Полет бумеранга

Гибрид самолета, вертолета, конвертоплана и автожира

Популярная механикаHi-Tech

Полет бумеранга

«В мире есть только два покупателя сверхтяжелых вертолетов, – говорит мне Томас Земан, генеральный директор компании Airbus Helicopters Vostok, – это правительства России и Соединенных Штатов, но у них есть собственные поставщики. Вот поэтому сверхтяжелых вертолетов мы и не делаем. Зато делаем любые другие».

Текст: Олег Макаров

Гостим в городе Мариньян. Этот небольшой населенный пункт в пригороде Марселя известен тем, что здесь расположен сильно загруженный международный аэропорт Марсель Прованс. А еще в Мариньяне находятся штаб-квартира и часть производственных мощностей крупнейшего в мире производителя винтокрылой техники Airbus Helicopters. Еще не так давно (с 1992 года) мы знали эту компанию как Eurocopter, но после тотального ребрендинга всей группы EADS под логотипом Airbus от знаменитого имени было решено отказаться. Компания выпускает вертолеты гражданского и военного назначения с максимальной взлетной массой до 12 т и является, в частности, создателем модели AS 350 Ecureuil. Это единственный в мире вертолет, который совершил посадку на вершине Эвереста.

Куда же без карбона?

Классическая «белка» (именно так переводится с французского слово ecureuil) – творение далекого уже 1974 года. Сейчас европейский производитель вертолетов смотрит в будущее на ближнюю и дальнюю перспективы. Ближнюю перспективу можно увидеть прямо сегодня. Белый блестящий корпус с нанесенной на него ливреей «карбон», темные тонированные стекла, хвостовой ротор Fenestron в кольцевом обтекателе. Это разрабатываемый сейчас вертолет среднего класса H160 – настоящий кладезь инноваций. Индексы эрбасовских вертолетов легко читаются: 100 – вертолет гражданского назначения, 6 – приблизительное значение максимальной взлетной массы в тоннах. Корпус этой машины полностью состоит из армированного карбона. Вслед за дальнемагистральным лайнером А350, построенным из композитных материалов, создатели Airbus внедряют полученный опыт в сферу вертолетостроения.

Помимо углепластикового фюзеляжа в H160 много всего интересного. Как известно, хвостовой ротор вертолета служит прежде всего для компенсации крутящего момента, действующего на корпус летательного аппарата при вращении несущего винта. В 1960-х годах французская компания Sud Aviation создала конструкцию Fenestron, что в переводе с окситанского языка означает «окошечко». Французские инженеры добавили ротору лопастей и заключили его в кольцевой канал, превратив в импеллер. У фенестрона есть свои достоинства и недостатки, но главными преимуществами является сниженный уровень шума и большая (по сравнению с открытым винтом) безопасность. Упомянутая выше компания Sud Aviation путем слияний стала в конце концов частью того, что мы сегодня называем Airbus Helicopters, так что хвостовой ротор в обтекателе наиболее активно применялся именно в европейских вертолетах. Правда, импеллеры можно увидеть на хвостах винтокрылых машин и других производителей, например на российском Ка-60. Но примечательно то, что установленный на H160 Fenestron расположен не строго вертикально, а имеет небольшой уклон – 12 градусов. Пропеллер направляет воздушную струю таким образом не только вбок, но и слегка вниз, создавая подъемную силу, которая дополнительно подпирает хвостовую балку и на 50 кг увеличивает полезную нагрузку машины. «Можно было бы наклонить и больше, – рассказывает специалист Airbus Helicopters, – и получить дополнительные килограммы полезной нагрузки, но испытания показали, что слишком сильный наклон фенестрона приводит к ухудшению управляемости, а на это мы пойти не могли».

Против звукового удара

Кроме того, в вертолете применена оригинальная конструкция хвостового стабилизатора. По сравнению с традиционными схемами стабилизатор как бы поделен пополам (два узких крылышка вместо одного широкого) и выполнен в виде закольцованного биплана. Верхние консоли затеняют нижние от воздушного потока, идущего от хвостового ротора. Такое решение улучшает аэродинамические характеристики вертолета при полете на низких скоростях и при зависании. Впервые в практике вертолетной индустрии конструкторы Airbus отказались от гидравлического привода шасси, отдав предпочтение электрическому актуатору, – это сделало машину, как заявляют представители компании, легче и безопаснее.

Сразу обращает на себя внимание необычная форма лопастей главного ротора: их законцовки загнуты и похожи на бумеранги. Такая конструкция позволяет набегающему воздуху обтекать концы лопастей, не создавая скачков уплотнения, по природе своей схожих с теми, что возникают при полете реактивных самолетов на сверхзвуке и порождают всем известный звуковой удар. «Благодаря этому решению, – объясняет специалист компании, – наш вертолет не звучит как вертолет. Мы избавились от резких хлопков при вращении винта и значительно снизили уровень и характер шума». А сами лопасти несущего винта, выполненные из стеклопластика и пены в качестве наполнителя, приводятся во вращение двумя турбовальными (газотурбинными) двигателями Arrano («орел» на языке басков) от компании Safran. Это совершенно новая силовая установка (мощность до 970 кВт), которая разрабатывалась одновременно с самим вертолетом и содержит в себе также немало инновационных решений. Можно, например, отметить, что в серийных двигателях будут использоваться детали, выполненные на 3D-принтере методом лазерного спекания.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чистый тяжелый металл Чистый тяжелый металл

Как производят слитки драгоценных металлов

Популярная механика, октябрь'18
Шок Шиле Шок Шиле

Скандальная репутация австрийского художника

GALA Биография, февраль'18
Имею скафандр, готов путешествовать Имею скафандр, готов путешествовать

Скафандров для других планет у человечества нет даже в перспективе

Популярная механика, сентябрь'18
Квартира для русского в Берлине Квартира для русского в Берлине

Апартаменты на Потсдамер-плац

AD, февраль'18
Мусор и ветер Мусор и ветер

Как избавиться от мусора

Популярная механика, август'18
Большой аттракцион Большой аттракцион

Британская Актриса Джуно Темпл сменила амплуа ради роли у Вуди Аллена

Vogue, февраль'18
Политическая география Тревора Паглена Политическая география Тревора Паглена

Жизнь в исполнении Паглена выглядит не слишком радостным киберпанком

Популярная механика, январь'18
Какие головные уборы выбрать, чтобы не выглядеть глупо Какие головные уборы выбрать, чтобы не выглядеть глупо

5 модных способов избежать простуды

Esquire, январь'18
Длинные руки «Буяна» Длинные руки «Буяна»

В 2015 году мы узнали, что наносить ракетные удары можно из Каспийского моря

Популярная механика, июнь'18
Учение не для всех Учение не для всех

«Циркуляр о кухаркиных детях»

Дилетант, февраль'18
Живые огни Живые огни

К растительным настольным лампам и деревьям-фонарям ведет несколько путей

Популярная механика, март'18
Сеул: Gangnam Style Сеул: Gangnam Style

Посетить столицу Южной Кореи и воочию посмотреть на Гангнам

АвтоМир, январь'18
Пока не было света Пока не было света

Предыстория солнца и солнечной системы

Популярная механика, август'18
Невинный монстр Невинный монстр

Жерар Депардье рассказывает, чем займется, бросив пить

GQ, февраль'18
Ураганная энергия Ураганная энергия

Как направить в мирное русло энергию ураганов

Популярная механика, январь'18
Терция смерти Терция смерти

Почему испанцы не мыслят себя без корриды

Огонёк, январь'18
Интеллект для самолета Интеллект для самолета

Многофункциональная боевая машина следующего поколения

Популярная механика, март'18
Особенности спорта в зимний период Особенности спорта в зимний период

Мороз, ветер, слякоть... Многим из нас зимой лишний раз на улицу выходить не хочется, не то что спортом заниматься. А зря! Физическая активность в холодное время даже важнее и полезнее, чем в теплое. Так что перестаем прятаться под одеялом и выбираем занятие по душе.

Psychologies, январь'18
Летающий автомобиль Атаманова Летающий автомобиль Атаманова

Пятиместный автомобиль, первый полет которого планируется уже в сентябре

Популярная механика, январь'18
Что читать в феврале: выбор Psychologies Что читать в феврале: выбор Psychologies

Хорошая книга поможет скрасить зимний вечер. Мы выбрали три новинки, которые составят вам компанию в феврале.

Psychologies, январь'18
Главный дровосек планеты Главный дровосек планеты

Победы, поражения и скитания Джейсона Виньярда, короля топора и пилы

Популярная механика, февраль'18
В гостях у сказки В гостях у сказки

Путешествие в Швецию и Финляндию

Лиза, январь'18
Анатомия потехи Анатомия потехи

Откуда берется чувство юмора и есть ли от него прок

Maxim, март'18
Не лечи Не лечи

Интервью с певицей Луной

Numéro, февраль'18
Андроид, который меня соблазнил Андроид, который меня соблазнил

Робосексуальность уже далеко не фантастика

Мир Фантастики, август'18
Навстречу солнцу Навстречу солнцу

В феврале особенно сильно хочется убежать туда, где тепло и светло

Добрые советы, февраль'18
Рисунки на полях Рисунки на полях

На финале лиги чемпионов УЕФА-2018 засветился робот, рисующий разметку

Популярная механика, июль'18
Переезжаем на новый смартфон Переезжаем на новый смартфон

Советы по переносу всех данных на новый телефон вне зависимости от ОС

CHIP, февраль'18
Операция «Ы» Операция «Ы»

Киргизия стала целью второй экспедиции Land Rover

Популярная механика, декабрь'18
Тренировка смешанного стиля Тренировка смешанного стиля

Тренировка бойца ММА Владимира Минеева

Men’s Health, февраль'18