Корабли на электричестве покоряют фьорды Норвегии

Популярная механикаHi-Tech

Ради тишины и чистоты

Текст: Олег Макаров

Фьорды – краса Норвегии. Вырытые ледниками и заполненные морской водой ущелья создают величественные пейзажи. Залюбуешься! Но не проедешь. Объезжать уходящие вглубь суши на десятки и даже сотни километров заливы слишком долго и хлопотно, строить мосты сложно: фьорды глубоки. Норвежцев выручают паромы, но вторгаться с грохотом и чадом судового дизеля в эту красоту…

В общем, неудивительно, что именно на берегах гигантского Согне-фьорда (длиннее и глубже его только фьорд Скорсби в Гренландии) началась маленькая революция по переводу морских судов с дизельной на чисто электрическую тягу.

Нельзя сказать, что электрическая тяга на воде – это что-то необычное или ранее неведомое. Плавсредства на электробатареях (как, кстати, и электромобили) стали строить еще в XIX веке, и до эпохи появления компактного бензинового двигателя они даже имели определенную популярность. Разумеется, речь шла о совсем небольших судах, по сути лодках. В большом судостроении гребные винты с электроприводом тоже не новость, правда, для выработки электричества подводным или надводным судам приходится везти на себе собственную электростанцию. Например, дизельную. Или атомную. Дизель – это шум и вредные выбросы в атмосферу, атомная энергия на транспорте – сфера высокого риска.

Без дизеля и экипажа. Беспилотный контейнеровоз. Перспективный контейнеровоз Yara Birkeland будет работать только на электробатареях и в беспилотном режиме. Он сможет перевозить до 120 20-футовых морских контейнеров – правда, на небольшие расстояния

От деревни до деревни

В наши дни предпринимаются первые попытки создать своего рода «теслу» в размерности серьезного транспортного судна, перевозящего не только пассажиров, но и крупногабаритные грузы.

Между деревнями Лавик и Оппедаль всего 5700 м по воде Согне-фьорда. Объезд по суше ветвящегося залива длиной более 200 км – за пределами здравого и экономического смысла. Поэтому здесь давно устроена паромная переправа, а поскольку путь между деревнями – это часть одного из транснорвежских шоссе, паромы за одну итерацию перевозят десятки автомобилей. В 2011-м Министерство транспорта и связи Норвегии объявило тендер на создание паромной переправы с нулевыми выбросами. Как раз в 2015 году заканчивалась предыдущая лицензия, согласно которой между деревнями тарахтел и чадил обычный дизельный паром. На смену ему должны были прийти тишина и чистота. Заказчиком выступила Norled – судоходная компания, управляющая паромами по всей стране.

За дело взялась норвежская верфь Фьелльстранд, электрической частью занялся концерн Siemens. Проект удалось реализовать быстро. Новый паром на электробатареях (он получил характерное название Ampere) был поставлен в октябре 2014-го, а в мае 2015-го уже вышел на линию. Ampere представляет собой преимущественно алюминиевый катамаран длиной 80 и шириной 21 м. Если смотреть на него сверху, он чем-то напоминает авианосец: открытая палуба и сдвинутая к краю высокая рубка (на авианосцах это называется «остров»). Но по размерам сравнения с гигантами океанов он не выдерживает – дедвейт всего 199 т. При этом малыш способен взять на борт и перевезти через фьорд 120 автомобилей и 360 пассажиров. Путь от деревни до деревни (34 ходки в день) занимает 20 минут, еще 10 минут уходит на погрузку-разгрузку. В этот момент и происходит подзарядка батарей. Блок литий-ионных батарей на борту имеет мощность 1000 кВт и весит 10 т. Кроме батарей Siemens установил на судно два электродвигателя мощностью 450 кВт, приводящих в движение винты, установленные на винторулевых колонках. Cтанции подзарядки оборудованы на обоих берегах. Судно заряжается непосредственно от электросети, энергия в которую поступает от местной гидроэлектростанции (экологически чистый источник энергии – часть замысла) или от аккумулятора мощностью 260 кВт. Сообщается, что введение в строй чисто электрической переправы позволяет ежегодно избегать сжигания миллиона литров дизельного топлива, а также вредных выбросов ( 570 т CO2 и 15 т оксидов азота). Опыт признан удачным, и, вероятно, в будущем на тихое электричество норвежцы переведут еще полсотни переправ через фьорды.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Незастывающее слово Незастывающее слово

Языку так тяжело в тисках учебников и словарей

Популярная механика
Расстановка приоритетов Расстановка приоритетов

Peugeot 5008 и Renault Koleos

АвтоМир
Целого мира мало Целого мира мало

Человечеству грозит дефицит самых простых минеральных ресурсов

Популярная механика
10 лучших альбомов месяца 10 лучших альбомов месяца

10 наиболее интересных альбомов апреля

Esquire
Заблудился в Америке Заблудился в Америке

Дизельпанк: параллельная вселенная словенского художника Андрея Трохи

Популярная механика
Главные по мусору: переработкой отходов в Подмосковье займутся структура «Ростеха» и сын генпрокурора Главные по мусору: переработкой отходов в Подмосковье займутся структура «Ростеха» и сын генпрокурора

За раздельный сбор и переработку мусора в Московской области заплатят власти

Forbes
Без рулей и элеронов Без рулей и элеронов

Можно ли обойтись без таких привычных элементов самолета, как рули и элероны?

Популярная механика
Отрывок из новой книги-раскраски Чака Паланика «Наследие» Отрывок из новой книги-раскраски Чака Паланика «Наследие»

В апреле выходит новая книга-раскраска Чака Паланика «Наследие»

Esquire
Любой каприз Любой каприз

Компьютерный дизайн материалов

Популярная механика
Почему в США все говорят о хип-хоп исполнительнице Cardi B? Почему в США все говорят о хип-хоп исполнительнице Cardi B?

Релиз альбома Cardi B состоится 6 апреля, а она уже возглавляет чарты в Америке

GQ
Проект Guido Проект Guido

Ничего подобного в России прежде не строили

Популярная механика
Гравитационная могила: почему обитатели иных миров не могут улететь в космос Гравитационная могила: почему обитатели иных миров не могут улететь в космос

Астрономы уделяют пристальное внимание супер-Землям

Популярная механика
КВ-1 к маршу готов КВ-1 к маршу готов

Танки, участвовавшие в битве на Неве

Популярная механика
Свой среди чужих: как победить страхи и стать успешной Свой среди чужих: как победить страхи и стать успешной

Пять советов, которые помогут вам стать востребованным профессионалом

Forbes
Межпланетная картография Межпланетная картография

Как реконструировать ключевые детали на поверхности далекой планеты

Популярная механика
Песочницы с деньгами. Как акселераторы помогут развитию финансов будущего Песочницы с деньгами. Как акселераторы помогут развитию финансов будущего

Чтобы финтех и традиционные игроки могли встретиться, существуют акселераторы

Forbes
Дело жизни Казуаки Харады Дело жизни Казуаки Харады

Японский художник Казуаки Хараде нашел свое дело почти случайно

Популярная механика
Как стать обаятельным человеком: 5 секретов Как стать обаятельным человеком: 5 секретов

Пять шагов, которые помогут развить обаяние

Psychologies
Инфекция жизни Инфекция жизни

Направленная панспермия в вопросах и ответах

Популярная механика
Бог с ними: как складывались отношения моды и религии на протяжении XX века Бог с ними: как складывались отношения моды и религии на протяжении XX века

Вдохновившись выставкой в Метрополитен-музее, рассказываем о моде и религии

Vogue
Брат небесный, брат земной Брат небесный, брат земной

NASA исследует близнецов: астронавта и его брата, оставшегося на Земле

Популярная механика
Как компания Volvo проводит краш-тесты Как компания Volvo проводит краш-тесты

Кузов – это сложнейший и, пожалуй, самый недооцененный механизм автомобиля

Популярная механика
Дом во льдах Дом во льдах

История дрейфующих станций «Северный полюс» – это летопись подвига во имя науки

Популярная механика
Кто такая доула: зачем нужна помощница в родах и что она делает Кто такая доула: зачем нужна помощница в родах и что она делает

Давай будем честными: рожать - страшно

Cosmopolitan
Броня легка Броня легка

Алюминиевые сплавы давно и прочно обосновались на бронемашинах

Популярная механика
11 вдохновляющих цитат для сильных женщин 11 вдохновляющих цитат для сильных женщин

Меткие жизненные высказывания

Psychologies
Когда лайнер бьет хвостом Когда лайнер бьет хвостом

Авиаинциденты с «тейлстрайком»

Популярная механика
Компания Vivo официально представила смартфон V9 в России Компания Vivo официально представила смартфон V9 в России

Компания Vivo представляет новый смартфон V9

Cosmopolitan
Очень сложная игра Очень сложная игра

Первая полезная компьютерная игра

Популярная механика
Биткоин не для всех Биткоин не для всех

Технология блокчейн может стать инструментом контроля экономики государством

CHIP
Открыть в приложении