В каком виде предстанет российское кино в ближайшие годы?

Men TodayРепортаж

Кино на рубеже эпох

Текст Никита Прунков

Кажется, российская киноиндустрия находится на подступах к своему персональному постренессансу. Если в 90-х наше кино реагировало на социально-политические сдвиги, а в нулевых «пересобиралось» в виде продюсерской рабочей модели, то в 2010-х оно окончательно обрело целостность — отсюда новая волна фестивальных режиссеров, развитие стриминговых проектов и, наконец, крупные прокатные хиты не в виде исключений, подтверждающих правило. Главный вопрос: в каком виде оно предстанет в ближайшие годы ввиду дополнительных обстоятельств? Перед началом новой пятилетки Men Today пообщался с ведущими кинематографистами, чтобы получить приблизительные прогнозы относительно будущего отрасли.

Андрей Золотарев

Сценарист («Слово пацана. Кровь на асфальте», «Сто лет тому вперед»)

Между советским и российским кинематографом была колоссальная пропасть, и вот эта четверть века стала определяющей. Первые большие зрительские проекты — «Брат», «Ночной дозор», «Сибирский цирюльник» — проложили путь для индустрии, но со временем стало ясно, что 140 миллионов людей нам мало. Нужна демография: необходимо не только хорошо снимать кино, но и рожать людей, которые будут его смотреть. Поэтому мы делаем ставку на младшее поколение и пытаемся затащить его в кинозалы. Благо теперь процесс упростился за счет появления нейросетей и удешевления видеографики — мы можем делать классные приключенческие работы и сай-фай-фильмы с меньшими затратами. Последние годы — пока международные платформы не покинули рынок — показали, что мы более чем конкурентоспособны, самобытны и интересны в рамках принципа Local For Global. Есть надежда, что эта дверь снова откроется, и тогда им несдобровать. Шучу! Это будет хорошо для всех. Мы дадим конкуренцию, а они получат качественные фильмы и сериалы.

«Сибирский цирюльник», реж. Никита Михалков, 1998
«Брат», реж. Алексей Балабанов, 1997

Гавриил Гордеев

Генеральный продюсер Okko

За последние 25 лет российский кинематограф справился с огромным количеством «болезней», главные из которых — голливудозависимость, голливудоподражательство и попытки создать нечто супер-кассовое. Сегодня наше кино начинает конкурировать за смыслы. Не знаю, как назовут эту эпоху впоследствии — золотой или серебряный век российского кинематографа, — но я уверен, что мы вступаем в новый период, когда будет появляться еще больше шедевральных отечественных фильмов и сериалов. Моя уверенность базируется на предпосылках, которых уже сейчас предостаточно, причем в самых разнообразных направлениях и жанрах. В частности, у нас в Okko появились такие непростые, философски значимые драмы, как «Трасса» и «Аутсорс», который стал триумфатором Стокгольмского кинофестиваля. Пройдя все испытания, проболев четверть века и вылечившись, мы подошли к такому моменту, когда обретенные смыслы пригодятся не только нам, но и всему миру. Лично я смотрю в будущее российского кинематографа с большим оптимизмом, позитивом и уверенностью. Очень хочется, чтобы рано или поздно мы наконец перестали делить кино на авторское и зрительское, и фильмы, которые побеждают на фестивалях, обрели интерес не только среди кинокритиков и представителей индустрии, но и у самой широкой аудитории.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении