Площадка решила сама зарабатывать на новом виде бизнеса — консалтинге селлеров

МонокльБизнес

Wildberries прибирает данные

Маркетплейс Wildberries закрыл сторонним компаниям доступ к статистике о движении товаров и изменениях цен на платформе. Площадка решила сама зарабатывать на новом виде бизнеса — консалтинге селлеров — и единолично владеть реальной информацией о состоянии рынка интернет-торговли

Александр Лабыкин

Алексей Белкин/News.ru/ТАСС

Данными аналитики от Wildberries пользуются десятки фирм, консультирующих продавцов по продвижению товаров на платформе. Отслеживая движение продукции, цены, ставки рекламы, скидки и прочую статистику, они дают рекомендации по правильному выбору ниши и определению оптимальной стратегии продаж.

Этот относительно новый вид бизнеса возник в результате стремительно растущего числа селлеров на маркетплейсах и конкуренции между ними, которую становится все труднее выдерживать без комплексной аналитики не только собственных продаж, но и всего рынка онлайн-торговли. Как следствие, услуги консалтинговых компаний приобрели популярность. Теперь же, после отказа Wildberries предоставлять данные сторонним фирмам, желающие оптимизировать свою работу продавцы должны обращаться к консалтинговому сервису «Джем», принадлежащему владельцу маркетплейса — «РВБ». Видимо, объединенная компания Татьяны Ким и Роберта Мирзояна с выручкой свыше 440 млрд рублей разглядела в новой нише большие перспективы, раз решилась первой среди крупных площадок замкнуть на себе новый бизнес с объемом рынка не более 10 млрд рублей. И хотя селлеры и маркетологи возмущены ситуацией и подсчитывают убытки, они пока не решаются обращаться с жалобами в Антимонопольную службу.

Как это теперь не работает

На прошлой неделе чаты пользователей Wildberries запестрели жалобами: «… Включаю рекламу за бешеные деньги, стою на первой странице наверху, а заказов нет, зато денежки списали», «Заказы упали в два раза, цену адекватную поставить не могу, без скидки сильно дорого для клиента, со скидкой слишком дешево, и все равно заказов нет, а реклама не работает…»

Вскоре профильные телеграм-каналы разобрались в происходящем и сообщили, что дело в искаженной аналитике, пользуясь которой селлеры либо закупили слишком много товара, которого полно у конкурентов, либо слишком дорого заплатили за рекламу и без того ходового товара, а порой на самом старте сделали ставку на продукцию, ставшую неходовой. Аналитические сервисы начали выдавать искаженную информацию потому, что Wildberries закрыл им доступ к актуальным данным. Селлеры маркетплейса теперь тоже могут видеть статистику только по своим товарам, не зная, что происходит у конкурентов.

Если в 2020 году число селлеров не достигало и 300 тыс., то в 2024-м их было уже 600 тыс., а в 2025-м — около 700 тыс. И если раньше они могли обходиться без анализа рынка, то с расширением онлайн-торговли (она выросла с 450 млрд рублей в 2012 году до 6,5 трлн в 2024-м) без этого велик риск получить убытки от неправильного ранжирования ассортимента, закупки ставшего неходовым товара, лишних затрат на скидки, доставку, рекламу и прочее.

«Селлер понимает: когда у других продавцов на складах много товара, надо выбирать иную нишу, — поясняет эксперт рынка интернет-ретейла юрист Игорь Сергеев. — Если цены в последнее время снижались, значит, конкуренция усилилась, большие скидки говорят о том же. Где выше конкуренция, там выше стоимость рекламы — тоже показатель для выбора категории продукции. Так можно получить комплексную аналитику и точно планировать тип и количество товара, расходы на рекламу». Однако теперь же, уверен эксперт, у селлеров Wildberries из-за ошибочных решений снизятся и выручка, и прибыль. Для некоторых продавцов это будет означать уход с рынка.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении