Почему «экологическая» поправка в закон об утилизации техники ухудшила положение дел в целой отрасли.

РБК

Тема номера — Спецтехника

Тяжелый металл

Почему «экологическая» поправка в закон об утилизации техники ухудшила положение дел в целой отрасли

После введения в феврале 2016 года утилизационного сбора на сельскохозяйственную и строительную технику цены на новые модели отечественного производства выросли на 20%, импортные — на 45%, а продажи техники б/у практически остановились. Как «экологическая» поправка заморозила рынок на сотни миллиардов рублей, и без того пострадавший от санкций и девальвации рубля, разобрался журнал РБК

Текст: Анна Кожухарь. Фото: Max Avdeev для РБК

Если вы посмотрите на стройки жилых домов, там кроме башенного крана есть еще такой минимальный набор: автобетоносмеситель, автокран и бульдозер средней мощности, говорит представитель одной из крупнейших лизинговых компаний в Москве: «Очень мало техники российского производства, новой еще меньше. На средних стройках, да и на больших, работают европейские, американские трехлетки или «китайцы» дешевые. Не могу сказать в процентном соотношении точно, но много».

Около 92% в 2015 году — оценило долю импортной спецтехники на российском рынке аналитическое агентство Global Reach Consulting (GRC). Сюда входит также дорожно-строительная техника вроде катков, асфальтоукладчиков, большие ковшовые экскаваторы, погрузчики, машины для уборки улиц и т.д. Некоторые из этих наименований, например самоходные краны массой выше 100 т, в России не производят, другие обычно не выдерживали конкуренции с импортными аналогами.

С 2013 года из-за девальвации рубля рынок дорожно-строительной техники неуклонно снижался. Цены на новые зарубежные модели возросли в несколько раз, но долгожданный спрос на продукцию отечественного машиностроения так и не появился — доля российской техники на стройках продолжает уменьшаться, как считают аналитики GRC.

Крупное строительство не остановилось даже в кризис, и новую импортную технику чаще всего заменяла не отечественная, а тоже импортная, но подержанная.

«Не было такого выбора — брать новый российский экскаватор или пятилетний из Германии. Даже если цена одинаковая, у зарубежной машины ресурс всегда больше. Что такое пять лет в Германии на микростройке под навесом, с хорошим топливом и правильным уходом? Это ерунда. У добросовестных западных поставщиков даже для б/у техники есть гарантия и сервис. Нельзя же остановить строительные работы и ждать импортозамещения», — рассуждает представитель лизинговой компании. Во многом для того чтобы изменить ситуацию в пользу отечественных производителей, власти решили внести изменения в закон об утилизации. Но все пошло не так.

Логика и комедия

В ноябре 2015 года проект поправок к федеральному закону «Об отходах производства и потребления» предложил профильный комитет Госдумы во главе с депутатом от «Справедливой России» Анатолием Аксаковым. В ходе заседания комитета депутат обозначил для поправок следующую цель: защита рынка от «опасной для использования, но в то же время конкурентной на нашем рынке продукции из-за рубежа, бывшей в употреблении».

В первой редакции предполагалось, что утилизационный сбор коснется только импортной специальной самоходной б/у техники и прицепов с большим сроком службы. Но после трех чтений законопроект изменился принципиально — аналогичный сбор стал касаться и новой, и отечественной техники. Логику трансформации законопроекта журнал РБК попытался восстановить с помощью участников его обсуждения.

Сначала из пункта 6 статьи 24.1 закона, где оговаривался перечень техники, освобожденной от уплаты утилизационного сбора, исчез пункт о технике, произведенной в странах Таможенного союза. То есть автоматически сбор стал касаться и российских производителей. Логично, что в утилизации нуждается вся техника, где бы ее ни произвели. Российской технике просто дали некоторые преференции вроде отсрочки выплаты на 45 дней.

Но если в утилизации рано или поздно будет нуждаться любая техника, почему сбор должен выплачиваться только за подержанные машины? Так в законопроекте появилась минимальная базовая ставка сбора для всех ввозимых и произведенных на территории РФ машин.

Позже постановлением правительства она была установлена в размере 150 тыс. руб., затем профильные министерства разработали к ней специальные коэффициенты. Сейчас утилизационный сбор на строительную технику — это 150 тыс. руб., умноженные на коэффициент в зависимости от возраста, массы и даже мощности машины. Хотя эти параметры не влияют ни прямо, ни косвенно на стоимость утилизации. В результате после уплаты сбора цена новых популярных моделей существенно изменилась. Стоимость нового автокрана в самой базовой комплектации за 55 млн руб. должна возрасти еще на 4,5 млн руб. утилизационного сбора. Цена трехлетней модели и вовсе заоблачна: 25 млн руб. плюс 35 млн 715 тыс. руб. утилизационного сбора.

«Нас торопило правительство, — пытается объяснять источник, близкий к профильному комитету Госдумы. — Из-за вступления в ВТО таможенные пошлины на целый ряд товаров пришлось снизить, нужно было легально возвращать эти деньги в бюджет без налогов».

По его словам, размер тарифов в законе не установлен, их регулирует правительство подзаконными актами: «Там собираются специалисты из профильных министерств, совещаются с бизнесом, и получается то, что получается». Правда, об участии в подобных совещаниях не вспомнил никто из опрошенных журналом РБК представителей российских и зарубежных компаний, занимающихся производством, поставкой и лизингом строительной и сельскохозяйственной техники. Многие пытались связаться с профильными министерствами уже после введения утилизационного сбора.

В Ассоциации европейского бизнеса, куда входят крупнейшие импортеры, включая JCB, John Deere, Komatsu и др., журналу РБК рассказали, что в августе 2016 года направили на имя заместителя главы Минпромторга Александра Морозова письмо с просьбой пояснить установленные тарифы и изменить их на соответствующие реалиям рынка, но никакого ответа так и не получили. Текст письма ассоциация не предоставила. Об обращениях в Минпромторг, Минсельхоз и даже Гостехнадзор в связи с введением утилизационного сбора журналу РБК рассказали представители британской JCB и Петербургского тракторного завода.

В пресс-службе министерства судьбу письма не уточнили, но сообщили, что изменения в закон №89 проходили публичное обсуждение в комитетах Государственной думы и Совета Федерации, а постановление разрабатывалось при участии крупнейших потребителей и производителей самоходных машин и прицепов. В министерстве «готовы рассмотреть все предложения относительно совершенствования нормативной правовой базы, касающейся взимания утилизационного сбора».

«Комедия тут не только в том, что нас не зовут обсуждать методику нового сбора. Этот сбор нас ведь поддерживать должен, а у нас стоимость каждой машины в среднем на 4 млн выросла», — возмущается представитель российского завода строительной техники.

Плач из Тюмени

По некоторым категориям техники сбор ударил особенно сильно: так, представители Великолукского завода прицепов в марте этого года заявили журналу «Стройдормаш», что цена базового прицепа в 200 тыс. руб. в результате введения сбора увеличилась сразу на 400 тыс., до 600 тыс. руб.

Именно производителям прицепов удалось добиться послаблений — после жалобы напрямую главе государства. 14 апреля на прямую линию с Владимиром Путиным дозвонился сотрудник тюменской компании «Уралвагонприцеп» Дмитрий Дудин, который рассказал, что в том числе из-за введения утилизационного сбора стоимость продукции предприятия возросла в несколько раз, продажи снизились, а работникам три месяца не платят зарплату. Сразу после прямой линии Путин поручил профильным министерствам доработать постановление, и уже 12 мая Минпромторг сообщил о полной отмене утилизационного сбора для прицепов массой до 10 т.

«Единственное, о чем нам это говорит, — никакой продуманной нормы нет. Все эти коэффициенты взяты с потолка. Они принимались меньше чем за год и отменяются по щелчку», — комментирует руководитель отдела продаж крупного зарубежного поставщика строительной техники. По его словам, стоимость базового автокрана выросла с €700 тыс. до €900 тыс. и в первом полугодии продажи в компании упали на 45%.

«Государство — наш крупнейший покупатель, — продолжает представитель компании, — нефтегазовый сектор, дорожное и муниципальное строительство — этим занимаются государственные и окологосударственные структуры, теперь они тоже вынуждены покупать технику по более высокой цене». Если государственные структуры являются крупнейшими потребителями строительной техники, то утилизационный сбор, с одной стороны, приносит дополнительные доходы в бюджет, а с другой — сам является расходной частью.

Российские производители столкнулись с еще одной неожиданной проблемой — в ответ на введение утилизационного сбора для техники, произведенной в странах Таможенного союза, ответные меры ввела Белоруссия, увеличившая базовую ставку утилизационного сбора для продукции, изготовленной в России. В результате, по словам директора по финансам и экономике Клинцовского автозавода Владимира Николаенко, поставки продукции этого предприятия в Белоруссию в 2016 году снизились более чем втрое.

Особняком стоит сельскохозяйственная техника, увеличение цен на которую ставит под удар многих средних и мелких сельхозпроизводителей. После введения сбора крупнейшая государственная компания «Росагролизинг» заявила о перебоях с поставками техники: поставщики направляли проекты новых ценовых соглашений с лизинговой компанией, в которых заявлялось значительное повышение стоимости, ссылаясь на утилизационный сбор.

В «Росагролизинге» заявляют, что перебои с поставками существуют и сейчас, но их стало меньше, однако цены на сельхозтехнику возросли. Популярные модели комбайнов в 2013–2016 годах, отмечают в компании, подорожали на 50 и даже 80%, а некоторые виды тракторов — на 28–79%. Такой скачок нельзя объяснить только новым сбором, но для некоторых производителей это причина для заморозки контрактов и задержки поставок. Именно подержанную сельскохозяйственную технику закупали региональные мелкие предприятия. Теперь выбора у них нет: дорогая новая или еще более дорогая старая.

С 2013 года некоторые отечественные производители согласуют ценообразование с законом «О предоставлении субсидий производителям сельскохозяйственной техники». Например, АО «ПТЗ» (производитель тракторов «Кировец») предоставляет аграриям — конечным покупателям и/или лизингополучателям — скидку в размере 25–30%. Затем сумма предоставленной скидки компенсируется заводу Минсельхозом. Но сумма компенсации зафиксирована не в процентах, а в рублях.

Сумма утилизационного сбора в зависимости от модели «Кировца» составляет от 750 тыс. до 1,35 млн руб. — именно на столько должна вырасти цена. Но если компания увеличит цену, сумму возмещаемой скидки государство не изменит. «По этой причине повышение отпускных цен на тракторы «Кировец» на сумму уплачиваемого утилизационного сбора просто технически процедурно невозможно», — говорит представитель завода. Не поставлять технику потребителям пред- приятие не может, поэтому пытается «оптимизировать затраты, снижать издержки и искать альтернативы импортным комплектующим».

Бессмысленный и беспощадный

Принятые в феврале поправки не устанавливают, кто, как и куда будет расходовать средства, полученные за утилизационный сбор, и кто будет заниматься утилизацией техники. Нет единой организации с подходящей инфраструктурой, куда можно позвонить, например, назвать номер паспорта машины и попросить утилизировать.

Председатель комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса Андрей Комов утверждает, что современная техника более чем на 90% состоит из высококачественной стали, поэтому сдача, например, экскаватора в металлолом позволяет окупить значительную часть утилизационных расходов. «Если раньше, сдав изношенный прицеп в металлолом, например, сельхозпроизводитель получал деньги, то сейчас эти деньги предлагается изначально заплатить, чтобы его утилизировать», — говорит представитель Великолукского опытного машиностроительного завода.

Кроме уплаты дополнительных денег, в схеме ничего не меняется — владельцы техники по-прежнему будут заниматься ее утилизацией самостоятельно, только теперь от сдачи ломаи запчастей они получат гораздо меньше, ведь ее возросшая стоимость никак не связана с ценой на металлолом. Ту технику, что невыгодно сдавать или восстанавливать, просто бросят ржаветь в поле.

Аналитики GRC подсчитали, что износ общего парка дорожно-строительной техники в России составляет 50%. К 2018 году они прогнозируют существенный рост спроса на технику в связи с увеличением числа инвестиционных проектов в дорожном, коммерческом и жилищном строительстве. Подорожавшую из-за нового сбора технику все равно будут покупать — просто дополнительная стоимость каждого экскаватора, крана или бетономешалки будет включена в цену квартир, дорог и мостов.

При участии Владимира Новоселова

Благодарим компанию Global Reach Consulting за предоставленные данные

Реклама

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Электронные слуги народа Электронные слуги народа

Антивирусные ограничения подстегнули цифровизацию государства

Эксперт
Lexus RC F Lexus RC F

Доблестный восьмицилиндровый мотор на 477 «лошадок» и «злые» настройки: купе у японцев получилось агрессивным и интригующим. Оно совсем не боится трека.

Quattroruote
Томми-американец Томми-американец

В но­яб­ре в Америке вы­хо­дит ав­то­био­гра­фия Томми Хилфиге­ра. Vogue вы­брал луч­шие пассажи.

Vogue
Лена Темникова. Почему певица боится экстрасенсов? Лена Темникова. Почему певица боится экстрасенсов?

Принято считать, что люди искусства суеверны, верят в мистику и предсказания, но на самом деле все не так однозначно.

Лиза
Плакали ваши денежки Плакали ваши денежки

Одни экономят. Другие зарабатывают. Как перейти из одного лагеря в другой?

Cosmopolitan
Infiniti QX50 Infiniti QX50

Он меняет концепцию кроссоверов японской марки. Вместе с ним дебютирует бензиновый мотор с изменяемой степенью сжатия.

Quattroruote
Мой мучитель Мой мучитель

Как понять, что ты связалась с не самым здоровым человеком

Cosmopolitan
Святые отцы Святые отцы

Больше хо­ро­ших ге­нов! Для вдох­но­ве­ния «Татлер» со­брал до­сье на два­дцать семь мно­го­дет­ных пап. Степень свя­то­сти у них раз­ная, но все спо­соб­ны про­кор­мить птенцов.

Tatler
45 минут с — Кирилл Серебренников 45 минут с — Кирилл Серебренников

Режиссер о культуре как способе борьбы со смертью, татуировках как признаке инфантильности и занятиях архитектурой для воплощения собственных снов.

Numéro
Чем бо­га­ты, тем и рады Чем бо­га­ты, тем и рады

Декоратор Женя Жданова офор­ми­ла в Подмоско­вье дом с эле­мен­та­ми им­портозамещения.

AD
Законы привлекательности Законы привлекательности

До определенного возраста мы чувствуем себя желанными и радостно флиртуем с мужчинами. А потом все это внезапно заканчивается. Почему так происходит и можно ли как-то вернуть радость общения с противоположным полом? У нас есть ответы!

Добрые советы
Бизнес под огнем Бизнес под огнем

Недалеко от руин Донецкого аэропорта работает завод турецкого инвестора Казима Сериндага.

Forbes
15 мыслей Игоря Ларионова 15 мыслей Игоря Ларионова

Хоккеист, начинавший карьеру с Вячеславом Фетисовым в ЦСКА, а завершивший ее в НХЛ, трижды выиграв кубок Стэнли, — сегодня успешный хоккейный агент и винодел.

GQ
Не на пустом месте Не на пустом месте

До сих пор лишь японцы создавали «с нуля» премиум-бренды, чтобы соперничать с немцами. Но Hyundai решил повторить этот опыт. Quattroruote разузнал подробности о модельной гамме марки Genesis.

Quattroruote
Ливанский орден Ливанский орден

Современный Бейрут — одна из самых динамичных столиц Ближнего Востока. О своих любимых местах ливанской столицы, знаменитых и потайных, рассказывает интерьерный дизайнер Клод Миссир.

AD
Cadillac Escalade Cadillac Escalade

Когда эта махина появляется на дороге, остальным участникам движения только и остается, что смиренно уступить дорогу. Еще бы, ведь это один из самых больших серийных кроссоверов в мире!

АвтоМир
Думы в черном Думы в черном

Марк Мейре, директор креативного агентства и неутомимый путешественник, ведет яркую жизнь. Но в его доме господствует лишь один цвет — черный.

AD
Цвета севера Цвета севера

Деревья знакомых пород, только ростом гораздо ниже. Вместо ночи – невнятная серая мгла. Много камней, мха, лишайников и неестественно ярких на окружающем фоне цветов. Но кроссоверы Ford такие же, как везде. А мы изучаем красоты Кольского полуострова

АвтоМир
Renault Koleos Renault Koleos

Столики, шторки, откидной задний борт – салон прежнего Koleos был скроен по канонам лучших минивэнов, шасси настроено в заботах о комфорте, а внешность была подчеркнутно неагрессивной. Новое поколение кроссовера создано с чистого листа. Правда, от семейных ценностей он не отказывается

АвтоМир
Пара кликов Пара кликов

Всемирная паутина предоставляет множество возможностей для новых знакомств. Миллионы людей ищут и довольно часто находят друг друга именно в сети. О самых популярных и эффективных интернет-сервисах читайте в нашем обзоре.

Добрые советы
Бойцовский клуб Бойцовский клуб

Самое маленькое купе Porsche получило цифровой индекс и лишилось 6-цилиндровых двигателей. К чему все это? Точный ответ существует!

АвтоМир
Я шел к тебе четыре года Я шел к тебе четыре года

Декораторам из бюро Berphin Interior достались клиенты-перфекционисты: потратив на ремонт четыре года, они не остановились, пока не добились в точности того, чего хотели.

AD
Porsche 718 Boxster Porsche 718 Boxster

Исторический момент: немецкий спайдер отказался от шестицилиндрового атмосферника в пользу четырехцилиндрового турбомотора. Больше мощности, тяги и совсем другая музыка.

Quattroruote
Персона | Ева Грин Персона | Ева Грин

Внимание! Этот текст полон беспардонного восхваления

Мир Фантастики
Lamborghini Centenario Lamborghini Centenario

Провокация из Сант’Агаты – и по форме, и по содержанию: гиперкар с 12-цилндровым мотором и полноуправляемым шасси. Мощный, быстрый и, главное, необычайно проворный.

Quattroruote
А я санкций не боюсь… А я санкций не боюсь…

Собрались за границу на личном автомобиле? Позаботьтесь заранее о том, чтобы собрать все нужные документы и подготовить саму машину

АвтоМир
С нами Босх С нами Босх

Выбор «Сноба»: самые интересные выставки этого лета от Лондона до Флоренции.

СНОБ
Mercedes B-Сlass Mercedes B-Сlass

С одной стороны, этот автомобиль очень похож на хэтчбек, с другой – вроде бы и минивэн. Так с какими задачами ему под силу справиться, а с какими нет?

АвтоМир
Война миров Война миров

Не будь английского костюма, не было бы неаполитанского плеча, римского силуэта «перевернутого треугольника» и похожих на песочные часы флорентийских бортов.

The Rake
Хочу внести ясность Хочу внести ясность

Публикация Алексея Арбатова «Осторожно, грабли!», вышедшая в «Огоньке» три недели назад, вызвала оживленную полемику в обществе и нечто весьма похожее на истерику в сетевых ресурсах специфической направленности. Градус дискуссии побудил автора вернуться к теме

Огонёк
Открыть в приложении