От суверенитета к лидерству

Будущее наступает не по календарю, а по факту изменения самой действительности — когда она меняется настолько, что каждому становится понятно: это новая эра. В Москве эти изменения, пожалуй, наиболее очевидны, причем происходят они не только внешне, но и внутренне. В первом номере 2026 года мы решили поговорить на эту тему с министром Правительства Москвы, руководителем Департамента инвестиционной и промышленной политики города Анатолием Гарбузовым.
О стратегии
«В прошлом году Мэр Москвы Сергей Собянин утвердил стратегию развития московской промышленности до 2030 года, в основе которой лежит глубокий научно-исследовательский потенциал города, сформированный благодаря огромному количеству вузов и квалифицированному инженерному персоналу столичных предприятий. Реализация стратегии приведет к появлению самых передовых технологий — созданию абсолютно новых форм передачи информации и формированию «зеленой» экономики. Мы ставим себе задачу добиться того, чтобы к 2030 году более половины выручки, которую генерируют московские промышленные предприятия, создавалось высокотехнологичной промышленностью с высокой добавленной стоимостью, разработками, которые будут конкурентными не только в стране, но и во всем мире».
О важности момента
«Мы находимся в эпицентре развития технологий будущего, и тут важно оставаться на острие. Для этого мы внимательно следим за тем, чтобы наши промышленные предприятия развивались, создавали самые передовые разработки, и все они в итоге приходили к конечному потребителю, а именно — к нам с вами. Тот уровень комфорта, к которому мы привыкли в Москве, обеспечивается как раз местными производителями, будь то дорожное строительство, системы безопасности, метро, городской транспорт — вообще все то, что мы сейчас воспринимаем как само собой разумеющееся. Это тот самый технологический суверенитет, о котором много говорят, и он у нас уже есть. Но теперь пришла пора от него переходить к технологическому лидерству».
О новом лице промышленности
«Одной из ключевых задач мы считаем интеграцию промышленности в городскую среду. В начале 2010-х в Москве насчитывалось около 10 млн квадратных метров производственной инфраструктуры, сегодня — уже более 13,5 млн. К 2030 году запланировано практически удвоить этот показатель. Но как разместить такие мощности в городе, который живет и развивается, где нужны пространства для отдыха и досуга, спортивные сооружения, детские сады, школы, торговые центры? Современный завод — это не закрытая зона за высоким забором с колючей проволокой. Мы создаем современные промплощадки. Например, в особой экономической зоне «Технополис Москва» работают кафе, есть спортивная инфраструктура — падел-теннис, картинг, детские активности и все возможности провести время с семьей. Производственные территории должны становиться частью мегаполиса, чтобы здесь можно было и работать, и отдыхать, город должен делать все, чтобы такие проекты появлялись и развивались».
О конечной цели
«Предела для развития московской промышленности нет. Мы не ставим никакой верхней планки. Это же рыночная экономика, и рынок сам регулирует свой рост. Сейчас мы фиксируем, что каждый год в Москве начинают свою деятельность 100–150 новых предприятий. Технологии создают рынок, а рынок эти технологии потребляет».
