Заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова: «Неважен размер первого шага, важно начать движение»
«Женщина — всегда созидатель. Начиная от своей семьи, двора, школьного класса, всегда, если есть желание привнести какие-то изменения к лучшему, нас ничего не сдерживает, кроме страха. Нужно верить, нужно что-то менять — глаза боятся, а руки делают... Второе, что важно, — это коммуникация. Нужно задавать вопросы, честно говорить: «Да, я этого не знаю». Мы не можем быть специалистами во всех сферах. Необходимо понять, какие источники информации, какие носители экспертного знания заслуживают доверия», — рассказывает Татьяна Илюшникова, замминистра экономического развития Российской Федерации и куратор программы «Мама-предприниматель».
— Татьяна Александровна, сейчас, когда программа «Мама-предприниматель» реализуется уже 12 лет, можно говорить об успехах и достижениях. А мне интересно, как все начиналось. Наверное, вы откликнулись на запрос общества? Ведь, с одной стороны, мама в декрете до сих пор воспринимается как неработающий человек. С другой, я вижу очень много активных мам, которые находят время на развитие и реализацию своих идей...
— Идея программы действительно родилась из жизни. Вы правильно говорите, общество достаточно консервативно в определенных вещах. Взгляды на семью, на женщину с детьми меняются очень медленно. При этом мы понимаем, что время изменилось: есть технический прогресс, доступ к образованию. И у женщин в декрете формируется запрос на самореализацию, на переосмысление своего опыта, целей в жизни. Особенно ярко это выражается с появлением первого ребенка. И быт, и уклад, и мировоззрение меняется. И конечно, возникают какие-то страхи, совершенно нетипичные для мужчин. Они больше присущи женщинам: мысли о финансовой стабильности, о будущем семьи. У современных мам есть и свободное время — благодаря детским садам, няням, техническим средствам помощи в хозяйстве. И вот сочетание этих двух факторов — мысли о будущем семьи, о будущем ребенка и возможность на время выпасть из рутины — дает возможность женщине ставить новые цели. Отвечать для себя на вопрос, что дальше. Мы эти запросы видели, чувствовали...
12 лет реализуется федеральная программа «Мама-предприниматель»
— Какие приоритеты были вначале? С чего вы начинали? И каков портрет средней женщины, которая заинтересовалась программой «Мама-предприниматель»?
— Прежде всего мы попытались на первоначальных этапах ввести коммуникационно-образовательные программы. При этом понимали: важно, чтобы женщины в этот момент разговаривали на одном языке. Чтобы с ними говорили те, кто уже прошел эти этапы, был в похожей ситуации и получил результат, — ведь не всегда сторонние слушатели могут оказать поддержку. А когда ты в кругу единомышленников, многие вещи уже и не так страшны, не так болезненны. Когда видишь примеры, как кто-то уже преодолел сложности, понимаешь, что все возможно.
Что касается портрета участницы программы — это женщина, как правило, примерно 35 лет, плюс-минус, с определенным накопленным опытом, может быть, она даже попробовала себя в предпринимательстве или осознанно пришла к мысли о своем деле.
Отмечу, что в России женщины традиционно образованные, с базой знаний, много работавшие до декрета, ставшие профессионалами в определенных сферах. Это социально активные личности, им есть чем поделиться. Наша задача была, во-первых, объединить их в определенное сообщество, во-вторых, дать базовые знания в области предпринимательства. Показать, что это не так страшно, что существуют целые институты поддержки и у начинающих предпринимателей есть возможность рассмотреть свою бизнес-идею с опытными специалистами, обсудить, доработать ее. Это тот случай, когда, используя свой потенциал, накопленный опыт и образование, ты получаешь новые перспективы. Когда есть возможность свои идеи превратить в проект и приступить к его реализации.
— Я так поняла, что вы держите связь с участницами прошлых лет и они могут прийти на ваши мероприятия и выступить перед новичками. Мне кажется, это то, что нужно...
— Конечно. Как руководитель, я придерживаюсь принципа обратной связи. Эта программа вообще рождалась, с одной стороны, из запроса от мам в декрете, с другой — я, как женщина, как руководитель, понимала, какие у нас ресурсы. Только недавно программа появилась в периметре национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика». Мы видим, что ежегодно количество заявок увеличивается. Если раньше за 5—6 лет суммарно пришло порядка 10 тысяч заявок, то только в этом году на первоначальном этапе их подано 10 тысяч. Это означает, что женщины видят: программа дает результат, есть конкретные успешные примеры.
Конечно, мы держим связь с участницами прошлых лет, стараемся их приглашать в качестве наставников. Они выступают со своими кейсами и, что важно, делятся тем, как начинали, какие у них были сомнения, страхи, как преодолевали нехватку знаний, опыта. Советуют, на что сразу обратить внимание. Ведь наша программа — это только старт. Тот грант, который получают победительницы, нужно уметь компилировать с действующими инструментами поддержки — и отраслевыми, и в рамках нашего национального федерального проекта по развитию. Это шажочки, которые, с одной стороны, приводят к расширению опыта самих предпринимателей, с другой — способствуют росту бизнеса и выходу на новые этапы.
Но это только часть программы «Мама-предприниматель». В ней собраны все ключевые блоки, которые нужны, чтобы человек мог уверенно начинать свое дело и развивать его дальше. И это не просто набор материалов — у нас работает сильная тренерская система. В каждом центре «Мой бизнес» есть свои тренеры, и во многих регионах их даже больше одного. Это не случайные специалисты: они ежегодно проходят специальную подготовку именно под программу «Мама-предприниматель». Мы действительно очень внимательно подходим к отбору: следим и за опытом, и за качеством информации, и за тем, как они работают с группами. Нам важно, чтобы участницы получали не формальные лекции, а живые, понятные и практические знания, которые можно применять сразу.
Более 15 тысяч женщин приняли участие в программе
— А сколько времени давать себе на старт, чтобы можно было делать первые выводы?
— Самый сложный период для начинающего предпринимателя — это первые два года, когда еще нет серьезной кредитной истории, чтобы с вами имели дело банки. Вы еще достаточно рискованная компания. И тут начинают работать такие инструменты, как льготные микрозаймы, гарантии, другие грантовые программы. Второй год — это когда вы уже набили определенные шишки. Человек приходит к осознанию, что надо, возможно, что-то поменять в бизнес-модели, проанализировать все ошибки. Опять же мы видим, насколько часто внешняя конъюнктура меняется и не зависит от нас: то ковид, то санкции... Необходимо быстро адаптироваться.
И только когда прошел второй год, уже более или менее понятно, есть ли шанс выйти на устойчивую модель развития и перспективу роста или нет. Мы видим по статистике тех, кто участвовал в нашей программе, что 70 процентов начавших свое дело выживают. Поверьте, это много. Средняя статистика вообще 50 процентов.
— Есть ли в вашей программе возможности для тех, кто уже ведет свой бизнес?
— Да, могут подавать заявки участницы с уже действующими бизнесами, и как раз они и сталкиваются с вопросами, как расти, как масштабироваться. Потому что тоже есть определенные внутренние стереотипы и нехватка знаний, может быть, и неумение посмотреть на свое детище со стороны, увидеть его сильные и слабые стороны. Это возможность аудита твоей бизнес-модели. И как раз и тренеры, и действующие эксперты, и предприниматели подсказывают, какие следующие шаги сделать или что можно поменять, где ограничитель роста или, наоборот, потенциал. Соответственно, к нам идут за двумя треками. Первый — начать. Второй — продолжить начатое, скорректировать и масштабировать то, что уже создано. Иногда подключаем к участницам в регионах ментора — выпускника прошлых лет. И важно, что здесь работают квалифицированные специалисты.
— Очень важно! Ведь чаще всего по знакомым идут советоваться, по родственникам, иногда даже с теми, у кого нет экспертизы, нет опыта...
