Смогут ли дирижабли после столетнего забвения повторить камбэк электромобилей

МонокльHi-Tech

Дутые технологии для войны и мира

Смогут ли дирижабли после столетнего забвения повторить камбэк электромобилей и увидим ли мы атомный воздушный флот

Вячеслав Степовой

Китайский пилотируемый дирижабль «Сянъюнь» («Благовещие облака»), который планируется ввести в эксплуатацию в 2026 году

Дирижабли, еще в первой половине прошлого века проигравшие небо самолетам и сохранившиеся лишь в сфере туризма и рекламы, опять набирают высоту. В следующем году Япония в кооперации с американским стартапом Sceye собирается запустить в стратосферу дирижабли со станциями-ретрансляторами связи 4G и 5G. Этот проект может стать прямым конкурентом Starlink Илона Маска, причем с лучшим качеством связи: из-за более низкой высоты базирования, всего 20–22 км над Землей, задержка сигнала здесь будет в несколько раз меньше, чем у спутников. Ранее компания Amazon Джеффа Безоса запатентовала идею применения дирижаблей в качестве летающих распределительных складов посылок для дронов доставки. Известно также, что в Китае принята программа развития военных дирижаблей: как пишет американская пресса, уже построен целый флот таких аппаратов, а находятся они в местах базирования стратегических ракетных войск. В 2026 году КНР планирует запустить в эксплуатацию первый пассажирский дирижабль с поэтичным названием «Благовещие облака» («Сянъюнь») — он будет использоваться в воздушном туризме, рекламе и при аварийно-спасательных работах. В свою очередь, командование Сухопутных войск США, как следует из открытых источников, ведет работу над размещением комплексов разведки, радиоэлектронной и кибернетической борьбы на дирижаблях или привязных аэростатах.

Причиной возвращения этого подзабытого вида транспорта стало развитие беспилотных технологий. А еще осложнение геополитической обстановки: потребность в контроле за боевыми и разведывательными беспилотниками и крылатыми ракетами, летающими на низких высотах, становится все острее. Их не всегда удается обнаружить с помощью современных систем ПВО, предназначенных для поражения высотных целей. Зато с дирижаблей, если разместить на них радиолокационные станции, можно отслеживать все летящие угрозы.

Граф Цеппелин, немецкий инженер, посвятивший 50 лет жизни воплощению своей мечты о воздухоплавании и отдавший на это все состояние. С его именем связывают расцвет дирижаблестроения. The Granger Collection, New York

Кроме того, установив на них соответствующее оборудование, можно оперативно развернуть сотовую связь в зонах боевых действий, быстро доставить грузы в районы с неразвитой логистикой, наводить средства поражения на вражеские авианосные группы, при этом сами дирижабли будут оставаться на границе дальности ударной авиации. Особая ценность этих машин состоит в том, что в стратосфере они малоуязвимы для внешнего воздействия. Их оболочки, которые сегодня делают из композитов, практически незаметны в инфракрасном и радиолокационном диапазонах, соответственно, на них трудно навести ракеты ПВО. Например, в феврале этого года в штате Монтана американцы безуспешно атаковали китайский стратостат, дерзко вторгшийся в воздушное пространство США, и смогли уничтожить его только спустя несколько дней ракетами «воздух — воздух», выпущенными с истребителей над Атлантикой. А в ходе испытаний 70-метровых беспилотных дирижаблей с установленными на них разведывательными системами, проведенных в Соединенных Штатах в конце 1990-х, выяснилось, что при попадании зенитной ракеты воздушное судно не падает, а плавно опускается на поверхность.

Благодаря этим двум качествам — устойчивости и функциональности — дирижаблям пророчат большое будущее. В том числе в мирной жизни, где им собираются доверить мониторинг окружающей среды, обработку полей реагентами, проведение спасательных операций в труднодоступных районах и просто пассажирские и грузовые перевозки.

В конце 1920-х годов дирижабли стали выполнять трансатлантические пассажирские перелеты. Именно на них делалась ставка в дальней авиации. The Granger Collection

Напомним, что на заре развития воздушного транспорта именно дирижабли претендовали на роль королей неба. Они могли предложить то, что самолетам и не снилось: кругосветное путешествие. Причем во время полета пассажиры с комфортом обедали в настоящих ресторанах, спали в личных каютах, играли в бридж в комнатах отдыха и даже могли выкурить сигару под присмотром метрдотеля. Недостаток у такого транспорта был один — взрывоопасность: главным элементом там был водород — недорогой и простой в производстве газ, более легкий, чем воздух. Точку в истории летающих гигантов поставило крушение легендарного немецкого «Гинденбурга»: в 1937 году при посадке на авиабазе в американском штате Нью-Джерси в наэлектризованном после грозы воздухе в хвостовой части машины произошел взрыв и, охваченная огнем, она рухнула на землю. Была это случайность или диверсия, история умалчивает, но шокирующие фотографии полыхающего дирижабля попали на первые полосы ведущих газет, в обществе началась аэрофобия, и программы развития этих небесных кашалотов были свернуты на десятки лет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении