О зарождении новой бронетанковой доктрины

Популярная механикаОбщество

Новая бронетанковая доктрина

О зарождении новой бронетанковой доктрины «Популярная механика» поговорила с одним из самых авторитетных специалистов в России – генерал-полковником Сергеем Александровичем Маевым, начальником главного автобронетанкового управления министерства обороны в 1996–2004 годах.

Текст: Александр Грек

«Огромные чудовища приближались к нам, гремя, прихрамывая и качаясь. Кто-то в первой линии окопов крикнул, что явился дьявол, и это слово разнеслось по окопам с огромной быстротой», – так описывал выживший очевидец первую в истории человечества танковую атаку 15 сентября 1916 года в ходе битвы на Сомме. Несмотря на то что из 32 машин, начавших атаку, только 18 приняли непосредственное участие в бою, эффект был поразительным: продвижение англичан в этот день за 5 часов боя составило 5 км по фронту и 5 км в глубину с экономией в потерях в 20 раз против обычного. Однако немцы пришли в себя довольно быстро, выработав эффективную тактику: танки отсекались от пехоты и становились легкой добычей немецкой артиллерии. «Танки – нелепая фантазия и шарлатанство. Машины-чудовища только на короткое время поражают солдат, но вскоре здоровая душа доброго немца успокаивается, и он с легкостью борется с глупой машиной», – писали немецкие газеты.

Сухопутные крейсеры. Появившиеся в разгар Первой мировой войны танки отличались техническим несовершенством, крайне низкой надежностью и проходимостью, а условия работы экипажа были на пределе человеческих возможностей. Вместе с техническим совершенствованием стремительно менялась и тактика их применения. И если в первых атаках они оказывали скорее психологическое воздействие на противника, то к концу Первой мировой стали основной ударной силой в сухопутных операциях

Цари полей сражения

Учась на горьком опыте, англичане стремительно меняли тактику. После провальной операции в битве при Пашендейле, где танки, равномерно распределенные среди атакующих частей, завязли в грязи и стали прекрасными мишенями для немецких артиллеристов, британское командование решило создать для прорыва танковый корпус. В битве при Камбре 20 ноября 1917 года англичане располагали 4 танковыми бригадами с 476 танками, большинство которых отправились в 6 утра на штурм линии Гинденбурга. К 13 часам первого дня операции разрыв германского фронта достиг 12 км, но британцы не смогли развить наступление, запоздав с вводом подкреплений. Немцы быстро нашли способ борьбы с танками, устанавливая на грузовиках полевые орудия. К декабрю британские войска были вынуждены возвратиться на исходные позиции.

Недооценив танки в начале Первой мировой, германские военные взяли реванш во время Второй мировой войны, сформировав классическую тактику действия маневренными танковыми группами, которые проламывали фронт, громили тылы, окружали противника, перерезали коммуникации. Гитлеровский блицкриг поставил точку в споре теоретиков об использовании танков: для непосредственной поддержки пехоты или для оперативного развития успеха. Победил второй вариант.

Охотник или жертва

Советские войска тоже учились очень быстро, переняли тактику маневренных танковых групп, но под конец войны столкнулись с новым вызовом – индивидуальным противотанковым оружием пехоты. На смену малоэффективным противотанковым ружьям, гранатам и бутылкам с зажигательной смесью пришли кумулятивные гранатометы, поражающие с близкой дистанции почти все бронеобъекты. Тут же было выработано противоядие: на броню сажалась пехота, которая зачищала ближнее пространство вокруг танка от неприятельских солдат с фаустпатронами.

Танковый кошмар

В послевоенное время танки стали излюбленным объектом охоты – появилось огромное количество разнообразных противотанковых средств: самоприцеливающиеся кассетные боеприпасы, ракеты, специализированные противотанковые самолеты и вертолеты, снаряды и целая россыпь индивидуального противотанкового оружия пехоты – разнообразные гранатометы и противотанковые ракеты. Начались разговоры, что время танков прошло. «Все уповают на высокоточное оружие. Крылатыми ракетами, конечно, можно навязать волю, но только в том случае, если противник слабовольный. А если он будет сопротивляться? И чем вести сухопутные сражения, кроме бронетанковой техники? – говорит Сергей Маев. – Посмотрите видео, снятое в современных конфликтах, – там танки на первом плане».

В октябре 1994 года в Грозный вошло 40 танков Кантемировской дивизии, и через сорок минут на ходу остался только один – в минуту погибала одна боевая машина. Новогодний штурм обошелся еще большими потерями: около 48 танков, до 159 БМП и 7 «Тунгусок», уцелело только 15–20% бронетехники. Получился замкнутый круг: с одной стороны, без танков ничего не сделаешь, с другой – в бою при массовом применении индивидуальных противотанковых средств танк живет максимум час-полтора. Настало время менять не столько сами танки, сколько подходы к их применению.

Появилась необходимость создания механизированных бронегрупп. Роты, включавшие в себя десять танков, усиливались пехотой и предназначались не только для борьбы с танками противника, но и для эффективного уничтожения живой силы с противотанковыми средствами.

С небес на землю. Разработанная для противовоздушного прикрытия наземных войск ЗСУ-23-4 «Шилка» выпускалась в огромных количествах (около 6500 штук). Со снятыми антеннами РЛС успешно применялась для работы по наземным целям в Афганистане, Чечне, Приднестровье, Карабахе. Сейчас используется всеми сторонами конфликта в Сирии и на востоке Украины

Хорошо забытое старое

Пехота представляла опасность для танков с самых первых дней. Немецкий генерал Эрих Людендорф описывал действие специальных германских штурмовых групп, которые в 1916 году захватывали танки, оставшиеся без прикрытия пехоты. Проблема стояла настолько остро, что англичане в конце 1918 года разработали и начали выпускать первую тяжелую боевую машину пехоты Mark IX, выполненную по образу и подобию традиционных ромбовидных танков – с таким же бронированием и вооруженную пулеметами. Внутри размещались 30 вооруженных пехотинцев, которые могли спешно покидать машину через две овальные двери с каждого борта в случае возникновения угрозы от пехоты противника и вести бой около своих танков. Всего было выпущено 34 экземпляра, но принять участие в боевых действиях они не успели.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Яндекс.Станция Яндекс.Станция

Вот уже неделю Яндекс.Станция живет у меня дома

Популярная механика
Реформа крайнего срока Реформа крайнего срока

Был ли шанс сделать пенсионную реформу еще хуже. А лучше?

Русский репортер
Имею скафандр, готов путешествовать Имею скафандр, готов путешествовать

Скафандров для других планет у человечества нет даже в перспективе

Популярная механика
В понедельник похож на зомби? 6 экспресс-методов вернуть себе свежий вид В понедельник похож на зомби? 6 экспресс-методов вернуть себе свежий вид

Если вчера было очень хорошо, то сегодня будет как-то не очень

Playboy
Мир Дикого Востока Мир Дикого Востока

Как в Китае рождается медицина будущего

Популярная механика
Союз ржавых Союз ржавых

Места, которые выглядят так, будто там уже случился ядерный апокалипсис

Maxim
Дело жизни Казуаки Харады Дело жизни Казуаки Харады

Японский художник Казуаки Хараде нашел свое дело почти случайно

Популярная механика
Голливудская улыбка: 5 зубных щеток, которые помогут сэкономить на стоматологе Голливудская улыбка: 5 зубных щеток, которые помогут сэкономить на стоматологе

5 электрических зубных щеток от разных производителей

Cosmopolitan
У Солнца под боком У Солнца под боком

О том, какие загадки должен решить меркурианский зонд

Популярная механика
«Если мне сказать «надо» — сделаю ровно наоборот!» «Если мне сказать «надо» — сделаю ровно наоборот!»

Интервью с Марией Шалаевой

OK!
Метательные планеры Метательные планеры

Один из самых молодых видов авиамодельного спорта

Популярная механика
Ленивая река Ленивая река

Первые главы романа Ленивая река

Esquire
Инфекция жизни Инфекция жизни

Направленная панспермия в вопросах и ответах

Популярная механика
Информационный шум. Почему WhatsApp, Telegram и Viber не годятся для работы Информационный шум. Почему WhatsApp, Telegram и Viber не годятся для работы

Где и как эффективно строить рабочую коммуникацию

Forbes
Чистый тяжелый металл Чистый тяжелый металл

Как производят слитки драгоценных металлов

Популярная механика
Не верь рекламе: 5 бьюти-гаджетов, которые не работают Не верь рекламе: 5 бьюти-гаджетов, которые не работают

Так ли хороши эти новые бьюти-гаджеты, как обещают производители?

Cosmopolitan
Живые огни Живые огни

К растительным настольным лампам и деревьям-фонарям ведет несколько путей

Популярная механика
Коварный поцелуй Коварный поцелуй

Ученые подсчитали, что во время поцелуев передается около 500 вирусов и бактерий

Лиза
Мусор и ветер Мусор и ветер

Каждый из нас производит сотни килограммов отходов в год

Популярная механика
Бирюзовые очки. Как отказ от иерархии разрушает компании Бирюзовые очки. Как отказ от иерархии разрушает компании

Если резко перейти к самоорганизации, мы получим ораву бездельников

Forbes
Землянам, до востребования Землянам, до востребования

Солнечную систему посетил объект, прилетевший к нам от другой звезды

Популярная механика
Воля к победе Воля к победе

Интервью с Павлом Волей

Cosmopolitan
Нашествие Нашествие

Кролики-убийцы и другие животные-захватчики

Популярная механика
Как ошибки помогают найти себя Как ошибки помогают найти себя

Совершенные ошибки могут подсказать, чего мы хотим на самом деле

Psychologies
Спим на уроке: обучение в состоянии осознанного сновидения Спим на уроке: обучение в состоянии осознанного сновидения

Возможно, скоро мы сможем тренироваться, не вылезая из-под одеяла, прямо во сне

Популярная механика
Работа на публику Работа на публику

Ford Ecospor, Nissan Juke и Toyota C-HR

АвтоМир
Пламенные моторы будущего Пламенные моторы будущего

Интервью с генеральным директором ЦИАМ Михаилом Гординым

Популярная механика
Ольга Бузова: «Я принцесса и нуждаюсь в том, чтобы быть счастливой» Ольга Бузова: «Я принцесса и нуждаюсь в том, чтобы быть счастливой»

26 августа на ТНТ стартует новое реалити «Замуж за Бузову»

Cosmopolitan
Когда лайнер бьет хвостом Когда лайнер бьет хвостом

Авиаинциденты с «тейлстрайком»

Популярная механика
Технократия: тест Audi A8 L 55 Технократия: тест Audi A8 L 55

Audi A8 борется за звание самого высокотехнологичного представительского седана

Популярная механика
Открыть в приложении