Почему устойчивый долговременный рост мог начаться только 200 лет назад?

МонокльИстория

Когда и почему наука становится производительной силой

Человечество продуцировало научные знания и прорывные изобретения в течение всей своей истории, но лишь промышленная революция XIX века создала механизм конвертации инноваций в экономический рост. Свою версию ответа на эту загадку дали лауреаты Премии Банка Швеции памяти Альфреда Нобеля 2025 года

Георгий Трофимов*

Исторические данные свидетельствуют, что на протяжении тысячелетий среднемировой доход на душу населения оставался практически неизменным. По оценкам видного макроэкономического историка Ангуса Мэддисона, в 1000 году этот показатель был таким же, как и в начале нашей эры, а в 1823-м оказался лишь на 53% выше, чем в 1000-м. Однако примерно 200 лет тому назад экономика Британии, а вслед за ней и экономики ряда других стран вышли на траекторию стабильного долговременного роста, который в итоге дал грандиозное повышение уровня среднедушевого дохода. Эта впечатляющая картина представлена на графике 1, показывающем динамику душевого дохода для Британии с 1270 года до настоящего времени.

* Главный научный сотрудник Лаборатории современных финансовых исследований, кандидат экономических наук.

Почему устойчивый долговременный рост, обеспечивший современные высокие стандарты жизни во многих странах, мог начаться только 200 лет назад и что было его движущей силой? Основная идея нобелевских лауреатов 2025 года Джоэля Мокира, Филиппа Агьона и Питера Хоуитта состоит в том, что этой силой был непрерывной поток технологических инноваций, начавшийся в ходе промышленной революции. Нобелевский лауреат 1993 года Дуглас Норт, а затем прошлогодние лауреаты Дарон Аджемоглу, Саймон Джонсон и Джеймс Робинсон выдвигали на первый план роль институтов, благоприятствующих или препятствующих предпринимательской активности и экономическому росту. И тот и другой подходы к объяснению феномена роста вряд ли можно считать конкурирующими — скорее они дополняют друг друга.

Джоэль Мокир (род. в 1946 г.) — израильский и американский экономист, историк экономики, профессор Северо-Западного и Тель-Авивского университетов
Филипп Агьон (род. в 1956 г.) — французский экономист, профессор College de France и бизнес-школы INSEAD
Питер Хоуитт (род. в 1946 г.) — американский экономист, профессор Университета Брауна в Провиденсе

Таким же образом следует оценивать взаимосвязь работ нынешних лауреатов. Мокир внес значительный вклад в развитие экономической истории как научной дисциплины. Он в деталях изучал процессы технологического развития, происходившие в странах Европы и Азии с древних времен, чтобы выявить необходимые предпосылки долговременного роста и доказать, что одной из важнейших было продуктивное взаимодействие научных исследований и технологических инноваций.

Агьон и Хоуитт изучали долговременный устойчивый рост с помощью математической модели, ставшей базовой для многочисленных дальнейших теоретических и эмпирических изысканий. В основе этой модели лежит ставшая известной благодаря работам австрийского экономиста Йозефа Шумпетера идея «созидательного разрушения», согласно которой генерирование технологических инноваций представляет собой динамический процесс конкуренции фирм, осуществляющих исследования и разработки и борющихся таким способом за выживание на рынке.

Полезные знания

Основной вопрос, на который отвечают работы Мокира, заключается в том, каким образом новые знания, коими овладевало человечество, помогали создавать материальную культуру и привнесенное ею процветание. В серии фундаментальных монографий, издававшихся в 1990-е и 2000-е годы, он на богатом историческом материале подробно исследовал изобретения и технические инновации, реализованные с древних времен в разных цивилизациях, включая античный Рим, Грецию и Китай.

В книге «Дары Афины», вышедшей в 2002 году, Мокир использует термин «полезные знания», введенный нобелевским лауреатом Саймоном Кузнецом в книге 1965 года об экономическом росте. Полезные знания в качестве основного источника экономического роста включают два типа знаний. Первый — пропозициональные знания о природных явлениях и закономерностях, которые дают ответы на вопросы «почему» и трактуются Мокиром шире, чем теоретические знания в современном понимании. Второй тип — прескриптивные знания о том, «как делать» что-либо, материализованные в виде чертежей, схем, описаний, инструкций и т. д., то есть во всем том, что обобщается понятием «технология».

Как утверждает Мокир, устойчивый экономический рост на основе технологических инноваций возможен, только если существует продуктивная взаимосвязь пропозициональных и прескриптивных знаний. Она создает синергию, обеспечивающую создание и накопление полезных знаний. Возникновение данной синергии позволило некоторым странам Европы, в первую очередь Британии, запустить непрерывный инновационный процесс, ставший источником долговременного экономического роста.

До середины XVIII века такая взаимосвязь отсутствовала. Как показал в своих книгах Мокир, еще с античных времен были накоплены определенные знания в области математики и физики, которые, как правило, не находили применения на практике. Инновации, даже такие прорывные, как ветряная мельница, тяжелый плуг или печатный станок, носили спорадический характер и не оказывали влияния на долговременную экономическую динамику. Мокир пришел к выводу, что инновации не могли обеспечить устойчивый рост экономики потому, что не было понятно, как технологии работали, а это препятствовало процессам их развития и мультиплицирования. По его словам, инженерное дело существовало без механики, металлургия — без металловедения, горное дело — без геологии, обработка земли — без почвоведения и т. д. До определенного времени просто не существовало естественнонаучной базы для понимания природы технологий, однако после научной революции XVII–XVIII веков препятствия на пути превращения науки в производительную силу определялись институциональными факторами.

Из-за отсутствия взаимной связи науки и производства до XVIII века в мировой экономике господствовала стагнация. Как можно видеть на графике 1, до 1700 года рост среднедушевого дохода Британии был очень слабым либо отсутствовал. Всплески экономического роста наблюдались в отдельные периоды в некоторых других странах, но они затухали по прошествии нескольких десятилетий. Мокир в работе 2000 года исследовал неудачный опыт Голландии, которая до начала промышленной революции была наиболее передовой страной Европы. Однако к началу XVIII века она утратила лидерство, несмотря на высокий уровень человеческого капитала и благоприятные для рынков институты. Причиной неудачи было отсутствие эффективного взаимодействия между исследователями и производителями, из-за чего Голландия не смогла обеспечить в необходимой мере генерацию полезных знаний.

Сложившиеся в этой стране после окончания буржуазной революции группы влияния были привязаны к традиционным технологиям, до определенного времени передовым. Представители коммерческой элиты оказались слишком консервативными и прагматичными и не испытывали интереса к пониманию научных основ технологий, с которыми имели дело. Такое отношение к науке, по мнению Мокира, в итоге притормозило технологическое развитие Голландии.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении