Умная противолодочная оборона НАТО и ее проблемы

МонокльОбщество

НАТО будет искать российские подлодки с помощью ИИ

Североатлантический альянс модернизирует систему слежения за подводными лодками России с применением перспективных технологий. Однако реализацию разработанного с этой целью проекта CABOT тормозит нехватка финансирования и технологического потенциала европейских партнеров

Михаил Чекмасов

Подлодка К-560 «Северодвинск» на военном параде в Санкт-Петербурге. AP Photo/Dmitri Lovetsky

В НАТО всерьез озаботились растущими возможностями российских подлодок. В зарубежные и отечественные СМИ все чаще просачивается информация о действиях субмарин России «на заднем дворе» Альянса — непосредственно у берегов недружественных нам заокеанских стран. Появляются они там периодически и внезапно, а значит, разработанные в эпоху холодной войны средства прослушивания океанских глубин устарели.

Вот и понадобились в Атлантике новые подводные «уши» с искусственным интеллектом, ради чего в рамках инициативы НАТО Smart Defence («Умная оборона») задумано реализовать Project CABOT. По мнению британских специалистов, это ноу-хау предусматривает создание неприступного бастиона на подходах к противолодочному рубежу Гренландия — Исландия — Великобритания (GIUK).

Тихой сапой сквозь расставленные сети

GIUK хорошо известен со времен холодной войны. Подводники Северного флота проходили через этот район для развертывания на океанские коммуникации, к Восточному побережью США и в районы патрулирования атомных подводных лодок супостата с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). На рубеже GIUK постоянно курсировали боевые корабли и самолеты базовой патрульной авиации стран НАТО.

Подводных лодок у нас тогда было много, на боевую службу они ходили часто, и не только одиночно, но и группами и даже соединениями, что сильно напрягало иностранные противолодочные силы. Прекрасно осознавая, что рано или поздно морскую мощь Советского Союза не удастся удержать никакими рубежами, а для организации поиска на океанских просторах не хватит никаких сил, еще в конце 1950 года американцы приступили к развертыванию опытных элементов стационарной системы дальнего гидроакустического наблюдения SOSUS (Sound Surveillance System). Она работает в диапазоне низких частот (десятки и сотни герц).

Установка первой очереди гидрофонов и формирование зоны наблюдения за подводной обстановкой вдоль побережья США состоялись в период с 1952 по 1958 год. По воспоминаниям участника программы Эдварда Уитмена, ее боевым дебютом стало обнаружение береговой станцией Grand Turks советской подводной лодки проекта 641 с подтверждением контакта самолетом БПА. Случилось это в разгар Карибского кризиса, когда по плану операции «Кама» у берегов Кубы было развернуто пять субмарин с дизель-электрической энергетической установкой.

Они имели ограниченное время нахождения под водой, так как требовалось периодически всплывать в надводное положение или на перископную глубину для заряда аккумуляторных батарей от дизелей. Это увеличивало шумность и заметность корабля и частенько приводило к потере скрытности. А между тем по обе стороны океана уже полным ходом шло строительство атомных подводных лодок с более высокими боевыми возможностями и способностью не всплывать весь период боевой службы.

Проведя серию успешных испытаний и получив практический опыт, американцы со второй половины 1960-х начали формировать и наращивать зоны подводного наблюдения с помощью сети расположенных на большой глубине гидрофонов не только в Атлантике, но и в морях Северного Ледовитого и Тихого океанов. Известно, что в 1968 году исландская береговая станция Keflavik впервые обнаружила советские многоцелевые атомные подводные лодки в Норвежском море. Еще одним «подарком» для SOSUS стала ракетная подводная лодка стратегического назначения, зафиксированная в Северной Атлантике в 1974 году. Но «дыры» оставались, и в стационарную систему стали интегрировать мобильный и позиционный компоненты.

Основой первого стали низкочастотные гидроакустические станции (ГАС) с гибкими протяженными (длина рабочего участка до 600 м) буксируемыми антеннами для маневренных противолодочных сил — надводных кораблей, подводных лодок и кораблей дальней гидроакустической разведки (ДГАР). Они появились в 1980-х годах с аббревиатурами TACTAS, STASS и SURTASS соответственно, с дальностью обнаружения шумящих объектов до 270 миль. Первые две удачно дополняли среднечастотные (единицы килогерц) активно-пассивные бортовые, подкильные и буксируемые ГАС с гораздо более низкими характеристиками, третья была основной на вооружении ДГАР. Многим позже, с ростом морской мощи Китая, все ДГАР перебросили в Тихоокеанский регион.

Примечательно, что как минимум дважды советским подводникам удалось оторвать и доставить эти изделия капиталистического труда в отечественные пункты базирования для изучения. Первый такой случай произошел в октябре 1983 года в Саргассовом море, когда многоцелевая атомная подводная лодка К-324 намотала на винт антенну TACTAS следившего за ней американского фрегата McCloy. А в декабре 1986-го подводный стратег ТК-12 оторвал антенну STASS у британской субмарины Splendid в Баренцевом море. Спустя шесть лет автору этой статьи, участнику данного события, демонстрировали ее фрагмент на лекции в Военно-морской академии им. Н. Г. Кузнецова.

Второй компонент стационарной системы слежения в виде FDS (Fixed Distribution System) и ADS (Advanced Deployable System) предназначен для развертывания в мелководных районах (характерно для Восточного побережья США), где эффективности других средств недостаточно. Объединение стационарной, позиционной и маневренной систем в единую сеть обмена данными позволило создать действующую с 1985 года IUSS (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Интегрированная система подводного наблюдения IUSS в Атлантике. Инфографика автора

Функционировала она так. С выходом из мелкого Баренцева в глубокое Норвежское море через рубеж мыс Нордкап — остров Медвежий на дне поджидает коварная SOSUS, обойти которую стороной не всегда возможно. Зона ее действия не имеет четких границ, но чем дольше в ней находишься, тем больше вероятность быть замеченным по собственным шумам. А она, подлая, никак не проявляя себя, фиксирует шумы с разных направлений и транслирует для анализа на береговой пост, где твое местоположение вычисляется с точностью до нескольких десятков километров.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении