«Мечты — это просто иллюзии. Главное — жить сегодня»

Вильма Кутавичюте — одна из самых тонких и самобытных актрис современного российского кино. В ее работах всегда есть пространство для тишины, сомнения и внутренней честности. Мы поговорили с Вильмой о новой роли в сериале «Дорогой Вилли», — премьере KION и Premier, любви, свободе, кометах и котах, о том, почему человечность — это не слабость, а сила и почему бояться — это иногда хороший способ по-настоящему жить.
Твоя фамилия опровергает правило, знакомое каждому школьнику с первого класса, — про «чу–щу пиши с буквой “у”». Ты вообще любишь нарушать правила или быть исключением из правил?
С детства не люблю правила. Мне кажется, мы слишком часто живем в рамках собственных убеждений, страхов и навязанных представлений о «правильности». А за всем этим на самом деле прячется только одно — страх прожить жизнь такой, какая она есть. С каждым днем вокруг всё больше этих «инструкций по правильной жизни»: это — хорошо, это — плохо, это — полезно, то — вредно. А ведь мы даже не знаем, как устроен муравейник, не говоря уже о человеческой жизни и ее «правилах». Ну да, у меня есть пара своих принципов — например, никого не осуждать. Потому что мы никогда не знаем, через что проходит человек. Мы судим по обложке, которая к реальности может не иметь вообще никакого отношения. И кто мы такие, чтобы судить других? Знаю, звучу как Джейсон Стэйтем сейчас. (Улыбается.)
На прошлой неделе на платформах Kion и Premiere вышли первые серии сериала «Дорогой Вилли». Кого ты там играешь и почему тебя заинтересовала эта роль?
На первый взгляд это просто история про шпионку. Но если смотреть глубже, это рассказ о женщине, которую когда-то сломали и поместили в жесткую систему, из которой она так и не смогла выбраться. Меня в ней особенно тронуло то, что, несмотря на страх, она всё равно старается сохранить человеческое лицо и в какой-то момент решается пойти против этой системы — даже понимая, чем это может закончиться.
За кем или за чем она шпионит? И вообще, ты любишь истории про шпионов?
Обожаю! (Улыбается.) Не буду вдаваться в подробности — лучше посмотрите сериал. Это гораздо больше, чем просто шпионский триллер.

Судя по актерскому составу и всем промоматериалам, «Дорогой Вилли» выглядит как очень «мужской» проект — история о большой политике, дипломатии, закрытых мирах. Как тебе было в этом пространстве? С кем сниматься было интереснее всего? И знала ли ты что-то об этой реальной истории до того, как прочитала сценарий?
Я буквально прыгнула в съемки сразу после проб. Команда оказалась невероятной, весь актерский состав, без исключения, — просто лучшие! А режиссер Владимир Щегольков и оператор Пётр Духовской — настоящие художники. Иногда смотришь на плейбек, и кажется, что перед тобой не кадр, а живое полотно. Про эту историю я знала в общих чертах, но не в таких подробностях. И чем глубже в нее погружаешься, тем сильнее понимаешь, насколько она актуальна именно сейчас. Жест Вилли Брандта — когда он встал на колени перед памятником жертвам варшавского гетто — это момент чистого человеческого осознания. Это был не жест политика, а поступок человека.
В сегодняшнем мире, где всё чаще царят ненависть и разделение, такие поступки напоминают, что человечность — это не слабость, а сила. Мне кажется, сейчас особенно нужны такие жесты — и такие фильмы, которые говорят о сострадании и внутренней свободе.
Нобелевскую премию мира в этом году получила Мария Корина Мачадо из Венесуэлы. Премьер-министр Италии Джорджия Мелони — одна из самых влиятельных женщин-политиков в мире. На днях в Японии впервые в истории страны премьер-министром стала женщина. А в США президентом тоже могла стать женщина — у Камалы Харрис была огромная поддержка. Веришь ли ты, что мир спасут женщины? Или политика всё же для мужчин?
