Интернет мертв, а мы еще нет
Интернет умер 2 октября 2025 года. Точнее, в этот день умерла его старая и, пожалуй, добрая версия. Каким будет новая, пока до конца не ясно, но понятно одно — она станет совершенно иной, и, похоже, именно там искусственный интеллект нанесет нам свой первый сокрушительный удар

В конце октября этого года была полностью отключена система dial-up (ее последним островком оставалась компания AOL) — те самые телефонные модемы, звук работы которых помнят все, кто бороздил просторы Сети в конце прошлого — начале этого века. Казалось бы, это абсолютно рядовое событие: кому вообще был нужен этот динозавр в наши дни, когда космические корабли бороздят просторы Большого театра? И все же это одна из примет глобальных перемен, которые принесла в нашу жизнь тотальная цифровизация с ее флагманом — нейросетями. Сегодня они полностью переписывают не только тексты, но и сами законы, по которым люди контактировали с информацией все прошлые годы. И тут есть две новости — как всегда, хорошая и плохая.
Начнем с позитива. Искусственный интеллект делает работу за нас — собирая информацию из хранящихся в интернете источников в автоматизированные ответы на поисковые запросы пользователей, он существенно ускоряет нашу работу с данными. Мы получаем ту самую схему «нажми на кнопку — получишь результат», которую воспевала в начале 90-х группа «Технология» и которую технологии наших дней сделали прозой жизни. Казалось бы, что тут может быть плохого? Но оно есть.
Печальная правда в том, что нейросети часто врут. Как это ни странно, но они «ленятся» делать глубокий анализ данных, для которого вроде бы и созданы. Хватая по верхам, искусственный интеллект часто дает не только сухие, но и неточные ответы.
Еще одна проблема — он убивает ресурсы. Если пользователи не переходят со стартовой страницы поиска на сайты, те логичным образом теряют охваты, а вместе с ними и деньги на производство новых материалов — статей, исследований, авторских колонок. Только за последний год общий трафик новостных и информационных ресурсов упал почти на 20%, а в ряде случаев снижение еще более критическое. И если вы думаете, что речь о чисто индустриальной проблеме мира СМИ, то это не совсем так.
Механизм работы искусственного интеллекта заключается в том, что свои ответы он собирает именно из написанных людьми материалов, а теперь, когда их будет создаваться все меньше, эти источники начнут не только иссыхать, но и становиться отравленными — процент сгенерированного контента растет, но его качество и точность проигрывает тому, что может делать человек. «Списывая» друг у друга, нейросети будут множить путаницу и откровенно ошибочные материалы. Мы получаем цифрового дракона, который отчаянно кусает сам себя за хвост: в 2025 году уже более 1000 новостных сайтов полностью работают на ИИ.
По традиции люди собираются на битву с атакующим их чудищем. СМИ всего мира ищут возможность защититься в условиях новой реальности и активно возвращаются к платной схеме, в которой доступ к статьям возможен только по подписке. Это уже не вопрос престижа, а способ выживания, но и такие решения не являются панацеей — информационный терминатор адаптируется к системам защиты и жалит во все уязвимые места, которые ему известны лучше, чем нам. Дело в том, что интернет перестал быть местом общения людей, каким его задумывали. Сегодня это территория, где одни безжизненные машины выходят на связь с другими.
