы. Мне кажется, у Камчатки с ее невероятной природой есть огромный потенциал, чтобы стать мировым серф-спотом, да и сноубордическим направлением», — уверен он.

Белое море

Турагенты против роботов

«Пока, честно говоря, ценник за туры по России, мне кажется по многим направлениям too much», — говорит Антон Константинов. Станут ли путешествия бюджетнее?

«Те тенденции, что сейчас есть в строительстве гостиниц, кемпингов, быстровозводимых отелей, говорят о большой палитре по цене. Но доступными путешествия будут только тогда, когда будет доступная перевозка, которая сейчас составляет 50% от тура, будь то авиа- или ж/д билет. Во всем мире этот показатель не превышает 30%», — рассказал Горин.

Однако он отметил, что без государственной поддержки снизить цены будет затруднительно. «Это могут быть прекращенные сейчас программы субсидирования чартеров, развитие семейных тарифов», — указал он.

Условная Алиса или Siri в будущем вряд ли помогут найти недельный тур в Сочи в августе в пятизвездочный отель на двоих за минимальную сумму. И вообще, по-прежнему будут востребованы турагенты и личное общение, считают эксперты.

«Туризм — отрасль прежде всего персонализированная. В ней важны знания и умение составлять маршруты. Так что, несмотря на переход в онлайн, останется важна роль клиента и персонального тревел-менеджера», — уверен Дмитрий Горин.

«Если пять лет назад по России 90% путешественников ездили самостоятельно и только 10% обращались к туроператорам, то сейчас последняя цифра приближается к 30%. Туристы все больше доверяют полное путешествие туркомпании. Это происходит за счет интересных предложений по цене, логистике. Помимо популярных направлений туркомпании предлагают хорошие путешествия от Калининграда до Дальнего Востока на любой бюджет в течение всего года», — добавил Горин.

Не исключено, что через 30 лет новые технологии еще больше станут нам помогать: получать впечатления, но уже знакомые, и ездить по маршрутам — но в основном классическим. А вот пройдет ли массовая мода на поездки по России, которая во многом возникла спонтанно и вынужденно? «Не пройдет. Эта мода была всегда — и будет», — уверен Горин.

Амалия Акопова добавляет: «Из-за пандемии и санкций все мы серьезно ограничены — и те, кто путешествовал за копейки с рюкзаком по Европе и ЮВА, и очень люксовые туристы, гонявшие в одни и те же паласы в Монте-Карло и на Комо. Но мы осмотрелись и поняли — страна у нас замечательная, красивая. И многие уже сейчас не стремятся переплачивать за заграницу. Так что внутренний туризм как был на пике, так и будет».

Калининград

Фото: Midjourney

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алексей Федоров: «Идея квантовых технологий уже необратимо изменила мир» Алексей Федоров: «Идея квантовых технологий уже необратимо изменила мир»

Когда ожидать квантового превосходства и какие изменения оно повлечет в будущем

РБК
Вокзал как искусство Вокзал как искусство

Вокзал Владивостока – не просто вокзал, а настоящий памятник русского зодчества

Отдых в России
Затерянный Хуэй Затерянный Хуэй

Как хуэй стали дунганами и оказались по другую сторону от Небесных Гор?

Вокруг света
Правила жизни атомщиков Правила жизни атомщиков

«Правила жизни» вспоминают волшебников от науки – четверых ученых

Правила жизни
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Солидная история Солидная история

Как развивался фондовый рынок России на протяжении 30 лет

РБК
«А я живу две жизни»: 3 вида детского вранья «А я живу две жизни»: 3 вида детского вранья

Почему дети врут?

Psychologies
Для упругих ягодиц Для упругих ягодиц

10 упражнений, которые помогут тебе обрести соблазнительные формы

Лиза
Русский авиапром отвоевывает небо Русский авиапром отвоевывает небо

«Суперджет» и серьезный рывок на пути к обретению звания «российский самолет»

Эксперт
Обвисшая грудь у мужчин: что это значит и как убрать? Обвисшая грудь у мужчин: что это значит и как убрать?

Разбираемся, почему у мужчин отвисает грудь и как с этим бороться

Maxim
ЛПХ-зависимый агро ЛПХ-зависимый агро

77% сельхозпродукции в Забайкальском крае приходится на хозяйства населения

Агроинвестор
Пограничное состояние Пограничное состояние

Как криптобиржи помогут обойти санкции

FP. BusinessReview
Палаццо Гергиева, дом Юдашкина и Машков-билдинг Палаццо Гергиева, дом Юдашкина и Машков-билдинг

В Ватутинках, реализован уникальный девелоперский проект Russian Design District

Эксперт
Была бы лодка Была бы лодка

Changan CS35 Plus и путешествия по воде

Автопилот
Ирина Хакамада: Как достигать своих целей Ирина Хакамада: Как достигать своих целей

Отрывок из книги «Чиллософия: опыты выхода из безвыходности»

СНОБ
Цугцванг: как выбраться из тупика. Советы психологов Цугцванг: как выбраться из тупика. Советы психологов

Цугцванг в жизни: что делать, когда задуманное не совпадает с реальностью

РБК
«Боль продолжается бесконечно»: как несчастная первая любовь влияет на дальнейшие отношения «Боль продолжается бесконечно»: как несчастная первая любовь влияет на дальнейшие отношения

Почему мы боимся впустить в жизнь нового человека?

Psychologies
Дерьмово выглядишь Дерьмово выглядишь

Как и зачем животные и растения притворяются экскрементами

N+1
Портрет и пейзаж Портрет и пейзаж

Природный ландшафт в оформлении интерьера квартиры в доме в горах

Идеи Вашего Дома
Домашний офис Домашний офис

Создаем интерьер для комфортной удаленки

Лиза
Сел и уснул: 10 лайфхаков, как хорошенько выспаться в самолете Сел и уснул: 10 лайфхаков, как хорошенько выспаться в самолете

Как «отключиться» от внешних раздражителей и погрузиться в сон на время полета

ТехИнсайдер
Шоссе энтузиастов Шоссе энтузиастов

Тест-драйв электромобиля «Москвич» по маршруту Москва — Ростов-на-Дону

Цифровой океан
Почему не стоит покупать дешевые кабели и адаптеры для зарядки Почему не стоит покупать дешевые кабели и адаптеры для зарядки

Какие подводные камни вас ждут при выборе кабеля и адаптера для зарядки телефона

CHIP
Вопрос / ответ Вопрос / ответ

Что ели русские крестьяне, кто изобрел алфавит и другие вопросы и ответы

Вокруг света
Коррупционеры в белоснежных тогах: верно ли мы думаем о Римской империи? Коррупционеры в белоснежных тогах: верно ли мы думаем о Римской империи?

Путешествие в мир алчности и бесстыдства Римской империи

Правила жизни
5 предметов, которые исчезли из школьной программы. Навсегда ли? 5 предметов, которые исчезли из школьной программы. Навсегда ли?

Возможно, школьные дисциплины времен СССР пригодились бы и сегодня?

Psychologies
Квартира для двоих Квартира для двоих

Московская квартира в стиле экошик: натуральные материалы, богатые фактуры

SALON-Interior
Искусственный разум и проблемы жизни Искусственный разум и проблемы жизни

Как должны складываться отношения искусственного разума и его создателя?

Правила жизни
Повторится ли дефолт 1998 года: размышления экономиста Повторится ли дефолт 1998 года: размышления экономиста

Насколько справедливы исторические параллели и к чему готовиться россиянам

ФедералПресс
Ну, приехали! Ну, приехали!

Как привести себя в порядок после отпуска и провести необходимый детокс?

Добрые советы
Открыть в приложении