«Наташа была идеальной героиней. На лице — полный диапазон чувств»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Александр Стефанович о Наталии Богуновой: «Большая перемена»

Беседовала Ирина Зайчик

Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

Вот уже более пятидесяти лет народная комедия «Большая перемена» не стареет и заставляет зрителей разных поколений от души смеяться. Когда по Центральному телевидению показали первую серию, никто не думал, что фильм станет всенародным хитом! Одну из самых известных героинь — учительницу Светлану Афанасьевну — все полюбили от души. И когда Наталия Богунова, исполнительница этой роли, внезапно ушла из жизни, многие поклонники восприняли это как личную утрату. Актриса, сыграв звездную роль, исчезла с экранов: она не работала в театре, читала стихи на творческих вечерах, ставила спектакли с детьми. Но кино, так горячо ею любимое, исчезло. Это была ее «большая перемена» в жизни...

Единственным мужем Богуновой был Александр Стефанович. И хотя к тому времени они давным-давно разошлись, он, несмотря на свою занятость, как-то приехал в редакцию журнала, чтобы рассказать о «неземном ангеле» Наташе. Интервью наконец полностью представлено читателям...

— Наташа была звездой своего времени, одной из самых знаменитых. С 14 лет снималась в кино!

Она родилась в Ленинграде в простой рабочей семье. Наташин папа умер, когда ей был всего год, и она совсем его не помнила. Мама с детства привила девочке любовь к искусству, ведь ее дедушка работал театральным закройщиком — шил костюмы для балерин и оперных див. Семья Наташи жила рядом с Александринским театром и знаменитым Вагановским хореографическим училищем. Может быть, поэтому она с детства мечтала стать балериной.

У нее были все данные: маленькая, грациозная, неземной красоты, словно ангел. Но ее не приняли, сказав, что «девочка слабая физически». Мама наняла педагога, бывшую балерину, для занятий с дочерью. И 10-летняя Наташа на следующий год прошла большой конкурс и поступила в хореографическое училище. По традиции, которая сложилась в этих прославленных стенах, она вместе с девочками танцевала на сцене Кировского театра бабочек и снежинок. Между прочим, училась в одном классе с Мишей Барышниковым.

Помню, как однажды, будучи уже женатыми, идем с ней по двору. Вдруг навстречу юный Барышников, ее бывший одноклассник, а ныне звезда Кировского. Они с Наташкой бросаются друг другу на шею. Вдруг Миша начинает чуть ли не рыдать. Мы испугались, решив, что у него кто-то из родственников умер. «Представляешь, я был сейчас в райкоме партии, — начал он рассказывать. — Меня, премьера Кировского театра, не пускают в Румынию. А я уже был в Венгрии!»

— Как Наталию заметили и пригласили первый раз в кино?

— Тогда, в советское время, было принято, чтобы цветы именитым гостям вручали дети. Отбирать красивых детей для этой торжественной церемонии в Вагановское приходили специальные люди. А поскольку Наташа была самой красивой из учащихся, ее брали на всевозможные встречи с видными партийными деятелями. Помню, как-то рассказываю Наташе о своих знакомых (а я был знаком с Иосифом Бродским и будущим директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским), а она вдруг в ответ:

— А я знакома с Хрущевым и Фиделем Кастро. Лично!

— Как ты могла быть с ними знакома? Когда Кастро сюда приезжал, ты совсем девочкой была!

— Когда они приезжали в Ленинград, я им дарила цветы.

Тогда было принято возить иноземных государственных деятелей в город трех революций. А Наташа каждый раз на трибуне вручала им цветы как самая красивая девочка Ленинграда.

Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

Кстати, с вручения этих букетов и началась ее «звездная» жизнь. Однажды в училище пришли ассистенты режиссера Игоря Таланкина. Они искали маленькую героиню для нового фильма. Девочек выстроили в ряд, и выбор пал на белокурую Наташу. Так состоялся ее кинодебют в фильме «Вступление», а фотография очутилась в картотеке «Ленфильма». Наташа тепло вспоминала о съемках, в картине с ней играла Нина Ургант, а ее партнером был Боря Токарев. «Эта взрослая жизнь мне очень понравилась. Я ездила в Москву озвучивать фильм одна. Мне снимали номер в гостинице «Южная», и, хотя ко мне была прикреплена воспитательница, я сама через весь Ленинский проспект ездила на «Мосфильм». Открывала для себя мир...»

Наталия Богунова в фильме «Вступление», 1963 год. Фото: «Советский экран»/Fotodom

После съемок у Таланкина ее пригласили в картину Михаила Калика «До свидания, мальчики». Между прочим, ее партнером по фильму был Михаил Кононов, с которым они еще встретятся на съемках «Большой перемены».

Этот фильм стал поворотным в ее судьбе. Она забросила занятия в Вагановском, поправилась, потеряла форму, и мечта о сцене Большого театра рухнула. Но ее настолько увлек мир кино, что она ни о чем не жалела. Так Наташа попала в орбиту внимания киношников и стала активно сниматься.

Съемки занимали весь день. Чтобы она не отстала в школе, ей наняли учителя, который занимался с ней по школьной программе.

Наталия Богунова и Евгений Стеблов в фильме «До свидания, мальчики», 1964 год. Фото: киноконцерн «Мосфильм»

В 17 лет Наташа была уже известной киноактрисой. Ее портрет под заголовком «Лучшие люди города» висел на Невском проспекте. Помню, как она сама об этом рассказывала: «Я мечтала стать балериной, но кино выбрало меня!» Наташа поступила во ВГИК. Там мы и встретились...

— Александр Борисович, вы ведь учились на режиссерском?

— Я учился на курсе у Льва Кулиджанова, Наташа — на два года младше, на актерском. С ней учились Лена Соловей, Сергей Гурзо-младший, Лора Умарова. Ее однокурсники, кстати, в будущем стали известными актерами. Но тогда они смотрели на Богунову снизу вверх! Их карьера еще не началась, а она была уже суперзвездой. К своим 18 годам сыграла в нескольких фильмах — в главных, между прочим, ролях. Ее снимали выдающиеся режиссеры: Игорь Таланкин, Михаил Калик, Павел Любимов — в «Бегущей по волнам».

Во ВГИКе педагогом Наташи был Борис Андреевич Бабочкин, знаменитый Чапаев. Он по-отечески опекал ее и часто шутил, войдя в аудиторию: «Богунова здесь, можно начинать урок». Она была способной ученицей.

Уже на первом курсе Наташа сыграла Дэзи Гарвей в фильме «Бегущая по волнам». Его снимали в Болгарии. Она жила в одном номере с Маргаритой Тереховой. Но картину положили на полку, к сожалению, потому что ее сценарист Александр Галич эмигрировал.

Николай Яхонтов, Александр Кавалеров и Наталия Богунова в фильме «Мужской разговор», 1968 год. Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

— А вы когда стали за ней ухаживать?

— Наташа сразу же привлекла мое внимание. Она была настоящим неземным ангелом! Мы как-то пересеклись в коридоре ВГИКа. Я дружил с ребятами ее курса, кто-то из них нас и познакомил.

В этот момент за Наташей очень активно ухаживал один режиссер, фамилии его я называть не буду. Пришлось мне с ним побороться за ее внимание. А завоевал Богунову оригинальным способом. Я был чемпионом Ленинграда по прыжкам в высоту в своей возрастной категории, до увлечения кино активно занимался спортом. И вот устроил «представление»: собрал студентов, разбежался и прыгнул через большой круглый стол, стоящий в холле. Все зааплодировали, а в ее глазах я прочел восхищение...

Надо сказать, я знал необыкновенное количество стихов. Один раз выиграл соревнование, читая их, не останавливаясь, четыре часа! На девушек стихи действуют магически. Наташе я читал их часами. А она слушала меня, затаив дыхание...

Это было совершенно очаровательное юное существо. Словно Аленушка из русской сказки: русые волосы, прямой пробор, голубые глаза. Сказочная девочка с хрупкой фигуркой. Ею любовались все окружающие.

У нас начался студенческий роман. В общежитии на Яузе никаких условий для личной жизни не было, там жили студенты — по четыре человека в комнате. Совершенно аскетическая обстановка: кроме кроватей, шкаф, четыре стула, стол и чайник. Это все, что выдавалось комендантом общежития на комнату. Поэтому мы с Наташей «узурпировали» одну из мужских душевых на этаже, подобрали ключи и стали там вить гнездышко. Словом, устроили «легкий» уют на фоне разбитых кафельных стенок и заржавленных труб.

Комната была «с удобствами»: из предбанника мы устроили маленькую прихожую, где раздевались, вещи вешали на крючки. А роль «гостиной» играла сама душевая с перекрытыми душевыми кабинами. Я откуда-то сверху притащил продавленный диван. На моем курсе учился председатель совета общежития, который вошел в наше положение. Он смотрел на это снисходительно и не выгонял нас из «гнездышка», хотя общежитие лишилось одной из душевых. Мыться все ходили на другой этаж. В общем, нам это сошло с рук.

Внизу в общежитии был буфет, мы там и питались. Нашими соседями по студенческому коридору были Вася Шукшин и Сергей Соловьев.

Наталия Богунова для Александра Стефановича. Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

— Вы ведь с Наталией были земляками?

— Оба мы из Питера и часто ездили домой проведывать наших мам. И у Наташи, и у меня не было отцов. Это нас, конечно, роднило.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении