Все о датчике уровня топлива: почему врет, диагностика, как починить

РБКАвто

Почему датчик уровня топлива показывает неправильно и что с этим делать

Все о датчике уровня топлива: почему врет, диагностика, как починить

Илья Калинчиков

Фото: jomphong / Shutterstock / FOTODOM

Контролировать запас хода еще важнее, чем знать скорость или обороты. Сегодня разбираемся в устройстве и неисправностях датчика уровня топлива. И что делать, если он отказал.

Датчик уровня топлива

Датчик уровня топлива (ДУТ) — это устройство, которое измеряет количество топлива в баке и передает данные на указатель и в электронный блок управления. Стрелка бензомера помогает водителю понимать остаточный запас хода.

Внешне датчик представляет собой поплавковый (электромеханический) или бесконтактный модуль, установленный в топливном баке. У большинства современных автомобилей он объединен с топливным насосом в одном модуле. Сам модуль находится внутри бака — доступ к нему возможен через лючок под задним сиденьем или из багажника.

Виды датчиков уровня топлива

Существует несколько типов ДУТ — они различаются по принципу работы.

  • Поплавковый электромеханический (реостатный) — классическая конструкция, где поплавок, двигаясь вверх-вниз, изменяет сопротивление на потенциометре. Самый распространенный и недорогой вариант в легковых автомобилях.
  • Емкостный (капацитивный) — измеряет уровень топлива по изменению электрической емкости между электродами. Используется в некоторых современных легковых автомобилях и телематических системах (например, на грузовиках с GPS-мониторингом). По этому же принципу сегодня работают, например, и многие датчики антифриза или «омывайки».

Есть и более экзотические варианты. Укажем их для общего понимания, но отметим, что в легковом сегменте они не применяются. Сфера использования включает грузовой и иной коммерческий транспорт, а также судовые и узкоспециализированные системы.

  • Ультразвуковой — определяет уровень по времени отражения сигнала от поверхности топлива. Бесконтактный и долговечный, но дорогой.
  • Частотный — формирует импульсный сигнал, частота которого зависит от уровня топлива. Использует схожий с реостатным общий принцип (преобразование аналогового значения в цифру), но отличается более высокой точностью и помехоустойчивостью.
У большинства современных автомобилей ДУТ объединен с топливным насосом в одном модуле
У большинства современных автомобилей ДУТ объединен с топливным насосом в одном модуле (Фото: theLIMEs / Shutterstock / FOTODOM)

Принцип работы датчика уровня топлива

Опишем два самых распространенных типа на серийных автомобилях — реостатный и емкостный.

Реостатный (поплавковый)

  1. В баке установлен поплавок, соединенный с подвижным рычагом. Рычаг перемещает ползунок по резистивной дорожке (реостату).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении