Как научиться летать

Популярная механикаСпорт

Небесная полиграфия

Текст: Олег Макаров

В России есть пилотажная группа, выступления которой не уступают по зрелищности авиашоу с участием «Стрижей» или «Русских витязей». Правда, пилоты группы «Первый полет», все титулованные спортсмены-авиаторы, сидят за штурвалами не «МИГов» и «СУ», а маленьких поршневых спортивных самолетов – ЯК-52, ЯК-54, ЯК-18. Но не только это отличает группу от прочих известных участников авиапраздников. Еще они освоили «печать по небу».

Как научиться летать

Биография Дмитрия Самохвалова подтверждает: когда есть желание, путь в небо не так уж сложен. Уроженец Махачкалы, сын летчика гражданской авиации, Дмитрий в 14 лет пришел в местный аэроклуб ДОСААФ, чтобы научиться летать. Но наступили 1990-е, и подростковую мечту пришлось на время оставить. Вернулся в небо юноша уже в Москве – началась учеба, соревнования. Сперва всероссийские, со временем удалось выйти и на международный уровень. Здесь же, в клубе, как только появилось достаточное количество самолетов, начали летать группами. «Вы стали профессиональным спортсменом?» – спрашиваю я Дмитрия. «Нет, – отвечает он. – В этом виде спорта нет профессионалов, мы все любители; не зарабатываем, только тратим. Но это не хобби для миллионеров. Среди нас есть обеспеченные люди, которые в состоянии приобрести себе личный самолет; остальные могут арендовать машину на тех или иных условиях. Если самолет принадлежит клубу, есть возможность оплатить аренду работой в клубе. Например, с нами занималась девушка, медсестра. Она могла позволить себе только один полет в месяц, но за три года стала отличным пилотом».

Дмитрий Самохвалов, руководитель группы «Первый полет», в прошлом году участвовал в чемпионате мира по высшему пилотажу в Польше и там завоевал титул абсолютного чемпиона мира. Похвастаться спортивными достижениями могут и другие члены группы (всего их восемь, но в выступлениях задействованы шесть), и немудрено: высокие результаты были главным критерием отбора в «Первый полет».

Строгость и фантазия

Участники «Первого полета» регулярно выступают в официальных соревнованиях по высшему пилотажу, проводимых как Федерацией самолетного спорта России, так и международными организациями. Эти соревнования не авиашоу, однако оценка выступлений спортсменов напоминает судейство в фигурном катании. Очки начисляются и снимаются за геометрическую правильность выполнения каждой из десяти фигур (параметры фигур четко зафиксированы в специальном каталоге) и точность нахождения в заданном сегменте пространства; сумма баллов определяет место участника в турнирной таблице.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении