Какие последствия налоговых изменений для малого бизнеса можно сформулировать?

МонокльБизнес

Рост налогов: не за все заплатит потребитель

Грядущие изменения в налоговом законодательстве наиболее болезненно отразятся на малом бизнесе из сферы торговли и услуг. На плаву останутся лишь те компании, у которых есть возможность повысить не только цены на свою продукцию, но и эффективность бизнеса

Александр Лабыкин

Двадцать второго октября Госдума рассмотрит внесенный правительством законопроект об изменениях в Налоговом кодексе. Ключевые поправки — повышение с начала 2026 года налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 22% и снижение порога годовой выручки предприятий на упрощенной модели налогообложения (УСН) с 60 млн до 10 млн рублей. Это значит, что малые предприятия с оборотом свыше 10 млн рублей станут плательщиками НДС. При этом за ними сохраняется право на применение льготного НДС в 5 или 7% (но без права на последующий вычет его из бюджета). Льготная ставка НДС в 10% сохраняется также для производителей всех социально значимых товаров: базовых продуктов питания (хлеб, молочная продукция, мясо), лекарств, товаров для детей и пр.

Мы провели блиц-опрос, предложив предпринимателям ответить на следующие вопросы: «Как на вас повлияет повышение налоговой нагрузки и придется ли сокращать инвестиции в развитие бизнеса? Есть ли на вашем рынке возможность переложить повышение налога в цену товара и планируете ли вы это делать? Рассматриваете ли вы какие-то способы оптимизации затрат, и если да, то какие?»

Исходя из полученных данных, можно сформулировать несколько последствий налоговых изменений.

Первое. Увеличение налоговых ставок приведет к росту оптовых и розничных цен, так как дополнительные налоги будут включаться в конечную стоимость. Об этом говорят все респонденты. «Чтобы сохранить маржу, производители будут вынуждены повышать цены. В секторе B2B эффект может показаться менее заметным, поскольку уплаченный НДС засчитывается к вычету, — рассказывает партнер и руководитель практики налогового консалтинга и аудита Bellerage Марина Голубенцева. — Рост розничных цен повлечет за собой удорожание потребительской корзины, повышение зарплатных ожиданий и, как следствие, увеличение себестоимости продукции во всех отраслях — даже тех, что пользуются налоговыми льготами. Запустится цепная реакция роста затрат на каждом этапе производства, поэтому итоговые цены взлетят значительно выше, чем сейчас прогнозируют».

Опрошенные нами компании говорят о росте цен в диапазоне от 1–2% и максимум до 5–7%. Скорее всего, влияние описанного тренда на поведение потребителей будет зависеть от конкретных отраслей. Например, в сегменте индивидуального жилищного строительства или в ресторанном бизнесе это будет чувствительное повышение, в то время как, скажем, на растущем рынке косметики покупателю будет трудно отследить изменения из-за постоянных ценовых манипуляций селлеров на маркетплейсах.

Второе. Маржинальность бизнеса компаний начнет снижаться. Далеко не все поставщики товаров и услуг смогут повысить цены из-за острой конкуренции. Например, очень сложно даже слегка поднять стоимость в цепочках поставок непродовольственных товаров, будь то одежда, обувь, автомобили или бытовая техника. Потребитель сейчас не готов тратить на это деньги, предпочитая сберегательную модель поведения. Те же тенденции наблюдаются в сегменте оборудования: промышленный сектор приостанавливает или сворачивает программы расширения мощностей. Поэтому все затраты на повышение НДС станут вычитаться из маржи производителей и поставщиков.

Трудно будет и организаци ямподрядчикам, чьи заказчики не готовы соглашаться с повышением цен на их услуги. Во многих крупных и средних компаниях бюджеты на следующий год уже сверстаны. Сейчас, как нам известно, представителям ИТ-индустрии, рекламной и других отраслей пришлось вернуться к обсуждению с контрагентами стоимости работ в связи с ростом НДС или отменой льгот по этому налогу (как произошло в ИТ-сфере). Если пересмотреть бюджеты не удастся, подрядные компании будут вынуждены выполнять заказы с меньшей прибылью.

Третье. Основная встряска ожидает совсем малый бизнес: после снижения порога отсечения по УСН с 60 до 10 млн рублей предприниматели должны будут платить НДС. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает, что нововведение затронет около 800 тыс. субъектов МСП, или 20% от их общего числа, тогда как при действующем пороге в 60 млн рублей налог платят лишь 200 тыс. бизнесменов.

В Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) подсчитали, что в итоге в России может закрыться каждый пятый пункт выдачи заказов интернет-магазинов. По данным «Яндекс Карты», в июле 2025 года насчитывалось 197,3 тыс. ПВЗ, то есть примерно 20 тыс. из них свернут деятельность. «Цены на маркетплейсах, которые из-за роста налогов формально должны увеличиться на два процента, в реальности поднимутся на 5–15 процентов, поскольку бизнес заложит в стоимость товара повышение затрат на логистику, сырье, аренду и другие расходы», — отмечает председатель совета АУРЭК Евгения Черницкая. АУРЭК даже обратилась в правительство с просьбой отложить резкое снижение порога для работы по УСН. «Наша позиция основана на глубоком анализе операционных моделей и финансовых возможностей. Мы видим, что для небольших компаний переход на НДС означает не просто рост налоговой ставки, а угрозу самому существованию бизнеса из-за потери ценового преимущества», — говорит эксперт.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении