«Коллекционеры — люди с амбициями»: как стартап Smart Art зарабатывает на искусстве

За три года Smart Art провела 10 выставок молодых российских художников

ForbesБизнес

«Коллекционеры — люди с амбициями»: как стартап Smart Art зарабатывает на искусстве

За три года с момента открытия Smart Art провела 10 выставок молодых российских художников, став успешным стартапом на рынке современного искусства. О том, что такое Smart Art, сколько они зарабатывают на арт-рынке, Forbes Life спросил у Екатерины Винокуровой и Анастасии Карнеевой

Яна Жиляева

ekaterina_vinokurova_i_anastasiya_karneeva_vystavka_alekseya_buldakova.jpg__1572275372__75611.jpg
Фото DR

В выставочном пространстве ММоМА на Гоголевском бульваре до 17 ноября идут две выставки: Анастасии Потемкиной «Когда цветы не отбрасывают тени» и Дарьи Иринчеевой «Непрерывная функция». Оба проекта организованы при поддержке Smart Art, компании, основанной арт-консультантами, экс-топ-менеджерами российского отделения Christie's Екатериной Винокуровой и Анастасией Карнеевой.

Что же такое Smart Art? Это все-таки не галерея?

Екатерина Винокурова

Екатерина Винокурова: Мы — консалтинговая компания в сфере искусства.

Анастасия Карнеева: Мы не галерея. В России только развивается рынок искусства и почти нет галерей, которые бы отвечали мировым критериям.То есть проблема не только в галереях или в галеристах, в художниках или в нас.

Е.В.: У нас другие правила игры.

Получается, вы сами себе придумали правила?

Е.В.: Да, мы придумали модель, которая, как мы считаем, более приемлема для нашей аудитории и для московского рынка. Мы учли опыт, полученный в аукционном доме Christie's, когда открывали собственное дело. Мы решили создавать самостоятельные проекты на разных площадках, а не работать с одним и тем же небольшим пространством. Поэтому у нас нет своей постоянной выставочной площадки.

Анастасия Карнеева

А.К.: Мы понимали, что хотим делать полноценные проекты с куратором, каталогом, чтобы художник мог высказать свою идею на все 100 процентов. К тому же у нас много знакомых коллекционеров, наших друзей, которые стали коллекционерами, плюс, знакомых наших знакомых, которые хотели получить консультации и советы по покупке и по уже существующему собранию. А галерея все-таки, должна заниматься именно своими художниками, продавать их работы. Формат нашего бизнеса предполагает развитие карьеры художников и частных и корпоративных коллекций искусства. Для нас важны оба эти направления.

Когда вы организуете выставку, как решается вопрос оплаты работы куратора, аренды помещения, выпуска каталога?

Е.В.: Мы делаем фандрайзинг, то есть ищем спонсоров под каждый проект. Обычно к нам приходит художник с новым проектом, как сейчас, например, Сергей Сапожников. Мы вместе составляем бюджет, решаем, какого куратора пригласить, российского или иностранного.

А.К.: Мы вместе с художником выбираем пространство. Если мы решаем, что для конкретного проекта подходит Третьяковская галерея, то мы с Катей начинаем вести переговоры. Это продюсерская работа. Просто в нашей области нет такой профессии, как продюсер. Примерно так работают театральные продюсеры.

Но у театральных продюсеров все в минус, если их послушать.

Е.В.: Нет, у нас все более радужно.

А.К.: Мы ставим целью продать все. Мы хотим, чтобы наши художники зарабатывали своим трудом. Мы не хотим, чтобы им бесконечно давали гранты, кто-то помогал деньгами.

Е.В.: Да, мы хотим, чтобы искусство продавалось.

Какой у вас договор с художниками? Какой процент от продажи вы забираете себе?

А.К.: 35%.

Е.В.: В галереях это обычно 50%.

Сколько у вас художников?

Е.В.: Десять. Мы поставили перед собой цель — сделать каждому художнику персональную выставку. Но художники все разные. Некоторые, действуют более активно, как, например, Сергей Сапожников. Он сделал персональную выставку, сейчас планирует еще одну, и еще у него две задумки. А некоторых приходится «подталкивать».

А.К.: Мы верим в этих художников, в их талант, и в то, что их искусство останется в истории. Мы понимаем, что хотя это и тяжело, и не всегда приятно, в принципе, это правильный подход, который должен использовать галерист.

Какие критерии отбора? Эти художники вам самим лично нравятся?

Е.В.: Да, конечно. Это и наш субъективный выбор, и объективный критерий. Мы работаем не с начинающими художниками, а с теми, у кого уже есть определенное количество персональных проектов. Кто-то участвовал в биеннале, кто-то уже был на Манифесте. Например, Саша Паперно — серьезный художник с большим стажем. В этом году с нашим проектом «Любовь к себе среди руин» она номинирована на Премию Кандинского. Света Шуваева была номинирована на «Инновацию» с нашим проектом «Последние квартиры с видом на озеро».

А.К.: Галереи занимаются молодыми, они находят таланты. Потом, когда художники доходят до определенного уровня развития и узнаваемости, ими занимаются более крупные в международном контексте галереи. Но поскольку наш рынок находится в стадии развития, художникам особо некуда пойти. Мы пытаемся занять эту нишу.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
Уж замуж ни за что: пять причин, по которым женщинам всё меньше интересен брак Уж замуж ни за что: пять причин, по которым женщинам всё меньше интересен брак

В России растёт число одиноких женщин

Cosmopolitan
Пожалуйста, потрогайте экспонаты. Что делают музеи, чтобы мы в них ходили Пожалуйста, потрогайте экспонаты. Что делают музеи, чтобы мы в них ходили

Сегодня музеи конкурируют не с другими музеями и даже не с телевизором

СНОБ
Слава пришла ко мне неожиданно, и я долго чувствовал себя не в своей тарелке Слава пришла ко мне неожиданно, и я долго чувствовал себя не в своей тарелке

В отличие от своих персонажей, в жизни Джон Гудман не очень-то разговорчив

Playboy
В России поймали вихри Абрикосова нанопроводом В России поймали вихри Абрикосова нанопроводом

Что такое абрикосовские вихри и как их обнаружить?

Популярная механика
Анастасия Макеева: «Муж разрешает мне не ночевать дома» Анастасия Макеева: «Муж разрешает мне не ночевать дома»

Актриса о том, почему обратилась к священнику и как ее балует супруг

StarHit
Кто такая Лиззо и почему все о ней говорят Кто такая Лиззо и почему все о ней говорят

Если для кого-то год и выдался удачным, то точно для певицы Лиззо

GQ
Просто перестаньте считать, что кто-то вам что-то должен Просто перестаньте считать, что кто-то вам что-то должен

В фильме «Джокер» видно, как человеческая жизнь подвергается толчкам

GQ
Бoй с курантами Бoй с курантами

Год может оказаться куда лучше, чем праздник в честь его прихода

Добрые советы
Пятый элемент. Физики обнаружили неведомую силу природы Пятый элемент. Физики обнаружили неведомую силу природы

Возможно, в физике скоро появится пятое фундаментальное взаимодействие

СНОБ
Какого рожна нам надо? Правильно ли социологи понимают россиян в их желании перемен Какого рожна нам надо? Правильно ли социологи понимают россиян в их желании перемен

До 60% россиян высказались за перемены, притом «решительные и полномасштабные»

СНОБ
Какой мультиметр выбрать для дома: советы от электрика Какой мультиметр выбрать для дома: советы от электрика

Мультиметр - крайне полезный прибор, который должен быть у каждого мужчины

CHIP
Я Элтон Джон. Отрывок из автобиографии Я Элтон Джон. Отрывок из автобиографии

Элтон Джон в своей автобиографии — о наркозависимости и появлении детей

СНОБ
Тело как улика Тело как улика

Как подчеркнуть ухоженность кожи летом, когда всё тело на виду

Худеем правильно
Копить или купить? Копить или купить?

Почему россияне не привыкли делать сбережения

Огонёк
Одна вокруг света. Где находится лучшее место для размышлений на Ближнем востоке Одна вокруг света. Где находится лучшее место для размышлений на Ближнем востоке

54-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко

Forbes
Заграница не поможет Заграница не поможет

Список дефицитных профессий в РФ за четыре года вырос вдвое

Огонёк
Разговорчики в строю Разговорчики в строю

НАТО на грани нервного срыва

Огонёк
Околоконцептуальное развитие Околоконцептуальное развитие

Какие цели ставились десять лет назад в Концепции развития России до 2020 года

РБК
Тиндер-сюрприз Тиндер-сюрприз

Что делать, если в приложении для знакомств видишь девушку друга

GQ
Как быть, если из вашей супружеской жизни исчез секс? Как быть, если из вашей супружеской жизни исчез секс?

Насущная и понятная многим проблема – отсутствие половой жизни

GQ
Соглашение на казнь Соглашение на казнь

49% россиян выступают за возвращение высшей меры наказания

РБК
Сильный бренд Сильный бренд

«Звездные Войны» — огромная франшиза, проникнувшая во все сферы нашей жизни

Вокруг света
Что происходит с Джонни Деппом и почему фильм «Во всё тяжкое» — шанс актера искупить свои грехи Что происходит с Джонни Деппом и почему фильм «Во всё тяжкое» — шанс актера искупить свои грехи

Похоже, Джонии Деппу все-таки удастся выкарабкаться из болота

Esquire
Все в одном: как выбрать моноблок для офиса или дома Все в одном: как выбрать моноблок для офиса или дома

Надоел занимающий место системный блок? Купите моноблок!

CHIP
Темная сторона самодисциплины Темная сторона самодисциплины

У самоконтроля и дисциплины есть и темная сторона

Psychologies
Когда патриотизм превращается в коллективный нарциссизм? Когда патриотизм превращается в коллективный нарциссизм?

Что такое коллективный нарциссизм?

Psychologies
Непонятный сигнал: зачем бизнесу предложили жаловаться на силовиков Непонятный сигнал: зачем бизнесу предложили жаловаться на силовиков

Как население воспринимает инициативу власти?

Forbes
Можно ли разучить упражнения по видеокурсу? Можно ли разучить упражнения по видеокурсу?

Насколько реально освоить упражнения по видео и чем это может быть полезно

Psychologies
Знакомьтесь, пирометр: измеряем температуру дистанционно Знакомьтесь, пирометр: измеряем температуру дистанционно

Где используется пирометр, как им работать и как выбрать подходящий прибор

CHIP
Открыть в приложении