Интервью с киноактером и писателем Василием Ливановым

Караван историйЗнаменитости

Василий Ливанов: "Вмиг как рукой сняло все мои страдания!"

Никогда не сидел у телефона, не ждал, когда он зазвонит и меня пригласят на киностудию. При этом знал, что если ничего дальше не произойдет в профессии, сменю деятельность. Пойду работать таксистом.

Алла Занимонец

Фото: из архива семьи Ливановых

асилий Борисович, что вы поняли о времени, в котором мы вдруг оказались? Зачем нам все эти пандемии?

— Это испытание на человечность. Вирус показал, какие мы люди, как способны общаться друг с другом, как воспринимаем себя в этом мире. Восхищаюсь героическим поведением нашего медперсонала, огромная им благодарность. В этом году я понес громадные потери: умер Володя Меньшов, мой друг, человек, которого нежно любил. И Вася Лановой. В прошлом году не стало Коли Губенко...

С Володей виделись месяца за два до его ухода. Он говорил, что хочет снять фильм по моей повести «Богатство военного атташе», но передумал. Я поехал к нему, вручил книгу, говорю: «Читай». На том и расстались... Володя был полон планов. До сих пор не могу поверить в случившееся.

С Васей Лановым общение было редким, мы оба всю жизнь заняты, но он тоже — мой близкий человек. Вася учился в Щукинском на курс старше, а потом из-за съемок переш ел к нам, и мы вместе играли в дипломном спектакле. Выпустились в один год, пошли в Вахтанговский. Он почти сразу стал играть главные роли. Потом оба снимались в фильме «Коллеги». Много лет спустя я делал мультфильм «Синяя птица» и мне потребовалась лохматая собака. Я вспомнил, что у Васи — ирландский сеттер. Мы его сфотографировали и нарисовали для мультфильма. Когда в январе пришло сообщение о том, что Ланового госпитализировали, я разволновался и сразу ему позвонил. Вася взял трубку: «Я дома». У меня от сердца отлегло! А через короткое время — умер...

Первый свой рассказ «Гори, гори, моя звезда» я написал еще об одном своем товарище, Жене Урбанском. Наша дружба началась на съемках фильма «Неотправленное письмо» и тянулась до его трагической гибели. О том, что Жени больше нет, узнал случайно. Летел из Румынии с кинофестиваля, в аэропорту взял в руки газету, а там — фотография Женьки в черной рамке.

Больше ничего не помню. Очнулся на скамейке, вокруг суетятся провожавшие — сотрудники нашего посольства. Оказывается, увидев некролог, потерял сознание. Когда вернулся в Москву, мне позвонил каскадер-гонщик, который был с Урбанским на его последних съемках: «Хочу приехать и рассказать, как все было. Женя говорил, что очень вас любит, вы друзья».

И приехал — симпатичный серьезный парень. Одну из сцен фильма «Директор» — проезд автоколонны по пескам — снимали в сорока километрах от Бухары. Грузовик Зворыкина, героя Урбанского, должен был промчаться через барханы, обогнать колонну. Наиболее сложным был прыжок машины с бархана. Первый дубль прошел нормально, но второй режиссер предложил сделать еще один, на всякий случай. Почему-то Женя неожиданно поднялся в машине во весь рост. Гонщик крикнул Урбанскому: «Прыгай!» — и сам соскочил.

Грузовик накренился в воздухе и перевернулся, Жене перебило основание черепа. Ему было тридцать три года. Это случилось пятого ноября 1965 года. Он умер не сразу. Его жена позже рассказывала, что он не хотел ехать на эти съемки, подумывал отказаться.

Таня Самойлова была интересной девочкой... Загадочной. Причем настолько, что в нее даже влюбиться было нельзя. Она будто сошла с полотна художника. Неземное создание! Кадр из фильма «Неотправленное письмо», 1959 год. В центре — Иннокентий Смоктуновский. Фото: из архива семьи Ливановых

— Удивительно, что молодым актером вы не побегали по эпизодам. Первая роль — в «Неотправленном письме», о котором упомянули, — одна из главных. Причем у самого Калатозова! Как так получилось?

— Этот же вопрос я задал себе буквально год назад. Раньше в голову не приходило задуматься. Я тогда только окончил Щукинское училище, ну пригласили и пригласили, я же актер! Теперь понял: это Таня Самойлова приложила руку. Она была уже утверждена Калатозовым. Мы учились вместе в театральном, и хотя она была на курс старше, много общались. Таня была интересной девочкой... Загадочной. Причем настолько, что в нее даже влюбиться было нельзя. Она будто сошла с полотна художника. Неземное создание! В голову не могло прийти ее обнять, поцеловать. Тане я посвятил стихи:

Усталый лес,
Как старый клоун,
Напялил рыжий свой парик.
Дождем освистан и оплеван,
Он ко всему давно привык.
Промокли дачи и продрогли,
Их очертания слились.
На серой слякоти дороги
Прилеплен облетевший лист.
Пропахший прелью черно-желтой,
Весь мир, оглохший от дождя,
Косит глазами из-под челки,
За мной насмешливо следя...

— Но пробы–то проходили? Или вас, двадцатичетырехлетнего неопытного актера, утвердили не глядя?

— Были и фотопробы, и долгие разговоры с Калатозовым. Он меня изучал, приглядывался — что за тип... Кстати, определенный опыт проб у меня уже был — в «Трудном счастье» Александра Столпера, где мы впервые встретились с Женей Леоновым. Но тогда худсовет решил, что цыгана с голубыми глазами не бывает, и на роль взяли Мишу Козакова.

В «Капитанской дочке» пробовался на роль Гринева. Говорят, Олег Стриженов, который в итоге замечательно его сыграл, увидев мои пробы, ушел, сердито хлопнув дверью. Это я к тому, что на «Мосфильме» меня уже знали. После Калатозова без кинопроб взяла Татьяна Николаевна Лукашевич на роль Петра в «Слепом музыканте».

— Может, дело в том, что в «Слепом музыканте» играл ваш знаменитый отец, Борис Николаевич Ливанов?

— Вообще-то сначала Лукашевич утвердила меня, а потом уже пригласила отца. Это папа мне подсказал, как достоверно сыграть незрячего. Главное — слушать окружающий мир. Режиссер показала готовый фильм слепым людям. Они ведь не смотрели, а слушали... Потом спросили:

— Где нашли слепого актера на эту роль?

Им говорят:

— Он не слепой!

— Вы нас не обманывайте, мы ведь слышим, как говорят зрячие, а как слепые.

Вот такая тайна искусства.

— Тайной покрыт и ваш необычный тембр голоса. Знаю, что вы его просто-напросто сорвали, крича на морозе в том самом «Неотправленном письме». Самойлова вроде бы тоже кричала, но не пострадала.

— Она не так старалась, как я. Калатозов был экспериментатором и очень любил технику, хотя мало что в ней понимал. Набрал разных звукозаписывающих устройств, приборов, магнитофонов. Он сам-то не знал, зачем заставлять актеров кричать на сорокаградусном морозе. Наверное, чтобы все было максимально приближено к жизни. Микрофон закутали в меховые шапки, а мы — с голым горлом.

Когда я охрип, медсестра, присутствующая на площадке, сказала: «Промолчишь две недели — голос вернется!» Конечно, сначала перепугался, подумал: «Профессия закончилась для меня». Но поскольку я человек доверчивый и слушаю мнение тех, кто компетентнее, решил следовать рекомендации медика и ни слова не сказал за последующие четырнадцать дней.

Все знают, что я озвучивал Карлсона. Но мало кому известно, что еще — и отца Малыша, и диктора на телевидении. То есть я своим голосом владею! Могу сделать его и таким, и сяким, каким требуется. Ливановский голос — вовсе не осипший. Великий итальянский актер Томмазо Сальвини сказал: «Актер — это голос, голос и голос». То есть индивидуальный.

В фильме «Слепой музыкант» мы снялись вместе с отцом. Фото: из архива семьи Ливановых

— И узнается с «первой ноты». Если бы ваши фильмы предложили запечатать в капсулы времени, чтобы сохранить для потомков, какие сами выбрали бы?

— Хочу, чтобы в истории кинематографа остался такой герой, как Карлсон. И Дон Кихот. И конечно, Шерлок Холмс. Мастерство актера проверяется исполнением классики. Бывает, что он прекрасно играет в современных пьесах, а в классических — провал. Хочу, чтобы фильмы о Шерлоке остались в веках. Не каждый раз актеру удается подняться на такой высокий профессиональный уровень. Если мне даже по указу королевы Великобритании вручили Орден Британской империи — одну из главных наград за заслуги в самых различных областях — от политики до спорта, значит, роль получилась. Такая награда русскому актеру от королевы страны Шекспира дорогого стоит!

— На эту роль вас взяли без проб, верно?

— Я пробовался лишь в двух-трех первых своих фильмах. Что касается «Шерлока», то Масленников еще пробовал Кайдановского, Юрского. Но Юра Векслер ему прямо сказал: «Если не утвердишь Ливанова, снимать не буду, ищи другого оператора». Я всего этого не знал, когда проходил пробы с разными актерами, претендующими на роль Ватсона. Это уже потом, спустя многие годы, режиссер начал раздавать интервью, где утверждал, что сразу собирался снимать только меня.

— И кто же мог стать Ватсоном вместо Соломина?

— Одного предложил я сам. Однокурсника, талантливого актера Дмитрия Гошева. Он немного снимался, страдал гипертонией. Дима был толстым и выглядел как реальный Ватсон, вернее как его прототип. Нам показывали разные фотографии, но помню, что этот человек был толстым, обрюзгшим. Уже потом узнал, что снимки сделаны в конце его жизни.

Вообще-то мы ориентировались на рисунки Сидни Пэджета, друга Конан Дойла. Он иллюстрировал серии первых книг о сыщике. Посмотрите на них и увидите поразительное сходство Холмса и Ватсона со мной и Виталием Соломиным. Когда Виташа появился на пробах и мы сыграли какую-то сцену за столом, я понял: все, Ватсон найден! Настолько точно он вошел в образ, создал характер.

Что еще понял — всеми силами нам с Соломиным следует подружиться. Скажем, как играется любовь? Взглядом, прикосновением, интонациями. Но как выразить внешне дружбу? Никак! Если только актеры на самом деле дружат. Тогда произойдет мистика, и это через экран почувствует зритель. На счастье, мы с Виташей совпали — в восприятии мира, в искусстве. Я подарил ему журнал «Юность» со своей повестью «Мой любимый клоун». Через пару дней он приехал на съемки с буклетом о себе, который подписал: «Спасибо, о тебе я все узнал по твоей нежной повести». Спустя несколько лет попросил меня написать пьесу и поставил ее в Малом театре. Это была первая официальная постановка Виташи, и сразу — бешеный успех. Белого и Рыжего клоунов они играли с Виктором Павловым.

К душе Виталика было очень трудно пробраться, он был закрытым человеком. Открывался лишь тогда, когда ему самому хотелось или требовалось для работы. Встретившись на пробах, мы больше не расставались.

С отцом, народным артистом СССР Борисом Ливановым. Фото: из архива семьи Ливановых

— Семь лет подряд, пока шли съемки «Холмса»... В этом году Виталию Соломину исполнилось бы восемьдесят.

— Да, он на шесть лет меня моложе. И эта разница чувствовалась, он мне во всем очень доверял. Считал своим талисманом, потому что все, что мы делали совместно, приносило успех. «Живи долго, ты мне очень нужен», — сказал он в день моего шестидесятилетия, когда я собрал гостей у себя на даче на Николиной Горе. До сих пор отношусь к Виташе как к живому. Читаю о нем книгу и никак не могу закончить: «Вселенная Малого театра. Виталий Соломин». Держу в кабинете как Библию. В книге собраны отзывы о его работах, воспоминания тех, кто его хорошо знал. В том числе жены, дочерей. Мы дружили семьями, наши жены, Маша Соломина и Лена Ливанова, обе художницы, были очень близки. Дружили, да и до сих пор дружат и наши дети.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нина Цагарели. Любимая жена Абдуллы Нина Цагарели. Любимая жена Абдуллы

В кино Абдулла содержал гарем, а в жизни Кахи Кавсадзе хранил верность жене

Коллекция. Караван историй
«У нас общий бюджет»: Ханна и Пашу тратят на домашний персонал 2 млн в месяц «У нас общий бюджет»: Ханна и Пашу тратят на домашний персонал 2 млн в месяц

Ханна (Анна Иванова) и Пашу (Павел Курьянов) готовы щедро платить за комфорт

Cosmopolitan
«Дон Масимо»: Максим Горький на Капри «Дон Масимо»: Максим Горький на Капри

Как жил знаменитый писатель Максим Горький в Италии?

Караван историй
Книги, которые изменят вас в лучшую сторону Книги, которые изменят вас в лучшую сторону

Эти книги заставляют посмотреть на жизнь иначе, заново понять, кто такой лидер

Популярная механика
Людмила Поргина «Ленком». Коллеги Людмила Поргина «Ленком». Коллеги

Судьба подарила мне театр «Ленком», где я встретила свою любовь

Караван историй
5 фильмов о легендарных музыкантах 5 фильмов о легендарных музыкантах

Личные истории людей, песни которых знает наизусть добрая половина человечества

GQ
Антон Васильев. Катя и мужчины, которые ее любили... Антон Васильев. Катя и мужчины, которые ее любили...

Брат актрисы Екатерины Васильевой рассказывает о своей знаменитой семье

Коллекция. Караван историй
Физики научились останавливать тяжелые нейтральные молекулы Физики научились останавливать тяжелые нейтральные молекулы

Физики смогли остановить и поймать в ловушки молекулы фторида стронция

N+1
Московская классика Московская классика

Интерьер, вдохновленный скандинавским стилем и духом старой Москвы

SALON-Interior
Влюблена или так же несчастна? Что говорят о Джоли ее последние выходы в свет Влюблена или так же несчастна? Что говорят о Джоли ее последние выходы в свет

Анджелина Джоли практически не дает интервью и не общается с поклонниками

Cosmopolitan
Николь Кидман: небесная звезда Николь Кидман: небесная звезда

Даже муж никогда не знает, что она вновь выкинет, какую вытянет карту из колоды

Караван историй
Алгоритмическая реклама обещала экономию и прозрачную статистику, но стала жертвой ботов и клик-ферм Алгоритмическая реклама обещала экономию и прозрачную статистику, но стала жертвой ботов и клик-ферм

Что такое автоматизированная реклама, или программатик?

VC.RU
Cветлана Антонова: «Когда режиссер твой муж, ты переживаешь за него и стараешься, чтобы у него не было проблем» Cветлана Антонова: «Когда режиссер твой муж, ты переживаешь за него и стараешься, чтобы у него не было проблем»

Интервью со Cветланой Антоновой

Коллекция. Караван историй
«Она капризная звезда»: Минаев рассказал, как уговорил Пугачёву выйти на сцену «Она капризная звезда»: Минаев рассказал, как уговорил Пугачёву выйти на сцену

Сергей Минаев рассказал о своем сотрудничестве с Аллой Пугачёвой

Cosmopolitan
Лана Дель Рей Лана Дель Рей

Правила жизни Ланы Дель Рей

Esquire
Профессия – стример: как делать деньги на прямых эфирах Профессия – стример: как делать деньги на прямых эфирах

Как стать стримером

Cosmopolitan
Я чувствовала себя как в клетке Я чувствовала себя как в клетке

История о том, как воля к победе творит чудеса

ПУСК
Цена красоты: что с собой делает Виктория Лопырева и сколько это стоит Цена красоты: что с собой делает Виктория Лопырева и сколько это стоит

Виктория Лопырева очень сильно отличается от себя образца 10-летней давности

Cosmopolitan
Алена Бочарова Алена Бочарова

Интервью с основательницей Beat Film Festival Аленой Бочаровой

Собака.ru
Брак втроем: что связывало Ленина, Крупскую и Арманд Брак втроем: что связывало Ленина, Крупскую и Арманд

«Партия прогулистов» — так называли эту троицу: Арманд, Крупскую и Ленина

Cosmopolitan
Маргарет Митчелл и ее Ред: как превратить личную драму в великий роман Маргарет Митчелл и ее Ред: как превратить личную драму в великий роман

Маргарет Митчелл написала лишь один роман, но какой!

Cosmopolitan
«Уборщица»: автор «Бысстыжих» и Марго Робби сняли сериал об эмоциальном абьюзе «Уборщица»: автор «Бысстыжих» и Марго Робби сняли сериал об эмоциальном абьюзе

На Netflix вышел новый сериал с Маргарет Куэлли в главной роли

Forbes
«Почему дети убивают. Что происходит в голове у школьного стрелка». Отрывок из книги «Почему дети убивают. Что происходит в голове у школьного стрелка». Отрывок из книги

Одна из глав книги «Почему дети убивают» Питера Лангмана

СНОБ
25 отличных хорроров, которые можно посмотреть на Netflix прямо сейчас 25 отличных хорроров, которые можно посмотреть на Netflix прямо сейчас

Хорроры: от признанной классики до глупых фильмов категории B

Правила жизни
Детские лагеря для взрослых: как они работают Детские лагеря для взрослых: как они работают

Как формат детского лагеря помогает современным взрослым восстановить силы

СНОБ
Мода 2000-х: самые безумные образы российских звезд Мода 2000-х: самые безумные образы российских звезд

Эра «гламура» 2000-х захлестнула весь мир, и Россия не стала исключением

VOICE
Биологические часы воссоздали в лабораторных условиях Биологические часы воссоздали в лабораторных условиях

Биологические часы из цианобактерий удалось построить вне клеток

N+1
Избирательный порядок Избирательный порядок

Один из столпов политической системы — с формальной и неформальной стороны

Наука
Жених убитой блогерши Габби Петито найден мертвым: в Сети обсуждают, что могло произойти Жених убитой блогерши Габби Петито найден мертвым: в Сети обсуждают, что могло произойти

Резонансное дело пропавшей блогерши Габби Петито получило продолжение

Maxim
Джимми де Вилль: как построить самый крутой двигатель Джимми де Вилль: как построить самый крутой двигатель

Джимми де Вилль – инженер, конструктор, коллекционер и экстремал

Популярная механика
Открыть в приложении