Две задачи по Гренландии
Чем интересен «кусок льда» площадью 2,2 млн квадратных километров, из-за которого чуть не началась война
Самый большой остров на планете, внезапно оказавшийся предметом дипломатических споров, уже много лет является объектом научных исследований. Сегодня специалистов, занимающихся изучением региона, волнуют две темы (не считая интриги вокруг анонсированной США гипотетической аннексии): темпы таяния гренландского ледового покрова и возможности добычи природных богатств — углеводородов, драгоценных камней и редкоземельных металлов.
Основные проекты, над которыми ученые работают сейчас, связаны с климатологией. Они стартовали еще в начале 1990-х годов: именно тогда данные по Гренландии стали рассматривать в качестве индикаторов глобальных климатических изменений. С того времени в ледниковом щите острова было пробурено пять трехкилометровых кернов — по анализу обнаруженных в них ядерных изотопов и компонентов атмосферы удалось проследить изменения местных ландшафтов на протяжении последних 100 тыс. лет. Исследователи определили, что теплые и холодные периоды здесь чередовались более 20 раз: лед то отступал за пределы своих нынешних границ, то снова нарастал. Кроме того, выяснилось, что текущие темпы потери массы гренландского ледового покрова беспрецедентны за последние 12 тыс. лет, а температуры в центральной и северной частях региона рекордно высокие в масштабах тысячелетия. Всего остров занимает менее 1,5% площади суши Земли, но его вклад в текущее повышение уровня моря (~0,8 миллиметра в год) оценивается в 20%. Как утверждают ученые, если лед здесь полностью растает, уровень моря поднимется на 7,4 метра.
«В последние 10–15 лет таяние ледников резко активизировалось, особенно на западном и восточном побережьях Гренландии, южнее 70-го градуса северной широты. С одной стороны, это меняет состояние окружающей среды в регионе, с другой — повышает роль острова в процессе распреснения окружающих морей, а это явление уже не регионального, а глобального характера», — поясняет заведующий кафедрой метеорологии и климатологии географического факультета МГУ Александр Кислов.
По словам эксперта, снижение солености сказывается на особенностях стратификации морской воды: ее слои становятся менее подвижными. Это, в свою очередь, разрушает стратегически важный механизм — конвекцию, то есть процесс опускания вод от поверхности до дна, и в итоге ведет к ослаблению всей системы трехмерной Атлантической меридиональной термохалинной циркуляции. В частности, это выражается в замедлении переноса тепла в Атлантическом океане, а оно, как известно, идет на обогрев Европы.
Именно поэтому на фоне всеобщего глобального потепления в обширном регионе северной части Атлантики по-прежнему морозно. Эхом все описанные процессы отзываются и в России: долгоживущая холодная аномалия в океане сказывается на циркуляции атмосферы: циклоны, несущие на континент тепло и водяной пар, становятся слабее, и в самый разгар потепления внезапно ударяют холода.
