Хватит ли вам места на бирже
Кто, как и для чего сейчас выходит на биржу с небольшими выпусками облигаций и найдется ли на долговом рынке место вашей компании
Рынок так называемых растущих компаний, то есть субъектов МСП или несколько переросших этот этап, начал формироваться в своем нынешнем виде в 2017–2018 годах. Связано это было с ослаблением требований к эмитентам облигаций: объем финансирования, для привлечения которого не требуется проспект ценных бумаг, вырос с 200 млн рублей до 1 млрд, порядок допуска ценных бумаг к торгам был детализирован.
Сделано это было как раз для популяризации долгового рынка среди компаний малой и средней капитализации. И расчет оказался верным: сотни новых имен за восемь лет появились на бирже с облигационными займами.

Мы стояли у истоков этого процесса, и я очень хорошо помню, как приходилось доказывать собственникам и директорам компаний МСП доступность и перспективность биржевого фондирования. Одним из самых распространенных был и остается вопрос-возражение: «И что, наши облигации кто-то купит?»
Купит, при хорошей подготовке и правильно сформулированных параметрах. Купит — во многом потому, что параллельно с притоком новых заемщиков-эмитентов на биржу активно пошли частные инвесторы.
ВДО: правила игры
В эмиссионной документации в графе «цели привлечения» чаще всего можно найти стандартную формулировку — «пополнение оборотных средств». Но в реальности руководители всегда заранее знают, на что им нужны инвестиции.
Облигации отлично подходят в качестве источника для приобретения основных средств — обновления оборудования, запуска новых линий. Кейсы ООО «Ультра» (завод металлических сеток), ООО «Сибстекло» (крупнейший производитель стеклотары за Уралом) тому подтверждение.
Облигационные средства могут направляться на масштабирование компании — открытие новых филиалов. Например, ООО «Круиз» (сервис внутригородских переводок «Грузовичкофф») направляло средства на запуск своего сервиса в новых городах.
Часто заемные средства направляются на увеличение закупок сырья или товаров. Это позволяет компании не просто пополнить запасы для наращивания производства, но и за счет большого объема сделки снизить себестоимость. Под эти цели привлекали средства на бирже поставщик пищевых компонентов «Селл Сервис» и Новосибирский завод резки металла (НЗРМ). Обе компании смогли, закупив «побольше и подешевле», перепродать сырье или готовые изделия (как в случае с НЗРМ) чуть «позже и подороже», заработав на росте стоимости этого самого сырья.
Совершенно адекватно выглядит и рефинансирование текущего долгового портфеля посредством биржевых механизмов: краткосрочные займы таким образом переводятся в долгосрочные, поддерживая ликвидность. В качестве примера можно привести уже упомянутого эмитента — производителя стеклотары «Сибстекло». Половину средств от выпуска облигаций Сибстекло-БО-П03 компания направила на увеличение запасов сырья и готовой продукции. Вторую часть эмитент использовал для замещения выбывающего по плану кредитного портфеля.
Актуальным в последнее время становится выпуск облигаций не ради собственно денег, а как этап подготовки компании к выходу на IPO. Потому что это позволяет решить сразу две задачи: немного подготовить свою команду к публичности (обязанности раскрывать информацию, коммуницировать с инвесторами) и появиться на радарах у инвесторов.