Фарма спорит о субстанциях
Ряд российских фармпроизводителей настаивают на скорейшем внедрении в практику госзакупок правила «второй лишний», которое даст преимущество компаниям, выпускающим лекарства из отечественных субстанций. Однако другие участники фармрынка, включая бигфарму, активно сопротивляются нововведению
Несколько фармкомпаний совместно с депутатами Госдумы направи ли премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с просьбой отозвать проект постановления правительства, согласно которому сроки введения правила «второй лишний» переносятся на полгода. Инициаторы обращения считают, что вводить правило, дающее преимущество полностью российским препаратам, нужно срочно: это позволит нарастить выпуск отечественных субстанций, так как зависимость от их импорта сейчас достигает 75%. Представители фармотрасли подозревают, что перенос сроков лоббируют иностранные корпорации, которые по экономическим причинам сейчас не могут локализовать производство активных фармацевтических субстанций (АФС) в нашей стране. Однако последние это обвинение отрицают, утверждая, что закон ущемляет в первую очередь российские компании, выпускающие лекарства из импортного сырья. Кроме того, поскольку в стране пока нет такого масштабного производства АФС, как, например, в Азии, резкое увеличение спроса приведет к неизбежному росту цен и на отечественное сырье, и на препараты на его основе.
Правительство в прошлом году трижды переносило сроки введения правила (последний раз — в декабре прошлого года), вероятно рассчитывая на постепенный рост рынка: российские производители в последние годы и так запускают новые проекты и расширяют ассортимент своих субстанций.
Где третий, там и второй
Правило «второй лишний», призванное простимулировать выпуск АФС, возникло по аналогии с правилом «третий лишний», которое было введено в 2015 году применительно к фармпрепаратам. Согласно этой концепции, при закупке каких-либо позиций из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) государственные и муниципальные заказчики обязаны отклонять заявки на продажу, если есть хотя бы два предложения аналогичных препаратов из стран Евразийского экономического союза. Благодаря принципу «третий лишний» почти все работающие на рынке зарубежные компании за прошедшие десять лет были вынуждены локализовать свое производство — самостоятельно либо по контракту с российскими фармпредприятиями. Последние также нарастили инвестиции в новые линии, потратив совместно с иностранцами почти 200 млрд рублей.
Этот успех вдохновил правительство ввести аналогичное правило и в отношении АФС, но в более жестком варианте — «второй лишний»: достаточно одной заявки от одного производителя, выпускающего лекарства из отечественных субстанций, для отстранения от торгов других участников. Сама компания, кстати, может быть иностранной, но синтезировать АФС и изготавливать препараты она должна в России.
В конце декабря представители отрасли совместно с депутатами созвали пресс-конференцию, в ходе которой упрекнули иностранных коллег в затягивании сроков введения нового правила. Среди участников мероприятия были компании «Активный компонент», крупнейший российский изготовитель АФС, «Промомед», которая помимо субстанций выпускает широкую линейку лекарств и ведет дистрибуцию, а также «Герофарм», которая производит инсулины на основе собственного сырья, выступает за импортозамещение и преуспела в деле принудительного лицензирования (выведение на рынок дженериков до срока истечения патента).
Спикеры утверждали, что перенос даты введения правила противоречит стратегии «Фарма-2030», согласно которой доля отечественных субстанций на рынке через четыре года должна вырасти с нынешних 25 до 50%.
«Мы в пандемию столкнулись с нарушением поставок импортных лекарств и сырья и только чудом вышли из положения, нарастив в том числе свое производство, — заявил заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по экономической политике Станислав Наумов. — И чтобы не сесть в лужу, когда очередная пандемия накроет мир, нам надо срочно разворачивать выпуск субстанций в стране».
По словам члена комитета Госдумы по защите конкуренции Ирины Филатовой, правило «второй лишний» призвано защитить отечественные фармкомпании. Аналогичные меры в отношении собственных производителей действуют в США, Евросоюзе, Индии, Китае, Бразилии и ряде других стран.
Генеральный директор компании «Герофарм» Петр Родионов отметил, что после начала СВО число клинических исследований новых фармпрепаратов в стране снизилось кратно: зарубежные корпорации не спешат выводить на наш рынок инновационные лекарства. «Они опасаются правила “второй лишний”: в случае принятия закона придется инвестировать в производство, а это пока затруднительно по политическим причинам, — пояснил он. — Но до введения правила “третий лишний” иностранцы в России тоже в основном занимались упаковкой завезенных лекарств. Закон вынудил их запустить в нашей стране собственные линии, благодаря чему у нас сейчас есть, например, инновационные препараты от редких заболеваний. Теперь нужен новый инвестиционный цикл для углубления передела, и перенос сроков лишь отодвигает этот процесс: многие фармкомпании поставили на паузу свои планы создания субстанций или их покупки у наших производителей».
