От символа статуса до вечного тренда: как мужская сорочка стала модным высказыванием

Основа делового гардероба — дюжина сорочек, и к новому сезону их принято обновлять. Интересно, что для этой простой, в общем-то, задачи все чаще нанимают стилистов. Историк моды Ольга Михайловская приветствует тенденцию и объясняет: сорочка — не просто элемент униформы для офиса, но и месседж (среди доказательств — рубашки, созданные ателье Charvet специально для коллекции Chanel сезона весна-лето — 2026). Специально для Forbes Life эксперт объясняет, как его расшифровать и грамотно преподнести
Мужские показы весна-лето — 2026 продемонстрировали удивительную даже для нашего времени ностальгию по классике. У Dior рубашки с галстуками едва ли не в каждом выходе. У Louis Vuitton — полосатые сорочки под двубортными пиджаками с широкими брюками, точно по моде 1980-х. У Saint-Laurent почти вся коллекция состоит из рубашек: не совсем классических, но часто с галстуками в цвет рубашки или в близком цвете. А у Sacai белая рубашка прямо хрустящая, только надетая без галстука и навыпуск. Так что мы видим, как такой, казалось бы, классический предмет мужского гардероба становится еще и очень модным. Наблюдая эти тренды, так и хочется процитировать главного советского модника Владимира Маяковского: «Мне и рубля / не накопили строчки, / краснодеревщики / не слали мебель на дом. / И, кроме / свежевымытой сорочки, / скажу по совести, / мне ничего не надо».
Вам с пуговицами или без?
Строго говоря, в современном виде мужская сорочка появилась только в 1871 году, когда фирма Brown, Davis & Co выпустила модель, застегивающуюся на пуговицы по всей длине. До того рубашка надевалась через голову, что, по сути, приравнивало ее к нижнему белью, каковым она и была вплоть до XVIII века.

Почти до конца XIX века мужское белье шили из тонкого льна, который впитывал пот и, что важно, защищал кожу от соприкосновения с шерстью, из которой была сшита верхняя одежда — сюртуки, фраки и прочие прообразы современного пиджака. Важный нюанс: воротники и манжеты сорочки непременно должны были быть видны, их чистота демонстрировала не только аккуратность, но принадлежность к благородному сословию.
Кстати, именно потому, что сорочку исторически носили под верхней одеждой как белье, по сей день в официальной обстановке, согласно этикету, снять пиджак и остаться в рубашке можно только в крайнем случае и с разрешения присутствующих.
Сельская стирка класса люкс
Именно белая сорочка была символом статуса: рабочие не носили светлую одежду, потому что она легко пачкалась. Белые вещи сигнализировали о благосостоянии: они нуждались в частой стирке, а ведь количество сорочек в гардеробе предполагалось значительное.
Английский светский лев Джордж Браммелл, которого называют основоположником дендизма, сформулировал правило: «Никаких духов, только идеально свежее, чистое белье, выстиранное на природе». Отправлять дюжину своих белых рубашек в прачечную на свежем воздухе — вот он, высший шик эпохи Регентства.