Во что вкладывают деньги корпорации

MaximHi-Tech

У «Гугла» за пазухой

Текст: Павел Шляпников

Каждый год, когда выходят новые флагманы поколений смартфонов, журналисты разбирают их по стоимости компонентов. Оказывается, что себестоимость не превышает пары сотен долларов. Остальное – маржа компании, которая распределится между маркетингом, разработкой, логистикой и, что самое важное, инвестициями в будущее. Иными словами, когда в мире восстанут машины, получится, что мы, ничтожные белковые формы жизни, сами это оплатили. Во что вкладывают эти деньги корпорации, мы и попытаемся разобраться.

Проклятый капитализм

Те, кто родились уже в России, а не в Советском Союзе, наверное, не знают, что их родителям приходилось стоять по восемь часов в сорокаградусный мороз (в СССР всегда были ночь и зима), чтобы получить талоны на талоны. Но потом случилось то, что случилось, и Россия присоединилась к капиталистическому экономическому лагерю. И, несмотря на отсутствие аутентичного пармезана, пожаловаться на отсутствие выбора потребителю теперь сложно.

Но у капитализма есть определенные правила игры, причем работают они не столько для потребителя, сколько для компаний и корпораций. Обязательное условие существования бизнеса в капитализме – непрекращающийся рост. Когда с этой проблемой столкнулись IT-корпорации, выросшие в 80–90-х годах прошлого века, оказалось, что фантасты, предрекавшие, что «миром будут править корпорации», оказались не такими безумцами.

Найдется всем

Появившийся в конце 1990-х поисковик Google долго называли «корпорацией добра». Да и в самой компании распространили слоган «Don’t be evil», пытаясь подольше удержать репутацию «хороших парней» и наблюдая за тем, как банковские счета компании добавляют по одному числовому регистру каждые 4–5 лет. Но компания с капитализацией в десятки миллиардов долларов не злом быть не может. У Google очень простая бизнес-модель, которая обещала светлое будущее всем жившим в 80–90-е – таргетированную рекламу. Во времена интернет-палеолита баннеры и рекламные объявления так же, как по радио и телевидению, показывали вообще всем, а уровень конверсии был настолько низок, что у малого бизнеса не было никаких шансов получить национальную или мировую аудиторию.

Компания Google предложила напрямую связать потребителя и рекламодателя: в поисковике знали, что ищет потребитель, и могли показывать именно ту рекламу, которая ему потенциально интересна. В теории это должно было снизить стресс от рекламы и помочь малому бизнесу найти потребителя. Счастье было так близко, но потребитель внезапно осознал, что ему не нравится, когда информацию о нем постоянно собирают.

Впрочем, бизнес-модель Google осталась неизменной, и для выживания ей нужно проникать на как можно большее количество устройств и носителей. Google приобрела YouTube, запустила Android с собственными сервисами и поиском, сделала самый лучший картографический сервис. А расти все равно надо. Имея на счетах достаточно средств, Google приступила к покупкам и поглощениям. Так появилась материнская компания Alphabet, которую можно назвать первой IT-суперкорпорацией. По соседству с Google в ней разместились другие немаленькие компании.

Calico – биотек-компания, о сфере деятельности которой удивительно мало информации. В немногочисленных интервью ученые из Calico говорят, что работают над «увеличением срока человеческой жизни». Производитель робопсов Boston Dynamics тоже был в портфеле Alphabet – правда, холдинг все же избавился от компании по неназванным причинам. DeepMind – разработчик искусственного интеллекта. Verily – еще одна биотек-компания, про которую известно, что там исследовали воздействие радиации на ДНК. В холдинг также входят разработчик фитнес-браслетов FitBit и автономные автомобили Waymo. Прибавим к этому Loon – компанию по раздаче Интернета со стратостатов, а еще Wing – компанию по доставке грузов дронами.

Замешаем все – и получим автономный город, где все человеческое существование обеспечено роботами. Звучит как фантастика, но сегодня большая часть поиска и доставки информации обеспечивается Google. Осталось просто вынести это за пределы компьютеров и смартфонов.

Три обезьяны

Apple сильно старше Google и имеет за плечами уже несколько успешных технологических революций, а также историю полного провала, который практически довел ее до банкротства.

Сейчас Apple – это и самая богатая компания, причем с немыслимым количеством наличных денег на счетах. Возможно, это и есть признак той самой стагнации, когда компания не может расшириться и занять новую нишу. Но, кажется, у Apple есть стратегия, и она ее придерживается.

На один из корпоративных Хеллоуинов шутники из Google сделали в холле центрального офиса компании «кладбище проектов» – тех, что компания запустила, но позже была вынуждена закрыть. Инсталляция получилась внушительной: Google никогда не боялась запускать и реализовывать смелые идеи. А вот Apple, несмотря на то что сильно старше Google, такой мемориал соорудить вряд ли бы смогла. Отличительная особенность проектирования Apple – вынашивать идеи долго и готовить продукты тщательно, а выпускать их не раньше, чем рынок будет к ним готов. Стратегия захвата мира у Apple еще проще, чем у Google: если поисковый гигант захватит все вокруг пользователя, то Apple захватит самого пользователя. Начинала компания с рабочего стола: на него Apple поставила компьютер и объяснила, что с ним делать. Много лет спустя компания вложила в руку пользователя iPhone. Смартфоны существовали и до этого, но только совокупность технологий и интерфейса смартфона позволила появиться сервисам вроде Uber, Airbnb и доставки любой еды быстрее, чем ты сваришь пельмени. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Берут – беги Берут – беги

Теневая экономика России настолько велика, что называть ее теневой даже неловко

Esquire
Царь всех болезней Царь всех болезней

Биография рака

kiozk originals
Каменный гвоздь Каменный гвоздь

Стремительное развитие городской среды чрезвычайно обогатило наш язык

Maxim
Никита Джигурда признался, что военные хирурги лишили его ежедневного секса Никита Джигурда признался, что военные хирурги лишили его ежедневного секса

Никита Джигурда откровенно рассказал о своем расставании с Мариной Анисиной

Cosmopolitan
Грибок Грибок

Наверняка ты слышал о том, что грибы любят есть тебя

Maxim
Гибель дочери, смерть жены, стрельба в сына: трагедии актера Владимира Конкина Гибель дочери, смерть жены, стрельба в сына: трагедии актера Владимира Конкина

Тяжелая история судьбы актера Владимира Конкина

Cosmopolitan
Бурлеск Самбурской Бурлеск Самбурской

Актриса, певица, дива, Самбурская, Настасья – все это о ней

Maxim
Бесконечная ликвидация: как ювелирная сеть Sunlight заработала миллиарды на дешевых бриллиантах и стала интернет-мемом Бесконечная ликвидация: как ювелирная сеть Sunlight заработала миллиарды на дешевых бриллиантах и стала интернет-мемом

Сеть Sunlight в свое время совершила революцию на ювелирном рынке

Forbes
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
5 часов на макияж ежедневно и маникюр с цветами: как выглядят гейши сегодня? 5 часов на макияж ежедневно и маникюр с цветами: как выглядят гейши сегодня?

Приоткрываем завесу тайны и узнаем секреты гейш!

Cosmopolitan
Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
Игры с компьютером: с чего все начиналось Игры с компьютером: с чего все начиналось

Первая игра для двоих, первая игра для женщин и другие первые компьютерные игры

Weekend
Симптомы будущей жены Симптомы будущей жены

Какими качествами должна обладать твоя будущая жена?

Maxim

Рассуждаем о максимализме в моде и вспоминаем самых отчаянных фэшиониста

Cosmopolitan
Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
История мира в шести стаканах История мира в шести стаканах

Как ваши любимые напитки изменили мир

kiozk originals
Похитители галош Похитители галош

Как старые вещи возвращаются к нам под новыми именами и с новыми ценами

Maxim
Мельницы богов Мельницы богов

Как технологии обработки персональных данных перевернули мир

Вокруг света
Ее светлость Ее светлость

Эрика проделала длинный путь из закарпатской деревушки до этой волнующей обложки

Maxim
В водах Кутубу В водах Кутубу

Как живут потенциальные новообращенные в далекой стране

Огонёк
Дома без папы Дома без папы

Дарья Мельникова самоизолировалась на страницах MAXIM без масок и одежды

Maxim
От слов к действиям: как доводить все дела до конца и не бросать их на полпути От слов к действиям: как доводить все дела до конца и не бросать их на полпути

Полезное руководство, которое поможет прийти к реализации самых смелых идей

Playboy
Достопримечательность города Достопримечательность города

Бордели с человекоподобными куклами – новый тренд или это уже слишком?

Playboy
Парни, мы все повзрослели: каким получилось продолжение комедии «Билл и Тед» с Киану Ривзом 30 лет спустя Парни, мы все повзрослели: каким получилось продолжение комедии «Билл и Тед» с Киану Ривзом 30 лет спустя

Киану Ривз и Алекс Уинтер в образе двух посредственных и добродушных мужчин

Esquire
«Черкизово». Наследники. Алтай «Черкизово». Наследники. Алтай

Почему Игорь Бабаев отдал весь свой бизнес сыновьям

Forbes
6 способов успокоить ревнивого партнера 6 способов успокоить ревнивого партнера

Как корректно проработать ревность в отношениях?

Psychologies
Маск, я вас знаю Маск, я вас знаю

Что связывает Илона Маска с Россией, кроме космической гонки

GQ
«Третий день» – один из лучших (и самых кровавых) сериалов этого года «Третий день» – один из лучших (и самых кровавых) сериалов этого года

Джуд Лоу в драматическом мини-сериале от HBO «Третий день»

GQ
Что ты такое? Что ты такое?

Как за последние десятилетия поменялось наше гендерное восприятие

Men’s Health
Не смертельно, но неприятно: как убрать зуд при ожоге крапивой Не смертельно, но неприятно: как убрать зуд при ожоге крапивой

Как снять зуд и жжение и на что обратить особое внимание при ожоге крапивой

Cosmopolitan
Открыть в приложении