В России как-то не задалось с авианосцами

MaximОбщество

«Ламантенок» ищет маму

В России как-то не задалось с авианосцами. Но недавно общественности был представлен проект нового настоящего российского авианосца «Ламантин». Или не настоящего? Или не нового?

Текст Николай Поликарпов

Авианосцы давно стали атрибутом мировой супердержавы. С одной стороны, авианосные группировки позволяют почти безнаказанно доминировать над вооруженными силами более слабого противника: подплыл к чужим берегам, как бы далеко они ни располагались, и, не входя в зону поражения береговой обороны, можешь громить там все, что пожелаешь, своей авиацией и ракетами кораблей сопровождения. А с другой стороны, содержание авианосца и обеспечивающих его действия кораблей стоит таких денег, что это по силам лишь государствам с мощной экономикой. Например, авианосец «Нимиц», введенный в эксплуатацию в 1975 году (корабли этого класса живут очень долго, так что не удивляйся), обошелся налогоплательщикам США в 4,5 млрд долларов в ценах того года (сегодня эту сумму можно смело умножать на два). Его эксплуатация стоит еще 160 млн долларов за каждый год службы. Так что, кроме сверхдержав, такое статусное удовольствие никому не по карману. Неудивительно, что в мире только у десяти стран есть авианосцы. Первая из них, естественно, США. Там в строю аж 11 авианосцев – половина всех существующих сегодня в мире. По два корабля имеют могучая морская держава Италия (правда, на одном из них могут базироваться только самолеты вертикального взлета и посадки – маленький он) и бывшая империя Великобритания – два корабля типа «Королева Елизавета». Почетное третье место делят семь стран, имеющих по одному авианесущему кораблю. Из них самостоятельно проектировать и строить такие сложные машины могут Франция и Испания. Ну, еще Китай и Россия, но Россия лишь потенциально, поскольку способность создавать собственные авианосцы пока не продемонстрировала – лишь декларирует ее.

«Королева Елизавета», Великобритания

Россия не обладает могуществом Советского Союза, умевшего строить корабли такого класса, так что пользуется пока советским тяжелым авианесущим крейсером (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (очень длинное название, в просторечии сокращаемое до «Кузи»). А Китай приобрел недостроенный советский ТАВКР «Варяг» (близкий родственник «Кузи»), достроил его и переименовал в «Ляонин». Затем уже самостоятельно построил его улучшенную копию «Шаньдун», получив, таким образом, два почти однотипных корабля. Остальные страны получили свои авианосцы от других государств. Например, индийский «Викрамадитья» – это бывший советский авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», модернизированный в России по заказу Индии. Итак, только США, Великобритания, Франция, Испания и Италия строят авианосцы. Тем интереснее планы России войти в этот клуб. Для начала попробуем понять, зачем нам это вообще надо.

«Ляонин», КНР

Зачем России авианосцы?

А действительно, зачем? Агрессивные планы в отношении заморских стран мы вроде бы не вынашиваем. Экономика позволяет? Ну, осталась пока еще какая-то – может, и потянет содержание корабля. Речь, скорее, может идти об оборонительных целях.

Не обсуждая возможный ядерный конфликт (ядерное оружие, к счастью, остается средством сдерживания), относительно реалистичным представляется конфликт неядерный, когда к суверенным берегам приплывает враг в виде авианосной ударной группировки (АУГ) на радиус действия палубной авиации и крылатых ракет – порядка 200–300 км. Дальше по необходимости – либо высадка десанта, либо расстрел с неба. Как противостоять такому врагу? Задача непростая: такие большие и дорогие корабли прикрыты как собственной авиацией, так и зенитными и противолодочными средствами кораблей сопровождения. Плюс подводные лодки, самолеты дальнего радиолокационного дозора (ДРЛО) и космическая группировка разведывательных спутников. То есть силами авиации, или ракетами берегового базирования, или подводными лодками утопить авианосец крайне сложно. По расчетам, бомбардировщики при атаке АУГ потеряют до 40% самолетов – такими темпами самолеты кончатся быстрее, чем авианосцы. Могли бы помочь корабли своего флота, но они не смогут даже приблизиться к АУГ, если у них не будет авиационного прикрытия, обеспечить которое с берега не даст сравнительно малый боевой радиус действия

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Турецкий марш Турецкий марш

Военная мощь Турции неожиданно оказалась предметом большого интереса

Популярная механика
Короли неба Короли неба

Реактивный моделизм не зря называют королевским видом спорта

Популярная механика
Заняться летним зимой Заняться летним зимой

Может, если зимой делать все то же, что и летом, в итоге станет теплее

Maxim
Сюрреализм — это я! 9 фактов о Сальвадоре Дали Сюрреализм — это я! 9 фактов о Сальвадоре Дали

Самые невероятные истории из жизни знаменитого сюрреалиста

Вокруг света
Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018» Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018»

Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018»

Playboy
Скромный король деталей: каким человеком был Карл Лагерфельд на самом деле Скромный король деталей: каким человеком был Карл Лагерфельд на самом деле

Фрагмент из книги «Тайна по имени Лагерфельд»

Forbes
Андрей Геласимов Андрей Геласимов

Андрей Геласимов – о романах со студентками, мате и компьютерных играх

Maxim
«Найти того, кто заблудился, легче, чем того, кто захочет искать» «Найти того, кто заблудился, легче, чем того, кто захочет искать»

Cosmo встретился с пятью героинями, чья жизнь связана с поиском пропавших людей

Cosmopolitan
Фемида Фаталь Фемида Фаталь

Даже самый лучший, открытый и честный суд не застрахован от чудовищных ошибок

Maxim
Лицо «съезжает» вниз? 10 самых частых вопросов об уколах красоты Лицо «съезжает» вниз? 10 самых частых вопросов об уколах красоты

Отвечаем на самые частые вопросы об уколах – а то мало ли что

Cosmopolitan
Достопримечательность города Достопримечательность города

Бордели с человекоподобными куклами – новый тренд или это уже слишком?

Playboy
8 самых красивых взлетно-посадочных полос в мире 8 самых красивых взлетно-посадочных полос в мире

Восемь аэропортов, посадка в которых подарит потрясающие виды в иллюминаторе

Forbes
Сюррогатный гений Сюррогатный гений

Сальвадор Дали был куда более нормален, чем это принято считать

Maxim
Российский бизнес отложил инвестиции до начала структурных реформ Российский бизнес отложил инвестиции до начала структурных реформ

Крупные промышленные предприятия России считают недостаточным уровень инвестиций

Forbes
Дома без папы Дома без папы

Дарья Мельникова самоизолировалась на страницах MAXIM без масок и одежды

Maxim
Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф

Кто самый великий физик?

Наука и жизнь
Морская фигура Морская фигура

Актриса и новая ведущая реалити-шоу «Место под солнцем» Наталья Рудова на пляже

Maxim
Как изменился Конор Макгрегор после поражения от Хабиба Как изменился Конор Макгрегор после поражения от Хабиба

Конор Макгрегор стал ответственнее подходить к боям и научился уважать соперника

GQ
100 самых сексуальных женщин страны: 100-53 100 самых сексуальных женщин страны: 100-53

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
Фитнес-этикет: как правильно вести себя в спортзале Фитнес-этикет: как правильно вести себя в спортзале

Основные правила спортивного этикета

Cosmopolitan
С кем лучше воровать, болеть и тонуть? С кем лучше воровать, болеть и тонуть?

Кто больше достоин доверия – мужчины или женщины?

Maxim
Как управлять файлами через CMD: cамые важные команды DOS Как управлять файлами через CMD: cамые важные команды DOS

С распространением Windows пользователи почти забыли о командах DOS

CHIP
Русалка шоу-бизнеса Русалка шоу-бизнеса

Модель Евгения Кузьмина, которая снялась в новом фильме Гая Ричи «Джентльмены»

Maxim
Поймать дзен Поймать дзен

Эту съемку инфлюенсер и экоактивистка Айза Анохина сделала на Бали

OK!
Железная леди Железная леди

И сегодня 61‑летней актрисе есть что показать и чем поделиться

GQ
Арт-мошенники. Самые гениальные аферы в мире искусства Арт-мошенники. Самые гениальные аферы в мире искусства

Фрагмент книги «Мошенники в мире искусства»

Forbes
Юра Борисов Юра Борисов

Юре достаются самые брутальные роли. Особенно удаются огнестрельные профессии

Maxim
Мегаломаньяк, не знавший границ. Какую славу заслужил Александр Македонский на самом деле Мегаломаньяк, не знавший границ. Какую славу заслужил Александр Македонский на самом деле

Александр Македонский — великий герой или кровавый завоеватель?

Forbes
Бренды образования Бренды образования

Как попасть в престижный университет и стоит ли туда стремиться?

Forbes
Эволюция косаток и их приспособление к изменениям в природе Эволюция косаток и их приспособление к изменениям в природе

Палеонтолог Ник Пайенсон изучал останки китов от Чили до Исландии

СНОБ
Открыть в приложении