Определения наиболее актуальных терминов и явлений новой «зеленой» экономики

РБКБизнес

Азбука устойчивого развития

Что такое устойчивое развитие, о котором в последнее время так часто говорят? Как связаны ресайклинг и углеродная нейтральность? РБК совместно с X5 Group составили азбуку устойчивого развития*, в которой расшифровали главные термины. Часть из них – в этом материале

Подготовила Екатерина Дыба

А — Апсайклинг

Апсайклинг — это не фабричная переработка, а ручная переделка устаревшей вещи. В ходе апсайклинга предмет не разделяют на элементы, а творчески переосмысливают в целом виде — и находят новый способ использования. Например, умельцы могут переоборудовать бочку в журнальный столик, мотоциклетный фонарь — в светильник, а старое платье перешить в карнавальный костюм.

Все чаще этот прием используется в современном искусстве для привлечения внимания к проблемам экологии. В витрине одного из московских «Перекрестков» можно увидеть 62-метровое мозаичное панно, созданное арт-группой «Ластик» из 340 кг пластика.

Г — Гринвошинг

Гринвошинг — (от англ. Greenwashing — зеленое отмывание) — позиционирование компании как «экологичной» без достаточных на то оснований.

«Зеленое» позиционирование товаров используют недобросовестные компании в погоне за прибылью. По данным аналитических исследований, на экологические свойства продуктов обращают внимание 60–70% покупателей. Многие потребители готовы платить больше за такие продукты. Подобный материальный стимул приводит к тому, что компании оказываются прямо заинтересованными в использовании приставки «эко» на этикетке своего товара — как ради повышения продаж, так и для наращивания выручки.

Виды гринвошинга

Скрытый компромисс. В этом случае бренд выделяет одно или несколько экопреимуществ товара и заявляет об этом. При этом по другим критериям продукт может быть неэкологичен, но об этом производитель умалчивает.

Ложные ярлыки. Производитель использует знаки, внешне похожие на настоящие экомаркировки.

Отсутствие доказательств. В этом случае заявленная экологичность не подкреплена доказательствами.

Неопределенность. Производители используют абстрактные термины, например «фермерский продукт», «зеленый» или «экологически дружественный».

Е — ESG

ESG — аббревиатура из первых букв слов Environmental, Social и Governance. Это три аспекта деятельности компании, на которые смотрят инвесторы: окружающая среда, социальное развитие и корпоративное управление.

Внимание к ESG-факторам выросло еще в 1960-е годы, когда крупные пенсионные фонды США начали пристально следить за условиями труда сотрудников в угольной и сталелитейной промышленности. В 1970-х, во времена апартеида, американские инвесторы вывели капиталы из компаний ЮАР, так как не хотели вкладывать деньги в «асоциальный» бизнес. Сейчас важным фактором для принятия решений среди крупных инвесторов становятся факторы защиты климата и окружающей среды.

Р — Ресайклинг

Ресайклинг — процесс производства сырья из вторичных отходов. Бумага, пластик, металл, стекло и более сложные композитные материалы могут быть переработаны и трансформированы в абсолютно новые предметы. У каждого материала есть предельное количество раз, которое он может быть переработан: например, целлюлозу можно перерабатывать до шести раз, пластик – 4–5 раз.

В 2020 году X5 Group передала на переработку порядка 620 тыс. т материалов от собственных операций. До 2023 года компания планирует увеличить до 95% долю перерабатываемых твердых отходов в собственных операционных процессах.

У — Углеродная нейтральность

Углеродная нейтральность — термин, который означает, что компания сократила до нуля выбросы углекислого газа и его аналогов в процессе своей производственной деятельности или компенсировала эти выбросы за счет углеродно-отрицательных проектов.

Ученые разделяют выбросы компаний на три сферы охвата:

  1. прямые выбросы предприятия при производстве;
  2. потребление энергии (важно понимать, из каких источников компания получает энергию: угольные станции, АЭС, ГЭС или иные источники);
  3. вся цепочка жизненного цикла товара: закупка сырья, доставка, продажа, использование, утилизация.

Три основных способа добиться углеродной нейтральности

  1. Сокращение прямых выбросов и переход на возобновляемые источники энергии — гидрогенерацию, солнечную энергию и энергию ветра;
  2. Прямой захват CO2 из воздуха;
  3. Компенсация через инвестирование в проекты, которые сокращают выбросы углекислого газа.

*Полная версия Азбуки устойчивого развития — на сайте РБК Трендов

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении