Кто, что и за сколько возит по российским автодорогам

ForbesБизнес

Много шума из ничего: почему ставки на грузоперевозки растут, а прибыль — нет

После провального I квартала спрос на автоперевозки растет уже полгода подряд. Увеличились и тарифы, но многие небольшие компании не дождались этого и закрылись. Участники рынка говорят, что цены растут вслед за издержками, а всплеск активности обманчив. Кто, что и за сколько возит по российским автодорогам, разбирался Forbes

Алена Белая

Фото Getty Images

Спрос на внутренние автомобильные грузоперевозки после провального I квартала продолжает расти уже полгода, подсчитала «Биржа грузоперевозок ATI.SU». Если в начале года спрос снижался на 30% год к году, то уже во II квартале вырос на 32% в годовом выражении и на 41% — в сравнении с первыми тремя месяцами. В III квартале подъем продолжился, хотя и не так резко: +16% в сравнении со II кварталом и 39% по отношению к аналогичному периоду 2024 года. Так что итог первых девяти месяцев 2025 года оказался лучше, чем ожидали: количество заявок в годовом выражении выросло на 25%.

В международных перевозках в III квартале тенденции снова изменились. По итогам первых трех месяцев лучшую динамику показали экспортные перевозки, во II квартале рос спрос на импорт (на 50% в годовом выражении). Теперь экспорт снова в приоритете.

E-com и мелкий опт

Количество заявок на внутренние перевозки увеличилось примерно на 8–12% за год, в первую очередь за счет e-com (мелкооптовых и розничных поставок), стройматериалов, продуктов питания и FMCG, рассказывает коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев. Традиционно лидирует по объемам столичный регион, говорят аналитики ATI.SU: количество заявок на перевозки в Москву увеличилось год к году на 18%, в Подмосковье — на 44%. Из столицы в другие регионы в III квартале везли грузов на 46% больше, из Московской области — на 60%.

Спрос на доставку вырос по всем направлениям, отмечают аналитики ATI.SU, но наилучшую динамику показала Карелия (+85% год к году). Среди пунктов отправления картина более разнообразная — самый большой рост зафиксирован на перевозки из Мордовии (+218%) и Тамбовской области (+150%), а вот количество заявок на перевозки из Бурятии в III квартале сократилось на 30%, из Мурманской области — на 18%. Цены следуют за спросом. Согласно Индексу ATI.SU FTL РФ, учитывающему данные по 100 популярным направлениям, средние ставки на перевозки в течение III квартала выросли на 16,4%, в годовом выражении цены прибавили 9%.

На начало октября, по данным транспортной компании «Авто-ПЭК» (входит в Холдинг ПЭК), средний тариф на перевозки вырос до 75 рублей за километр, то есть на 13,4% по сравнению с предыдущим месяцем, говорит совладелец и заместитель директора холдинга Вадим Филатов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении