Кто придумал сварку, почему пена тушит нефть и как придумали батареи

Популярная механикаHi-Tech

От аэросаней до пенного огнетушителя: 5 важнейших российских изобретений

В День российской науки, 8 февраля, в Ильинском сквере начала работу выставка Политехнического музея «Плюс/Минус». Темой экспозиции стали российские изобретения, напрямую связанные с теплом и холодом. История изобретений рассказывается с помощью комиксов авторства современных иллюстраторов. Мы попросили сотрудников Политеха рассказать подробнее об изобретениях и узнали, кто придумал сварку, почему пена тушит нефть и как придумали батареи и центральное отопление.

Аэросани Неждановского (художница София Коловская)

Сергей Сергеевич Неждановский (1850-1940) в юности заинтересовался воздухоплаванием, а позднее - зарождавшейся в то время авиацией. Закончив физмат МГУ, он проектировал летательные аппараты, во многих случаях серьезно опередив свое время: придумал несущий винт с приводом от реактивных сопел на законцовках лопастей, а также идею безфюзеляжного самолета («летающего крыла»). Но строить большинство из них, даже в виде макетов, не собирался, в основном чертил «в стол».

Однажды Сергей Неждановский решил испытать прототипы двигателей и пропеллеров. Вместе с Николаем Жуковским, основоположником гидро- и аэродинамики, он построил металлическую раму, на которую ставился опытный двигатель. Рама была оснащена полозьями, чтобы можно было оценивать тягу, а привычного для современных аэросаней кресла не было – ведь на подобном устройстве и не думали ездить люди.

В 1905 году журнал «Воздухоплаватель» опубликовал описание испытательного стенда Неждановского, при этом журналисты предложили использовать устройство в качестве транспортного средства. Статью увидел Юлий Меллер, владелец крупного автозавода “Дукс”. Именно он стал инициатором создания массового “лыжного автомобиля” (название “аэросани” придумали позже). Совместно с инженером Докучаевым, Юлий Миллер разработал аэросани «Дукс», которые в 1908 году с триумфом представили публике. Вскоре начался бум: аэросани стали создавать по всей стране.

В 1911 году Императорское Российское автомобильное общество даже устроило гонку на замерзшей Средней Невке, которая подтвердила, что аэросани справедливо имеют репутацию быстрого транспорта с хорошей проходимостью. Позднее, в советское время, аэросани стали символом освоения районов Севера в XX веке.

3ee0a0c565bddd3ffc3de81e07ea19c3.jpg

Радиатор Сан-Галли (художница Варвара Гранкова)

Принявший российское подданство немец Франц Карлович Сан-Галли разработал первый эффективный радиатор центрального отопления. Его конструкция используется и по сей день. До Сан-Галли основными способами отопления были печи и камины.

Юный немец с итальянской фамилией, Франц Сан-Галли, оказался в Санкт-Петербурге в 19 лет по служебной надобности. В России Франц работал на литейно-механическом заводе Бёрда - сначала помощником бухгалтера, но быстро продвинулся по службе. В 1853 году он занял денег и основал собственную механическую мастерскую по изготовлению металлических изделий. Бизнес не имел успеха, Франц не мог отдать долги. В отчаянной попытке спасти дело Сан-Галли поехал в Европу – изучать рынок, знакомиться с новинками. В Европе он увидел книгу французского физика Жана Пекле по прикладной термодинамике, которая и подсказала решение задач, которое позднее принесли Сан-Галли славу и успех.

В 1855 году компании Сан-Галли удалось получить первый крупный заказ: создать систему отопления для императорской оранжереи в Царском селе. Предыдущие конструкции систем центрального отопления были ужасно неэффективны. Радиаторы представляли собой обычные трубы, по которым текла горячая вода, они отдавали воздуху слишком мало тепла.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении