Передовые разработки для моментальных анализов.

Элементы / Гаджеты

Медицина смартфона

Технические характеристики современного смартфона позволяют ему быть не только средством общения, игровым центром или точкой доступа в интернет. В последние годы ученые все чаще придают мобильным устройствам «медицинские» функции. За счет недорогих дополнительных элементов смартфоны становятся подобны кардиографу, УЗИ-сканеру или стетоскопу, а то и вовсе трансформируются в миниатюрные диагностические лаборатории. Журнал РБК изучил самые амбициозные разработки.

Текст: Иван Осипов

О чем молчат мужчины

Разновидность концепции «лаборатории в кармане» в июле 2016 года реализовали ученые из Медицинского университета Доккио и Университета Иллинойса — их статья вышла в журнале Fertility and Sterility. Авторы идеи решили помочь мужчинам, которые из стеснения или недостатка средств не обращаются к врачам для анализа спермы. Низкое качество семенной жидкости — причина 30% случаев, когда у пар не выходит зачать ребенка. Изобретение представляет собой набор элементов, главный из которых — мощная линза толщиной 1 мм, которая насаживается на камеру смартфона и трансформирует ее в микроскоп, способный увеличивать в 555 раз. В набор входят пипетка для забора образца и оргстекло для нанесения биоматериала и соединения с насадкой-микроскопом. По результатам анализа устройство подсчитывает общее количество сперматозоидов и процент подвижных половых клеток. Если показатели не в норме, пользователю стоит все же обратиться к врачу для точного вердикта своей репродуктивной функции. Точность анализа, утверждают изобретатели, практически не уступает лабораторным тестам. Устройство под брендом Tenga уже можно купить в Японии по скромной цене менее $10.

Универсал из «Звездного пути»

Устройство для диагностики состояния здоровья Scanadu Scout — коммерческая разработка. Его в 2013 году придумали инженеры американского стартапа Scanadu. Они вдохновились трикодером, которым в сериале Star Trek пользовался доктор Маккой. Приложив Scout на десять секунд к виску, пользователь получает на смартфон информацию о целом ряде параметров — температуре, давлении, частоте дыхания, сердечном ритме, базовую ЭКГ и др. Внутри устройства — 32-битный процессор под управлением ОС Micrium, (ее использует в своих аппаратах NASA), а также набор датчиков. Scanadu собрала краудфандингом $1,6 млн, затем привлекла еще около $50 млн от инвесторов. Цена устройства — от $150 до $200. Проблемой Scout стали разногласия с американским регулятором FDA, который затянул лицензирование медицинского статуса гаджета, а в начале 2017-го потребовал от производителя прекратить поддержку устройства.

ELISA для бедных

В феврале 2015 года группа ученых из Калифорнийского университета представила в журнале Science Translational Medicine изобретение, с помощью которого любой врач со смартфоном может за 15 минут провести анализ на ВИЧ-инфекцию и сифилис. Небольшое устройство, соединяется с гаджетом через разъем для наушников. В микрочип вставляется пластиковый контейнер с каплей крови. Когда «кассета» с биоматериалом оказывается внутри системы для экспресс-диагностики, пользователю необходимо запустить на смартфоне специальное приложение для старта процедуры. Результаты заносятся в память и выводятся на экран смартфона. Их качество, по заверениям исследователей, не уступает лабораторному иммуноферментному тесту ELISA. Но оборудование для ELISA стоит до $18 тыс., а производство системы, придуманной учеными, обходится не более чем в $34. В Руанде, где проводились эксперименты с разработкой, точность результатов анализов почти 100 беременных женщин близка к 100%.

Противораковый корпус

Насадка для смартфона, которая умеет анализировать ДНК человека, — изобретение с такой миссией представила в январе 2017 года в журнале Nature Communications группа ученых из Стокгольмского, Уппсальского и Калифорнийского университетов. Это легкий портативный микроскоп, который крепится на камеру мобильного устройства (пока он совместим с моделью Nokia Lumia 1020) и анализирует образцы ДНК на предмет мутаций, ассоциирующихся с целым рядом заболеваний, в том числе онкологических. Принцип работы прост: исследователь помещает образец ткани в контейнер, насадка-микроскоп «прочитывает» изображение биоматериала и делает вывод, есть ли в последовательности химических оснований ДНК отклонения, свидетельствующие о болезни. Результаты анализа выводятся на экран смартфона. В рамках экспериментов устройство успешно проанализировало раковые клетки с точностью, сравнимой с лабораторным оборудованием. Насадка, по оценке изобретателей, будет стоить не более $500, что вчетверо дешевле самых недорогих лабораторий для ДНК-анализа. Устройство призвано помочь развивающимся странам.

Фото: DR, Колумбийский Университет, Калифорнийский Университет в Лос-Анджелесе

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека» Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека»

Минувший год имеет шансы войти в историю как время взрывного роста нейросетей

Ты просто космос, Стася Ты просто космос, Стася

Стася Милославская о семейных ценностях и об изменениях в обществе

Самый большой Самый большой

Чиновники могли входить на территорию дворца только с ведома императора…

Острый вкус дикого васаби. Новый фильм Рюсукэ Хамагути «Зло не существует» Острый вкус дикого васаби. Новый фильм Рюсукэ Хамагути «Зло не существует»

«Зло не существует» — трагедия о потемках человеческих душ

Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли

Астероид Камоалева мог быть выбит с поверхности Луны в прошлом

Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку 8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку

Активности, которые помогут лучше узнать партнера и открыть с новых сторон

Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

5 эффективных способов избавиться от неприятного запаха с ковра 5 эффективных способов избавиться от неприятного запаха с ковра

Давайте же вернем в ваш дом запах свежести

7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров 7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров

Почему кофеварки, латунь и нержавеющую сталь нельзя мыть мылом для мытья посуды

Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

«Конек-Горбунок» и «Госпожа Бовари»: запрещенные книги, которые стали классикой «Конек-Горбунок» и «Госпожа Бовари»: запрещенные книги, которые стали классикой

Книги, которые сперва вызывали вопросы цензоров, но стали мировой классикой

Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье

Основные причины финансовых разногласий в парах

Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

«Справедливый мир»: почему мы осуждаем жертв насилия «Справедливый мир»: почему мы осуждаем жертв насилия

Почему многие люди склонны защищать тех, кого обвинили в насилии?

Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

Первый элемент Первый элемент

Академик Михаил Федонкин — о сформировавшихся под влиянием жизни минералах

1 из 5 человек хочет сбежать перед собственной свадьбой 1 из 5 человек хочет сбежать перед собственной свадьбой

Гораздо больше людей трусят в момент свадьбы, чем вы могли бы подумать

«Не умеют слушать»: как работать с такими коллегами и руководством «Не умеют слушать»: как работать с такими коллегами и руководством

Мы стремимся донести до коллег точку зрения, однако нас не слышат. Что делать?

Лекарство от диабета облегчило симптомы болезни Паркинсона Лекарство от диабета облегчило симптомы болезни Паркинсона

Лекарство от диабета тормозит прогрессирование симптомов болезни Паркинсона

Полет Гагарина Полет Гагарина

Как на самом деле проходил первый полет Гагарина в космос?

Знание – сила
Лошадиная сила Лошадиная сила

Когда автомобиль превратился в средство передвижения, лошади стали роскошью

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Региональным банкам нужен особый статус» «Региональным банкам нужен особый статус»

О том, как повысить роль средних региональных банков и стимулировать их развитие

Как и чем почистить дроссельную заслонку и как часто нужно это делать Как и чем почистить дроссельную заслонку и как часто нужно это делать

Все о чистке дросселя: нужно ли это делать, и какие могут быть последствия

Восстановить мост в Балтиморе мешает закон, придуманный во времена парусных кораблей Восстановить мост в Балтиморе мешает закон, придуманный во времена парусных кораблей

Владельцы MV Dali, врезавшегося в мост, могут избежать ответственности

Соблазн свободы. Почему зрители любят роуд-муви Соблазн свободы. Почему зрители любят роуд-муви

Чем путешествия отличаются от странствий и что роднит роуд-муви и вестерн?

Врач о способе очистить организм от ядов: все, что нужно знать о детоксе Врач о способе очистить организм от ядов: все, что нужно знать о детоксе