Швеция находится в десятке мировых экспортеров вооружения

Популярная механикаHi-Tech

Меч викингов

Текст: Олег Макаров

0:00 /
715.677

Швеция занимает на карте довольно много места, но население этой скандинавской страны едва превышает 10 млн жителей. Страна давно не воевала; последний бой ее армии отгремел в 1809 году – это была русско-шведская война, итогом которой стало вхождение Финляндии в состав российской империи. И все же – вот странно! – это маленькое северное миролюбивое государство находится в десятке мировых экспортеров вооружения.

На самом деле, технологически развитая Швеция обладает и весьма продвинутым военно-промышленным комплексом, который дает возможность оснащать собственную армию высокотехнологичными (а порой и самыми передовыми) системами вооружения, которые также имеют успех на рынках разных стран.

Все началось с аэропланов

Чтобы приступить к обзору самых интересных продуктов шведского оборонпрома, сначала воспарим в небеса. Компания SAAB, многим известная по канувшему в небытие автомобильному бренду, начиналась на самом деле как авиастроительная фирма. Аббревиатура в ее названии расшифровывается как Svenska Aeroplan Aktiebolaget – акционерное общество «Шведские аэропланы». Компания процветает и по сей день и по-прежнему выпускает самолеты. Военные. 

Производством реактивных истребителей SAAB занялась, лишь немного отстав от ведущих авиационных держав. В 1951-м на службу поступил SAAB 29, прозванный летающей бочкой за короткий бочкообразный фюзеляж. За ним последовали истребители под кодовыми именами Lansen, Draken, Viggen. Производство последнего завершилось в 1990-м, но еще раньше – с 1979 года – начались работы по проектированию новейшего многофункционального (борьба с воздушными, наземными и морскими целями плюс разведка) истребителя. Пока эти работы шли, в шведском риксдаге (парламенте) имеющая относительное большинство социал-демократическая партия пыталась заблокировать проект, ссылаясь на непомерные расходы, которые влечет за собой создание национальных истребителей. Проект висел на волоске, но все же получил в риксдаге одобрение. В 1996-м году на вооружение был принят SAAB Jas 39 Gripen («Грифон») в первой модификации. Однако по-настоящему продвинутой получилась совершившая первый полет в 2017 году версия JAS 39E Gripen.

Выдающаяся малошумность. Субмарин класса Gotland. Привлекла внимание американских ВМС. В 2005– 2007 годах одна из подводных лодок этого класса была арендована военными США для участия в противолодочных учениях.

Маленький убийца?

По своей насыщенности современной авионикой эта модификация может соответствовать поколению 4+++, что позволило одному хвастливому шведскому генералу даже обозвать самолет «убийцей “Су”». Надо сказать, что Gripen точно не одноклассник тяжелому семейству Су-27, даже по сравнению с легкими истребителями типа F-16 или МиГ-35 он весьма невелик. Однако в версии E самолет все-таки подрос: его максимальная взлетная масса увеличилась с 14 до 16,5 т. Стало возможным брать на борт в полтора раза больше топлива и разместить на машине десять (вместо восьми) точек внешней подвески. Ради всего этого на модификацию установили более мощный турбовентиляторный двигатель F414-GE-39E с форсажной камерой. Но самые большие изменения коснулись комплекса БРЭО. Вместо импульсно-доплеровской РЛС новый Gripen получил локатор с активной фазированной антенной решеткой, который дополняется инфракрасной оптико-локационной станцией, позволяющей в пассивном режиме получать тепловую картинку пространства. Утверждается, что сенсоры самолета способны распознавать объекты типа «стелс» (с низкой ЭПР) за пределами видимости. Таким образом, новый «Грифон», будучи насыщенным новейшим оборудованием, стал определенно видеть дальше, больше и раньше. Причем информационноуправляющая система JAS 39E построена таким образом что по мере устаревания и замены элементов БРЭО любую новинку можно прописать в виде отдельного приложения, примерно так же, как мы устанавливаем приложения на смартфоне, – нечто подобное применяется в самолетах 5-го поколения. Первым получателем нового «Грифона» станут ВВС Бразилии.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нечеловеческий секс Нечеловеческий секс

Почему мы все еще занимаемся сексом по старинке – с живыми людьми?

Популярная механика
11-летняя программистка — о школе, своей компании и Google 11-летняя программистка — о школе, своей компании и Google

К 11 годам Самайра Мехта стала автором обучающих игр

РБК
Турецкий марш Турецкий марш

Военная мощь Турции неожиданно оказалась предметом большого интереса

Популярная механика
Российский бизнес отложил инвестиции до начала структурных реформ Российский бизнес отложил инвестиции до начала структурных реформ

Крупные промышленные предприятия России считают недостаточным уровень инвестиций

Forbes
Миссия подводного робота Миссия подводного робота

Беспилотник опускается на дно Марианской впадины

Популярная механика
5 способов выработать привычку к занятиям спортом (бро, ты сможешь) 5 способов выработать привычку к занятиям спортом (бро, ты сможешь)

Как сделать выполнение упражнений привычкой

Playboy
Тайна форсажного пламени Тайна форсажного пламени

Что такое форсаж?

Популярная механика
Как правильно пользоваться Википедией Как правильно пользоваться Википедией

Как ссылаться в споре на Википедию и не краснеть

Maxim
Шоу должно продолжаться Шоу должно продолжаться

Самые интересные премьеры Женевского автосалона

Популярная механика
Как выбрать автомобиль Как выбрать автомобиль

Какой автомобиль следует выбрать начинающему водителю?

Maxim
Третий путь атомной энергетики Третий путь атомной энергетики

В Курчатовском институте завершается модернизация токамака Т-15

Популярная механика
«Я решила, что хватит скромничать!» «Я решила, что хватит скромничать!»

С момента первого появления Глюк’oZы на сцене прошло уже почти 17 лет

OK!
Рама Тайский: король в законе Рама Тайский: король в законе

Сегодняшний тайский король даст фору Калигуле

Maxim
Мифы о «Мифе» Мифы о «Мифе»

Хозяйки новой MYTH Gallery Оля Профатило и Юля Вяткина — разрушительницы мифов

Собака.ru
Драгоценное зернышко Драгоценное зернышко

Золотодобыча в современных условиях

Популярная механика
Ты гонишь! Ты гонишь!

Лучшие в России рейсеры, вейкбордисты, скалолазы и будущий чемпион «Формулы 1»

Собака.ru
На понятном языке На понятном языке

Как появился Kotlin, и правда ли, что он идеален для программирования

Популярная механика
Щепотка имбиря Щепотка имбиря

Имбирь сочетает в себе тонкий аромат, умеренно жгучий вкус и полезные свойства

Наука и жизнь
Микробы от похмелья Микробы от похмелья

Бактерии, которые способны утилизировать алкогольный токсин в кишечнике

Популярная механика
Лариса Вербицкая: «Не хочу загадывать наперед, но ничего и не исключаю» Лариса Вербицкая: «Не хочу загадывать наперед, но ничего и не исключаю»

На старте карьеры на телевидении хрупкую блондинку называли Снежной королевой

Караван историй
Техпарад Техпарад

Новости мира науки и техники

Популярная механика
Правильные выводы Правильные выводы

Семь способов, как привести себя в порядок

OK!
Судьба телескопа Судьба телескопа

Зонд Hubble проработал на орбите 30 славных лет – но что ждет его дальше?

Популярная механика
Здесь мерилом работы считают усталость. Так ли уж вредны длинные выходные? Здесь мерилом работы считают усталость. Так ли уж вредны длинные выходные?

Нужно ли большие зимние и осенние выходные сократить?

СНОБ
«Слон» на трансзвуке «Слон» на трансзвуке

Грузовая авиация работала, спасая мировую экономику

Популярная механика

Некоторые болезни нельзя вылечить, но с ними можно вести нормальную жизнь

Cosmopolitan
Короли неба Короли неба

Реактивный моделизм не зря называют королевским видом спорта

Популярная механика
10 проектов пантеона, в котором хотели перезахоронить Сталина и Ленина 10 проектов пантеона, в котором хотели перезахоронить Сталина и Ленина

Могли бы сейчас гулять вокруг одного из них, попивая смузи

Maxim
Марсианские хроники 2020 Марсианские хроники 2020

Для межпланетарной космонавтики будущее лето станет особенно жарким

Популярная механика
Проспект Мира сегодня и почти 100 лет назад: дорога с историей Проспект Мира сегодня и почти 100 лет назад: дорога с историей

Прогуляться по Москве середины XX века не желаете?

Популярная механика
Открыть в приложении