Почему датчик уровня топлива показывает неправильно и что с этим делать
Все о датчике уровня топлива: почему врет, диагностика, как починить
Контролировать запас хода еще важнее, чем знать скорость или обороты. Сегодня разбираемся в устройстве и неисправностях датчика уровня топлива. И что делать, если он отказал.
Датчик уровня топлива
Датчик уровня топлива (ДУТ) — это устройство, которое измеряет количество топлива в баке и передает данные на указатель и в электронный блок управления. Стрелка бензомера помогает водителю понимать остаточный запас хода.
Внешне датчик представляет собой поплавковый (электромеханический) или бесконтактный модуль, установленный в топливном баке. У большинства современных автомобилей он объединен с топливным насосом в одном модуле. Сам модуль находится внутри бака — доступ к нему возможен через лючок под задним сиденьем или из багажника.
Виды датчиков уровня топлива
Существует несколько типов ДУТ — они различаются по принципу работы.
- Поплавковый электромеханический (реостатный) — классическая конструкция, где поплавок, двигаясь вверх-вниз, изменяет сопротивление на потенциометре. Самый распространенный и недорогой вариант в легковых автомобилях.
- Емкостный (капацитивный) — измеряет уровень топлива по изменению электрической емкости между электродами. Используется в некоторых современных легковых автомобилях и телематических системах (например, на грузовиках с GPS-мониторингом). По этому же принципу сегодня работают, например, и многие датчики антифриза или «омывайки».
Есть и более экзотические варианты. Укажем их для общего понимания, но отметим, что в легковом сегменте они не применяются. Сфера использования включает грузовой и иной коммерческий транспорт, а также судовые и узкоспециализированные системы.
- Ультразвуковой — определяет уровень по времени отражения сигнала от поверхности топлива. Бесконтактный и долговечный, но дорогой.
- Частотный — формирует импульсный сигнал, частота которого зависит от уровня топлива. Использует схожий с реостатным общий принцип (преобразование аналогового значения в цифру), но отличается более высокой точностью и помехоустойчивостью.
Принцип работы датчика уровня топлива
Опишем два самых распространенных типа на серийных автомобилях — реостатный и емкостный.
Реостатный (поплавковый)
- В баке установлен поплавок, соединенный с подвижным рычагом. Рычаг перемещает ползунок по резистивной дорожке (реостату).
