Обзор жанра хоррор, убедительно доказывающий, что сейчас не время пугаться

MaximСобытия

Кошмар на улице хорроров

Краткий, но поучительный обзор жанра хоррор, убедительно доказывающий, что сейчас не время пугаться

Текст Матвей Вологжанин

0:00 /
1210.723

Хотя официально считается, что хоррор как жанр зародился лишь в самом конце XIX века, тут имеется некоторое лукавство в терминах. Потому что изобилующий ужасами готический роман тоже вполне себе хоррор, а им зачитывались дамы и господа еще в XVIII веке. А уж если говорить о фольклоре и сказках, то придется признать, что нет и не было на Земле жанра древнее, потому что сознанию еще надо развиться, чтобы оценить прелесть героического эпоса или любовной элегии, в то время как «вот вы тут спите у костра, а в кустах вашу маму доедают» было чрезвычайно захватывающим повествованием и для самых примитивных умов. Литературоведение знает пять типов страхов, которыми насыщено устное и письменное творчество, причем эти типы по очереди возникали вместе с развитием человечества.

1Страх того, что за кругом костра

Древнейший. Фактически возникший еще до обретения нами сознания. Как любят говорить кое-какие персонажи «Игры престолов», «ибо ночь темна и полна ужасов». Истинный дикарь пуглив, как кролик, ибо его мир состоит из неведомого, а неведомое таит в себе неисчислимые опасности. Философ Эрих Фромм указывал, что этот страх обычно встречается в сказаниях лишь самых примитивных племен. Женщина шла – и тут ее съела туча, конец. Человек-нерпа подошел к другим людям, а они содрали с него кожу. Оуын захотел пить, взял кувшин, а у того выросли зубы, и он отъел лицо Оуына. Ни добра, ни зла, ни греха, ни наказания – просто так случилось. Этот страх – видимо, назло Фромму – стал крайне популярен в хорроре с конца XX века. Именно зло беспричинное, даже и не зло, а «просто так случилось» сплошь и рядом питает работы Стивена Кинга, Дина Кунца и прочих корифеев жанра. Опасность таится в вещах, от которых ты ее не ждешь, потому что на самом деле ничего даже о самых обычных вещах не знаешь. И образованный человек XXI столетия оказался падок на эту наживку, мы каким-то образом утратили самоуверенность жителей рациональных веков и легко увязаем в болоте неведомого, махнув на прощание айфоном. Лучше всего этот страх описал отчасти провидчески Евгений Шварц в пьесе «Дракон»: «Когда разбойник занес над тобою нож, ты еще можешь спастись. Разбойника убьют, или ты ускользнешь от него... Ну а если нож разбойника вдруг сам бросится на тебя? И веревка его поползет к тебе, как змея, чтобы связать по рукам и по ногам? Если даже занавеска с окна его, тихая занавесочка, вдруг тоже бросится на тебя, чтобы заткнуть тебе рот?» Да, наш костер все еще мал и жалок, а вокруг нависает непроглядная тьма.

Фильмы, получившиеся из этого страха:

  • «Птицы» (1963)
  • «Сияние» (1980)
  • «Полтергейст» (1982)

2Месть духов и богов

Основа практически всех мифов и эпосов. Человек начинает потихоньку разбираться, что к чему на этой планете, узнает массу интересных вещей – например, почему нельзя есть мухоморы и пинать осиные гнезда. Мир превращается в подобие классной комнаты, в которой самое главное – знать правильные ответы на вопросы, не ошибаться и вести себя примерно. Большинство сказок и религий – это бесконечная эксплуатация страха номер два: смажь дверцу, перевяжи яблоню, не родись у проклятых родителей, будь трудолюбивым, не показывай язык Юпитеру, скажи дедушке, что тебе не холодно. В жанре хоррор этот страх тоже регулярно встречается, хотя рациональное зерно «не влезай – убьет» несколько и успокаивает аудиторию («Уж я-то точно никогда не буду носить красные башмачки, наступать на хлеб и выковыривать драгоценные рубины из глаз священных статуй!»). Зато описание кар, постигших преступника, скрашивается приятной ноткой садизма («Так этому плохому мальчику и надо!»).

Фильмы, получившиеся из этого страха:

  • «Вий» (1967)
  • «Кэрри» (1976)
  • «Кошмар на улице Вязов» (1984)

3Персонифицированное зло

Идея о том, что у зла есть некое единое административное лицо, отвечающее за его поставки во все уголки планеты, далеко не универсальна. Многие азиатские культуры или, скажем, мир скандинавского эпоса обошлись без таких глупостей. А вот христианство, особенно протестантизм, оказалось питательной средой для этого страха. Мол, на изнанке мира царит дьявол, могущий простереть свои когтистые лапы над головой любого, кто недостаточно силен и свят, чтобы плюнуть в эту адскую харю. Уже мало быть послушным и все делать правильно, нужно еще влачиться на битву со злом, причем правила боя настолько смутны и неточны, что проиграют в конечном счете все, кроме ста сорока четырех тысяч праведников, как это обещано в Библии. И, разумеется, хоррор с самого начала особенно любил и яростно эксплуатировал этот страх, так как тут не требуется никакой логики и никаких объяснений: зло, оно и в Африке зло. Идеальным певцом этого вида страха стал Лавкрафт со товарищи: его боги, невзирая на всю свою перводревность – классические выкормыши христианского сознания. (В современной литературе и кино роль сатаны периодически исполняют злые космические мутанты, животные-монстры и прочие чужие, но сути это особо не меняет.)

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении