Цифровой монстр с фискальными целями
Системы анализа данных Федеральной налоговой службы уже сейчас позволяют находить малейшие расхождения в отчетности компаний и доначислять налоги. Теперь налоговая стоит на пороге внедрения ИИ, который позволит ей обрабатывать еще больше данных и делать это еще быстрее
Федеральная налоговая служба (ФНС) превращается в цифрового гиганта, который с помощью своих автоматизированных систем может проанализировать все данные о бизнесе, увидеть все взаимосвязи, нестыковки и доначислить налоги. Если заглянуть на HeadHunter, можно увидеть, как помимо традиционных налоговых инспекторов ФНС нанимает аналитиков данных и других технических специалистов. Причем в качестве ключевых навыков даже для налоговых инспекторов (в контрольно-аналитическом отделе) значатся статистический анализ и работа с базами данных.
Налоговая делает все больший упор на цифровые решения, и неудивительно, что теперь ей требуется меньше рядовых сотрудников на местах. Прямо сейчас в Службе проходит масштабная реорганизация, в рамках которой происходят сокращение численности персонала и укрупнение инспекций. В октябре 2025 года об этих планах со ссылкой на внутреннюю презентацию ФНС сообщали СМИ. Согласно опубликованным данным, до конца марта 2026 года служба планирует сократить 31 тыс. штатных единиц и почти 16,5 тыс. фактически работающих сотрудников. Напомним, из отчета об итогах деятельности следует, что на июль 2025 года в ФНС работало 118 тыс. человек. На конец 2023-го штат ФНС превышал 140 тыс. при фактической численности больше 120 тыс. Впрочем, стоит учитывать, что текучка кадров в ФНС довольно велика (12% в 2023 году), так что, видимо, обойдутся без массовых увольнений, только сокращением найма. На днях информацию о проводимой реформе подтвердила заместитель руководителя УФНС России по Красноярскому краю Дарья Давыдова, но цифры она назвала только по своему региону.
Не забывают в налоговой и о модных сейчас технологиях искусственного интеллекта, хотя и не делятся подробностями. Например, в июне прошлого года сообщили, что продолжат совместно со Сбером развивать применение ИИ при обслуживании граждан и бизнеса и подписали соглашение о технологическом сотрудничестве и обмене опытом в области информационных технологий.

В результате активной модернизации ФНС, в том числе путем цифровых инноваций, поступление налогов в консолидированный бюджет России до 2025 года стабильно росло — с 13,8 трлн рублей в знаковом для начального этапа цифровизации ФНС 2015 году до рекордных 43,5 трлн за 2024 год. Конечно, базовая причина — рост самой экономики и налоговой базы, но поступления увеличивались и в те годы, когда экономика была не в форме, и чаще всего с темпом, превосходящим рост ВВП. За 11 месяцев значительно менее благоприятного 2025 года поступления налогов в консолидированный бюджет уже почти добрались до 41 трлн рублей (см. график). Более того, все это происходило на фоне сокращения выездных проверок. Если в 2015 году было проведено больше 26 тыс. выездных проверок организаций, то 2024-м всего 4500 (3800 за девять месяцев 2025 года). К сожалению, статистика собираемости налогов не публикуется, но и из приведенных данных виден рост эффективности работы ФНС.

Начало новой эры
Как ФНС смогла превратиться из части Министерства финансов СССР в современного всевидящего «большого брата»? Началось все это в 1993 году с программы информатизации налоговой службы как части федеральной программы информатизации России. Следующий этап наступил в 1997-м, с появлением концепции создания автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог-2». Современный период начался в 2010-м, когда руководителем налоговой службы был назначен Михаил Мишустин, который сейчас занимает должность председателя правительства Российской Федерации. В 2013 году началось тестирование действующей сейчас АИС «Налог-3» и была запущена первая версия Автоматизированной системы контроля за налогом на добавленную стоимость (АСК НДС), еще спустя два года заработала АСК НДС-2. Если первая версия этой системы только создала ощущение наступления новой эры налогового контроля, то вторая действительно ее начала.
Как рассказывает юрист налоговой практики юридической фирмы Vegas Lex Елена Наумова, до 2013 года АИС «Налог-3» и системы АСК в том виде, в котором их знают сегодня, еще не существовали. Основой аналитики был «человеческий фактор». Полноценный же переход сервисов налоговой службы в поле технологического прогресса стал очевиден в 2017 году, когда ФНС централизованно подключилась к комплексу АИС «Налог-3».
Юристы и бизнес вспоминают тот период со смешанными чувствами.
«На практике наиболее ярко запомнился период 2015–2016 годов, когда количество получаемых запросов по “разрывам” (налоговый разрыв по НДС — расхождение данных о сделке между покупателем и поставщиком. — “Монокль”) кратно выросло по сравнению с прошлыми периодами. Были и такие случаи, когда один налогоплательщик получил более 100 тысяч требований за квартал», — вспоминает руководитель налоговой практики Vegas Lex Юрий Иванов.
По словам партнера ФБК Legal Эдуарда Гюльбасарова, с запуском автоматизированных систем контроля НДС (АСК НДС/АСК НДС-2) произошел настоящий прорыв: это не только в корне изменило фокус налоговых органов в вопросе контроля уплаты НДС и налога на прибыль, но и привело к изменению судебной практики и появлению нового правового регулирования и правовых доктрин. В общем, в налоговом контроле началась комплексная перестройка.
«К сожалению, на первых порах процесс отбора налогоплательщиков для углубленного контроля был не до конца отлажен. Приходилось прилагать множество усилий, чтобы доказать, что формальное отнесение абсолютно добросовестного налогоплательщика к числу тех, кого следует подвергнуть тщательной проверке, было не более чем ошибкой в работе систем ФНС России, — вспоминает Гюльбасаров. — Однако этот опыт позволял понять, что именно следует изменить бизнесу в работе с контрагентами, чтобы понятные и прозрачные операции не “окрашивались в красный цвет” в глазах налоговых органов».
