«Буханка» кормит завод УАЗ вот уже 60 лет

QuattroruoteАвто

Рецепт ее выпечки

«Вечный хлеб». Название советского романа А. Беляева подошло бы и для биографии этой машины. «Буханка» кормит завод УАЗ вот уже 60 лет.

Текст Александр Катаев
Фото УАЗ

Всемирная автомобильная история помнит 1955 год по премьере «Богини» Citroёn DS. Но в том же году был и приказ Минавтопрома СССР о создании первого оригинального УАЗа: требовались проходимые малотоннажники для армии и региональных хозяйств. Началась история семейства 450, эпохальной «Буханки».

Поиск формы. «Буханками» прозвали первые прототипы с покатой крышей. Но проект В. Арямова (рис.) раскритиковали военные. Для увеличения вместимости кузова П. Куликов изменил его на привычный нам с прямым верхом.
Явные плюсы. При общей унификации с ГАЗ-69 машины с кабиной над мотором были ощутимо объемнее для грузов и могли везти на три центнера больше.
Основа основ. Рама с удлиненными лонжеронами, смещенный в базу мотор, мосты на рессорах. На рисунке улучшенная компоновка УАЗ-451 (1961 г.), с которой семейство дошло до наших дней.

Машину строили на основе выпускаемого заводом ГАЗ-69, но капотной компоновке предпочли функциональную вагонную. Приоритетными версиями стали фургон 450, санитарка 450А и грузовичок 450Д. Автобус 450В признали менее значимым, и такой кузов пошел в серию лишь в конце 60-х. В угоду армии заготовили и штабную версию 450Б со столиками, спальными местами, телефоном, рацией и сейфом, но военные отказались. Попадать в середину салона у первых вагонных кузовов предлагалось через задние двери, боковой средней не было. Мотор тоже взяли от ГАЗ69, это был доработанный нижнеклапанный агрегат с объемом до 2430 см3 и мощностью 62 л.с., его сопрягли с 3-ступенчатой МКП. Грузоподъемность достигала 800 кг, привод 4х4 сочетался с отличной геометрической проходимостью, клиренс составлял более 200 мм. Прямых аналогов в мире у моделей 450 не было. Последовали изнурительные испытания в естественных условиях по всему Союзу, которые позволили найти несколько слабых мест в конструкции, а в целом показали ее завидную жизнеспособность. Масштабный выпуск нарастили к 1959 году, и тем временем уже планировалась модернизация.

Вести из булочной

Следующей ступенью эволюции семейства стала разработка моноприводной гаммы 451, которую затем выпускали до 1982 года. Конструкторы предложили ряд улучшений: мотор для оптимизации развесовки сдвинули назад и вниз — заодно выиграли по простору в кабине, редуктор рулевого перенесли на внешнюю сторону лонжерона для более удобного расположения колонки. В 1961 году УАЗы модернизировали еще глубже: раму, подвеску, валы, КП, тормоза и органы управления. «Буханка» прибавила сдобы. Тем временем мелкие автопредприятия занимались и переделками кузовов: превращали фургоны в пассажирские, не дожидаясь серийных микроавтобусов.

Каноничный облик передней части появился у генерации 452, которую создали на заднеприводной платформе в 1965 году. Тогда УАЗы получили двигатель от ГАЗ-21 — верхнеклапанник объемом 2445 см3 и мощностью 70 л.с. в паре с 4-ступенчатой МКП. Прежний сложный воздухозаборник оказался не нужен, а новый упрощенный диктовал опустить переднюю облицовку так, как видим и сейчас. Тогда же УАЗы украсила знаменитая теперь эмблема-чайка. Сейчас о машине поколения 452 принято говорить как о чем-то неизменном. Она все же понемногу менялась! С появлением в 1972 году командирского УАЗ-469 ходовую «Буханки» унифицировали ему под стать. Но затем на технике словно отразился брежневский застой. Очередная крупная модернизация случилась лишь в 1985-м. Мощность подняли до 90 л.с., поставили двухконтурный привод тормозов с вакуумным усилителем и мосты с иными передаточными числами. Вдобавок фургон стал называться УАЗ-3741, грузовик — 3303, микроавтобус — 2206, а санитарка — 3962. Еще 12 лет, и появился 98-сильный мотор УМЗ-4218 2.9. И еще через десять — УМЗ-4213, отвечающий нормам Евро 3. Сегодняшние «Буханки» дополнены AБС, у них травмобезопасный руль с ГУРом, а двигатели соответствуют нормам Евро 5. Аллилуйя!

На том же месте. Приборы всегда были по центру панели, но у первых машин еще и горизонтально под стеклом. Вот дожили до комбинации с дисплеем. Однако в этой кабине от перемены слагаемых сумма ощущений почти не меняется.

Нечерствеющая

Ассортимент ульяновской «булочной» мог быть гораздо разнообразнее. Наладив выпуск поколения 450, заводчане взялись за эксперименты. Например, опыт малыми силами: автобусик УАЗ-450И, сделанный в 1963 году по договору с совхозом «Труд» из Саратовской области, доставлял горячую пищу механизаторам и был оснащен креплениями для термосов. Позже машиностроительному заводу в Луцке помогли освоить «Буханку» под псевдонимом ЛуМЗ-946 с изотермическим кузовом и холодильной установкой.

Были опыты посерьезнее. В 1960-х УАЗы пробовали ставить на железнодорожный ход, вели испытания снегохода 451С и седельного тягача 451П. В 1970-х работали с трехосным 452К, он вышел чересчур тяжелым и прожорливым, но на его базе грузинский кооператив после собрал несколько шестиколесных реанимобилей «Медея» для горных спасателей. Наконец, создали электромобиль 451МИ, этот пошел в эксплуатацию.

Головастик XL. Некий симбиоз-оптимум в сегодняшнем ряду малотоннажной классики — УАЗ «Фермер» 39094 с пятиместной двойной кабиной. Бензиновый двигатель ЗМЗ40911.10 объемом 2,7 л выдает 112 л.с. и 198 Нм, работает с 5-ступенчатой МКП. Версия стоит 696 690 руб., что на 62 000 руб. дороже обычного грузовичка

Новость нынешнего года — свежеиспеченная «Буханка» в юбилейном исполнении. Двухцветный серо-зеленый кузов, белые диски, особый шильдик в виде ранней ульяновской эмблемы. У версии впервые единый ключ для ручек дверей и замка зажигания, сами ручки тоже другие, обивка сидений с водоотталкивающей пропиткой, а передние кресла с подогревом. Еще одно отличие — принудительная блокировка дифференциала заднего моста. Шикарная по меркам семейства машина стоит 757 700 руб., обычная же — от 646 590 руб. За такие деньги покупатели «Буханки» все еще готовы мириться с ее преклонным возрастом. Как говорится — и то хлеб!

Вездеходы

Испытано страной

Хроники испытаний УАЗов достойны книги. Автомобили гоняли по всей географии СССР на десятки тысяч километров от Крайнего Севера до Кавказа, полученный опыт не дали бы никакие полигоны. Один из самых тяжелых пробегов был в Каракумах. Причем вездеход тестировали не только заводчане. В 1966 году корреспонденты газеты «Известия» одолели на УАЗ-452А по кличке «Тихон» длиннющий маршрут от Ульяновска до Москвы, далее по Нечерноземью, Средней Азии и Сибири. А вот трогательная история: на испытаниях северной санитарки 452АС в Якутии машина помогла вывезти роженицу из дальнего селения, и на свет благополучно появилась девочка Ульяна.

Редкие виды

Эксперименты

Опытные образцы снегохода 451С и седельного тягача 451П (оба 1962 года) тоже на полном серьезе проходили испытания. Тягач тестировали несколько месяцев. А вот работа со снегоходом шла почти шесть лет и увенчалась пробегом по маршруту Новосибирск — Омск — Кустанай —Уральск —Ульяновск. Впрочем, серийным полугусеничный УАЗ тоже так и не стал. Электрокар 451МИ оказался удачливее и был в эксплуатации. Аккумуляторы размещались под рамой, а зарядник стоял на самой машине — подпитаться можно было от городской электросети. За час батареи пополнялись на 70%. Грузоподъемность 451МИ составляла 500 кг.

Размечтались

Минувшее будущее

В начале 2000-х заводчане сконструировали концепты с прицелом на замену устаревших малотоннажников. Минивэн 3165 «Симба» и его улучшенный двойник 3165М производили самое приятное впечатление, были просторными и комфортными. Но, увы, новинка оказалась неподъемной для завода, который переживал тяжелые времена. Вдобавок 3165 выходил очень дорогим и для рынка, перспективы рисовались сомнительные. С тех пор идея новой «Буханки» так и витает в воздухе. Посмотрите, как эффектно развил ее в своей дипломной работе выпускник МАМИ Алексей Браверман (фото внизу).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жизнь на полной мощности Жизнь на полной мощности

Управление энергией – ключ к высокой эффективности, здоровью и счастью

kiozk originals
Как работает «эффект Меган Маркл» Как работает «эффект Меган Маркл»

Как менялся стиль Меган Маркл и почему с нее стоит брать пример

Vogue
Виртуальная трансмиссия Виртуальная трансмиссия

Полноприводные автомобили могут обходиться без механических узлов

Quattroruote
Самый умный, да? Самый умный, да?

Многие животные выделывают такое, чего человек не может даже представить

Вокруг света
17 самых легендарных опечаток в истории 17 самых легендарных опечаток в истории

17 самых легендарных опечаток в истории

Maxim
Образ под ключ: 6 мастхэвов осени, которые выручат в любой ситуации Образ под ключ: 6 мастхэвов осени, которые выручат в любой ситуации

Как выглядеть стильно и современно этой осенью

Cosmopolitan
Гулливеры нашего времени Гулливеры нашего времени

Сравнительный тест Chevrolet Traverse и Volkswagen Teramont

АвтоМир
20 важных вопросов про галстуки 20 важных вопросов про галстуки

Рассказываем о главном мужском аксессуаре

GQ
Ура, скоро в школу! Ура, скоро в школу!

Помоги ребенку-первокласснику подготовиться к учебному процессу

Лиза
7 знаменитых врачей Античности и Средневековья 7 знаменитых врачей Античности и Средневековья

Знаменитые врачи, спасавшие пациентов во времена Античности и Средневековья

Дилетант
Дом, в котором живут надежды: на что фонды собирают деньги Дом, в котором живут надежды: на что фонды собирают деньги

Постепенно благотворительность становится нормой

Cosmopolitan
Лучшие концерты фестиваля Flow 2018 Лучшие концерты фестиваля Flow 2018

Flow 2018. Хельсинки встречали кинодив, ретро-рокеров и рэперов-скромников

Cosmopolitan
Викинги нашего времени Викинги нашего времени

Зачем современники посвящают жизнь воссозданию культуры былых времен

Эксперт
Работа как квест: какой работодатель нужен поколению Z Работа как квест: какой работодатель нужен поколению Z

На рынок России выходит поколение миллениалов, рожденных в эпоху интернета

Forbes
Пир во время чумы: еда в торговых центрах вчера, сегодня и завтра Пир во время чумы: еда в торговых центрах вчера, сегодня и завтра

Еда в торговых центрах вчера, сегодня и завтра

Forbes
Каппадокия: туф, шары и церкви Каппадокия: туф, шары и церкви

Каппадокия в самом центре Малой Азии, окруженной горами и легендами

АвтоМир
Любовь к книгам начинается с детства: секреты воспитания Любовь к книгам начинается с детства: секреты воспитания

Психолог делится рецептом, который помог ей вырастить детей, увлеченных чтением

Psychologies
Как сделать 6 разных вариантов макияжа с помощью одной палетки теней Как сделать 6 разных вариантов макияжа с помощью одной палетки теней

Как сделать 6 разных вариантов макияжа с помощью одной палетки теней

Cosmopolitan
Что иностранцы думают о музыке Виктора Цоя и «Кино» Что иностранцы думают о музыке Виктора Цоя и «Кино»

Что думают о Цое европейцы, американцы и жители иных загадочных континентов

Maxim
Оставайся, мальчик, с нами Оставайся, мальчик, с нами

Стоит ли русским родителям бояться отдавать детей в английские пансионы

Tatler
Только спокойствие: влияние стресса на кожу Только спокойствие: влияние стресса на кожу

Каких проблем с кожей можно избежать, сократив количество стресса в жизни?

Psychologies
Что носили мужчины на этой неделе Что носили мужчины на этой неделе

Стильные сочетания от Канье Уэста и других

GQ
Рукава на зависть: 20 идей образов с пышными рукавами из Instagram Рукава на зависть: 20 идей образов с пышными рукавами из Instagram

Комбинируем драпировки в дворцовом стиле с узкими солнечными очками

Cosmopolitan
Обратный адрес: .ru Обратный адрес: .ru

Как удалось добиться успеха вице-президенту Mail.ru Group Анне Артамоновой

Cosmopolitan
Работа мечты: как правильно откликаться на вакансию Работа мечты: как правильно откликаться на вакансию

Иногда вакансия настолько интересна, что человек начинает немного сходить с ума

Forbes
Руни Мара. Девушка с секретом Руни Мара. Девушка с секретом

Руни Маре свойственны неспособность лгать, жесткость и одновременно ранимость

Караван историй
Что стоит за счастливым браком Что стоит за счастливым браком

Глядя на некоторых супругов, кажется, что у них все прекрасно

Лиза
«Космос уже обжит для туризма» «Космос уже обжит для туризма»

Интервью с Самантой Кристофоретти, первой побывавшей на орбите итальянкой

Огонёк
Болезни почек — признак постоянного страха Болезни почек — признак постоянного страха

Китайская медицина построена на идее, что в человеческом теле все взаимосвязано

Psychologies
Летучие ирландцы Летучие ирландцы

На Аранских островах до сих пор живут так, как жили древние кельты

Вокруг света
Открыть в приложении