Развитие художественного дара Поленова можно отнести к заслугам его семьи

Наука и жизньКультура

Василий Поленов — живописец и архитектор

Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) прошёл через увлечение академизмом, стоял у истоков пленэрной живописи в России, был одним из самых ярких художников-ориенталистов и новатором в области театрально-декорационного искусства. Во многих произведениях основополагающую роль играли архитектурные мотивы.

Дарья Манучарова, научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Государственной Третьяковской галереи.

Развитие художественного дара Поленова можно отнести к заслугам его семьи. От матери, Марии Алексеевны, художник, по его словам, «унаследовал страстную любовь к живописи». Его прадедом был крупнейший архитектор и мыслитель XVIII века Николай Александрович Львов. Отец художника, Дмитрий Васильевич, служил секретарём русской миссии в Афинах, участвовал в раскопках. Своим интересом к древнегреческой культуре он увлёк сына. Дмитрий Васильевич познакомил детей и с русской стариной. Поездка Василия в шестнадцатилетнем возрасте с отцом и братом по древним русским городам оказала неоспоримое влияние на развитие архитектурных способностей будущего художника.

В 1863 году Поленов поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, а в 1866 году был принят в класс исторической живописи. Одновременно он учился на юридическом факультете Петербургского университета.

Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон. 1875 год. Холст, масло. Государственный Русский музей.

За картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств Санкт-Петербурга) Василий, наряду с Репиным и ещё тремя выпускниками Академии, получил Большую золотую медаль. К концу академического периода в его полотнах на исторические темы появляются сложные ракурсы, живописная передача фактурной поверхности архитектурных памятников. Поленов настолько преуспел в постижении основ зодчества, что, по словам Репина, «ещё будучи учен[иком] Акад[емии] худ[ожеств], он некоторым архитекторам по-родственному сочинял и обрабатывал архитектурные программы на заданную тему, и те получали медали и звания».

После окончания Академии с золотой медалью Поленов получил право на шестилетнюю пенсионерскую командировку для совершенствования мастерства. За это время он побывал в Австрии, Германии, Швейцарии, Англии, путешествовал по Италии и, наконец, приехал в Париж. Там он сблизился с Алексеем Петровичем Боголюбовым, оказывавшим поддержку пенсионерам Академии художеств за границей. Лето 1874 года по приглашению Репина и по совету Боголюбова Поленов провёл в местечке Вёль в Нормандии, где в разные годы работали известные французские художники. Результатом этой поездки стали этюды с изображением тихих уголков природы: «Белая лошадка. Нормандия», «Мельница на истоке речки Вёль. Этюд» (обе — Музей-заповедник В. Д. Поленова), «В парке. Местечко Вёль в Нормандии» (ГРМ). В этих наполненных светом и воздухом пленэрных произведениях художник впервые добился той особой звучности цветов, которая позже будет восхищать в его произведениях художников-современников, особенно младшего поколения.

В 1875 году в Париже Поленов увидел работы испанского художника Мариано Фортуни (1838—1874), о которых отзывался как о подлинном откровении. Через увлечение манерой Фортуни прошли любимый учитель Поленова П. П. Чистяков и многие другие художники. В манере Фортуни выполнен один из первых эскизов к монументальному полотну Поленова «Христос и грешница». Действие разворачивается на фоне одноэтажного каменного здания кубической формы. Фигуры людей схематично намечены цветовыми пятнами и кажутся бесплотными, в то время как храм будто вылеплен — такой эффект создают размашистые мазки, обозначающие тень от кипариса слева.

Выпускники Императорской Академии художеств. Слева направо сидят: П. О. Ковалевский, И. Е. Репин, М. А. Кудрявцев, К. А. Савицкий, Е. К. Макаров; стоят: В. Д. Поленов, Е. Ф. Урлаб. Фото 1871 года. Государственная Третьяковская галерея.

Во время пенсионерской поездки Поленов работал над историческими картинами, изображение архитектуры в которых имело первостепенное значение. Это подтверждают слова Репина: «Будучи пенсионером Ак[адемии] х[удожеств] в Париже в 1872-3-4-5 и 6-м годах он (Поленов. — Прим. Д. М.) начинал много картин архитектурного характера, б[ольшей] ч[астью] Ренессанса и готики. Затевались драмы внутри дворцов и замков; красивые залы, дивно освещённые, великолепные троны, колонны — картины грандиозные и совсем готовые, оставались только люди... И тут художник охладевал, бросал все чары Средневековья и забывался в природе, писал пейзажи...»

Первое крупное произведение, выполненное Поленовым в Париже, — «Право господина» (1874, ГТГ). О возникновении замысла картины художник вспоминал: «Путешествуя прошлый год по Германии, осматривал я старые феодальные замки. Бродя по развалинам рыцарских “бургов”, а потом спустясь в долину, где крестьянское население осталось почти с теми же обычаями и в тех же костюмах, мне было представились взаимные отношения баронов с вассалами, и я задумал написать картину, взяв за фабулу одно из феодальных прав барона…»

Право господина. 1874 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

В 1874 году «Право господина», ещё не до конца завершённое, экспонировалось в парижском Салоне, предварительно пройдя серьёзный конкурсный отбор. Современники отмечали, что в Салоне 1872 года было выставлено полотно француза Гарнье на тот же сюжет и под тем же названием. Поленов на выставке картину Гарнье видеть не мог, но не исключено, что он был с ней знаком по воспроизведению или слышал о ней от друзей. Картина Поленова действительно выполнена под влиянием французской академической живописи. Но, в отличие от Ж.-А. Гарнье, в чьей одноимённой картине архитектурный фон напоминает театральную декорацию, в произведении Поленова архитектура органически связана с пространством полотна и персонажи гармонично существуют в архитектурной среде.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лестница… не только для рыб Лестница… не только для рыб

Зачем рыбам лестница?

Наука и жизнь
На трибунах становится тише На трибунах становится тише

Александр Фокин о том, как ему удавалось до 31 года оставаться инкогнито

OK!
С зубром лицом к лицу С зубром лицом к лицу

Единственный из видов диких быков Европы, уцелевший до наших дней

Наука и жизнь
Сломанные судьбы королев красоты: передозировка, авиакатастрофа и лишение титула Сломанные судьбы королев красоты: передозировка, авиакатастрофа и лишение титула

Самые печальные истории участниц конкурса красоты

Cosmopolitan
Весомые тренды: выбираем вечернее платье большого размера Весомые тренды: выбираем вечернее платье большого размера

Ассортимент магазинов больших размеров приводит в уныние?

Cosmopolitan
Кризис старения: в поисках нового смысла Кризис старения: в поисках нового смысла

Неразрешимыми вопросами задается каждый, когда время жизни подходит к завершению

Psychologies
Шесть вариантов зимнего антистресса Шесть вариантов зимнего антистресса

Как победить зимний упадок сил

Здоровье
Как приручить человека? Генетики нашли способ Как приручить человека? Генетики нашли способ

Ген BAZ1B, видимо, сыграл важную роль в эволюции человека

СНОБ
Фигура высшего пинотажа: каким получилось вино у миллиардера Галицкого Фигура высшего пинотажа: каким получилось вино у миллиардера Галицкого

Основатель розничной сети «Магнит» пробует себя в виноделии

Forbes
Без драк и скандалов: самые приличные участницы «Дома-2» за всю историю Без драк и скандалов: самые приличные участницы «Дома-2» за всю историю

О героях проекта «Дома-2», за которых зрителям не стыдно

Cosmopolitan
Алый театр Алый театр

Эмма Уотсон о фильме «Маленькие женщины», борьбе за равенство и одиночестве

Vogue
6 самых переоцененных постельных практик: кажется, что они крутые, но нет 6 самых переоцененных постельных практик: кажется, что они крутые, но нет

Если мы все перестанем это делать, мало кто об этом пожалеет

Playboy
«Я феминистка, но платить будешь ты»: о гендерных ожиданиях и реальности «Я феминистка, но платить будешь ты»: о гендерных ожиданиях и реальности

Формула «феминистки запрещают» уже стала классикой антифеминистической риторики

Psychologies
Подавленная агрессия: как не копить негатив Подавленная агрессия: как не копить негатив

Наши эмоции связаны с качеством дыхания

Psychologies
Александр Ферсман: строитель жизни Александр Ферсман: строитель жизни

В будущем строителем жизни будет учёный, не оторванный от окружающего мира

Дилетант
Торговля не заметила войны Торговля не заметила войны

На мировой торговле сказывается вовсе не противостояние США и Китая

Эксперт
Нарядный промысел Нарядный промысел

Карнавальные костюмы как сезонный бизнес

Огонёк
Игра на повышение: 10 лучших фильмов и сериалов о бизнесе и деньгах Игра на повышение: 10 лучших фильмов и сериалов о бизнесе и деньгах

2019 стал годом фильмов о миллиардерах и ремейков сериалов о богачах

Forbes
Александр Цыпкин — о быстрой отдаче, диджействе и драмеди Александр Цыпкин — о быстрой отдаче, диджействе и драмеди

Писатель Сергей Кумыш встретился с писателем и продюсером Александром Цыпкиным

РБК
Трезвый подход к романтическим отношениям: советы коуча Трезвый подход к романтическим отношениям: советы коуча

В начале романтических отношений мы часто теряем голову

Psychologies
Ми-ми-мишные убийцы: чем опасны домашние животные Ми-ми-мишные убийцы: чем опасны домашние животные

За ми-ми-мишностью скрывается целый ряд потенциально опасных заболеваний

Популярная механика
Яркая квартира с эркером, 58 м² Яркая квартира с эркером, 58 м²

Один из оттенков для интерьера был подсмотрен на коробке шампанского

AD
«Несколько краснодарских вин мне очень понравились»: винный патриарх Мигель Торрес о будущем, экспериментах олигархов и России «Несколько краснодарских вин мне очень понравились»: винный патриарх Мигель Торрес о будущем, экспериментах олигархов и России

Мигель Торрес – винный патриарх, гуру и "отец" культовых вин Каталонии

Forbes
Как завязать шейный платок мужчине: пошаговая инструкция для разных ситуаций Как завязать шейный платок мужчине: пошаговая инструкция для разных ситуаций

Сейчас мы расскажем, как завязать шейный платок мужчине под рубашку и не только

Playboy
Сознание дремлет Сознание дремлет

Интервью с президентом Фонда общественного мнения Александром Ослоном

Эксперт
Круче пуховика: выбираем кожаное пальто и учимся его носить Круче пуховика: выбираем кожаное пальто и учимся его носить

Если стеганые куртки уже надоели, примеряйте стильное кожаное пальто

Cosmopolitan
Гороскоп мужских комплексов: как не наступить на его больную мозоль Гороскоп мужских комплексов: как не наступить на его больную мозоль

Страхи и сомнения есть у каждого человека. И мужчины не исключение!

Cosmopolitan
ГИБДД начала охоту на тонировку: сажают на 5 суток ГИБДД начала охоту на тонировку: сажают на 5 суток

С начала года за слишком глухую тонировку наказали 164 280 автомобилистов

РБК
Американская мечта Guess Американская мечта Guess

Как три брата Марсиано изменили американскую моду навсегда

Vogue
Каста здесь Каста здесь

Некоторые соображения об устройстве российского общества

Esquire
Открыть в приложении