Беседа со вдовой Анатолия Ромашина

Караван историйЗнаменитости

Юлия Ромашина. Судьба

Я совсем не умела жить одна. В первый раз замуж вышла рано, от родителей практически сразу переехала к мужу. В детстве мечтала об уютном доме, большой семье, как минимум о троих детях. И став взрослой, просила у Бога по сути того же. Но сложилось так, как сложилось...

Беседовала Елена Михайлина

Фото: Л. Ларина/photoxpress.ru

После смерти Толи меня какое-то время просто не существовало. Я почему-то стриглась все короче, короче... Остановилась, только когда в троллейбусе услышала: «Мальчик, прокомпостируй талончик». После этого оставила волосы в покое. Гибель мужа и год, когда я пыталась научиться жить без него, наверное, и привели меня к Богу по-настоящему. Человек в этой истории, правда, тоже поучаствовал.

В один прекрасный день крестный нашего с Толей сына Мстислав Ростропович приехал и сказал: «Ничего не знаю, Юля, Дима, собирайтесь, идем к отцу Иоанну!» (Мстислав Леопольдович и Толя познакомились в августе 1991 года при защите Белого дома, с тех пор дружили.) Так крестный за ручку привел нас с Димой к отцу Иоанну Вавилову, у которого мы окормлялись лет десять. По сути, в этот период произошел мой личностный рост и как-то все упорядочилось.

Знаете, я в детстве не всегда хотела быть актрисой. Некоторые девочки мечтают, собирают фотографии кинозвезд, меня же это обошло стороной. Была театральная студия, но класса до восьмого-девятого я сомневалась. Думала, что пойду или в педагоги, или в переводчики, ну или следователем стану — обожала книги по криминалистике, которые брала у отца подруги.

А дальше все произошло так, как только в фильмах и бывает! С одноклассницами Оксаной Шимко и Леной Радинской, с которыми дружна по сей день, гуляла по Крещатику, кажется, в День города. Вдруг мужской голос:

— Девушка, в кино сняться хотите?

Мы решили, что просто пристает, но я все-таки спросила:

— И как же называется ваш фильм?

— Какое ваше дело? — ответил незнакомец.

Мы с девчонками расхохотались и пошли своей дорогой. Дома с упоением рассказывала о приключении маме, делая акцент на том, какие мы благоразумные и как ловко раскусили афериста. Мама ни слова не говоря ушла в другую комнату и вернулась с газетой в руках, где было объявление о том, что студия «Укртелефильм» ищет девушек для съемок в фильме с рабочим названием «Какое ваше дело?». Так я впервые снялась в кино, впоследствии названное «Провинциальной историей». И история эта меня, можно сказать, закрутила.

Потом случилось знакомство с Толей. Мне восемнадцать, ему пятьдесят восемь. Я студентка, он знаменитый артист. И вот Анатолий Владимирович уже хочет войти в окно моей съемной квартиры на втором этаже... «Что вы? Слезайте немедленно!» — перепугалась я. На самом деле что-то подсказывало: это любовь врывается ко мне! Но и страшно же невероятно. Ни до, ни после в жизни не случалось ничего подобного. Больше скажу: в моем окружении никогда не было людей, к которым ходили бы в окна. Позже Толя признался: хотел меня удивить и не ожидал, что со второго этажа обратно придется спускаться тем же путем, что и наверх — по карнизу. Но поступок, впрочем, вполне в его стиле.

Он был рыцарского склада — благородный, галантный, великодушный, щедрый. И все это не деланое, а внутреннее, настоящее, органичное. Конечно, в его бытность студентом их учили уникальные педагоги — из тех, что так и не стали «советскими». Во МХАТе в программу входили уроки манер, этикета. Мы по сравнению с тем поколением, увы, не побоюсь этого слова, выродились.

Насколько знаю, сам Толя никакого отношения к аристократии не имел. Тем ценнее было для него попадание в образ последнего русского императора в «Агонии» Элема Климова. Хотя из-за того, что царь у Ромашина получился не просто как настоящий, но и вовсе не отрицательным героем, фильм на годы положили на полку. Когда же картина наконец вышла, мужу пришло письмо от британской королевской семьи с благодарностью за исполнение роли Николая II — за высокий уровень искусства и точное воплощение образа императора. Он очень гордился столь высокой оценкой и отмахивался от друзей, шутливо называвших его «Вашим Величеством» и «дважды царем СССР» (до этого уже сыграл Николая II в небольшом эпизоде фильма «Свеаборг»). Во время съемок в «Агонии» Толя много часов провел в Ленинской библиотеке за чтением царских дневников, к которым им с Элемом Климовым открыли доступ, и позже признавался: последний российский император стал для него не просто историческим персонажем, а реальным человеком, близким и понятным.

В прокат картина с таким рабочим названием вышла как «Провинциальная история». Она стала моим кинодебютом. Фото: из архива Ю. Ромашиной 

— Вы довольно долго скрывали свои отношения...

— Мы оба не знали, что из всего этого получится. Думаю, он боялся не меньше меня. Наш роман длился год и не казался мне чем-то правильным. Конечно, он сразу сказал, что мы поженимся, но так получилось, что до свадьбы был еще год. В этот период, когда Толя произносил:

— Пойдем... (ну, например, в Дом кино, театр, в гости), — я спрашивала:

— В качестве кого?

Мы однажды побывали на кинофестивале, и мне было этого достаточно, чтобы оценить, как все выглядит со стороны. Сказала, что просто так ходить не собираюсь. И не ходила. Поэтому о наших с Толей отношениях никто не знал, даже подруги Ира Лачина и Даша Дроздовская. Мы добирались с ними до угла Вспольного, я говорила: «Все, дальше — одна» — и направлялась в наш с Толей дом. Они ничего не понимали. Но пока училась, это вообще было принципиальным моментом! Предчувствовала, какое случится, мягко говоря, удивление у однокурсников и ближайшего окружения. «Если они будут знать меня как просто меня, не появится извращенного понимания ситуации», — так тогда рассуждала. Ясно же, что люди, движимые любопытством, захотят разобраться, как и почему. А я не была готова отвечать на вопросы о нас.

Мой мастер Альберт Григорьевич Буров и Александр Анатольевич Ширвиндт, друг Толи и мой учитель, на курсе которых училась в Щукинском, тоже долго ни о чем не подозревали. И хорошо. Толя рассказывал о первой реакции Александра Анатольевича на сообщение о наших отношениях: «С ума сошел, Толька? Она же Бемби! — кричал Ширвиндт. — Я Алика (Бурова. — Ю. Р.) сердечными каплями отпаивал».

— Как же вы поженились?

— Пришли к отцу Артемию Владимирову, когда он еще в храме в Брюсовом переулке служил, в который мы ходили, и сказали, что хотим венчаться.

Он интересуется:

— Минуточку, а жениться?

— Но для нас важнее венчаться.

— Все важно — и жениться, и венчаться!

Отец Артемий назначил дату, но когда время пришло, он уже получил приход в Красном Селе, и мы первыми венчались в этом храме после возвращения его церкви. Многое еще пребывало в разрухе, окна без стекол. Венчались на Красную горку. Помню ужасный холод, в храме все были в куртках, шапках. Толя купил мне пальто изумрудного цвета, а я хотела его сбросить — платья же совсем не видно. Меня все отговаривали — не смей снимать, заболеешь! И только отец Артемий поддержал: «А я ее понимаю! Не может же невеста на собственной свадьбе быть в пальто!» В своем тоненьком платье на фото я похожа на белый листочек.

Про нашу разницу в возрасте вопросы задают до сих пор. Но тогда все удивительным образом совпало. Возможно, большую роль сыграли мои личностные особенности. В современном мире я ощущаю себя не совсем в своей тарелке, чувство тоски по другому времени было всегда, но времена не выбирают... Я очень коммуникабельна и адаптирована в социуме, но будучи человеком принципиальным, априори через многие вещи переступить не могу.

Конечно, порой случались казусы, смешные истории — Толе предлагали купить что-то внучке, то есть мне. Но тут нужно отдать должное чувству юмора мужа: он никогда не обижался. Помню, в конце восьмидесятых в Евпатории снимались в фильме «Смерть в кино». Идем по подземному переходу, а там бабушка сливы продает. Толя остановился, она мгновенно сориентировалась:

— Милок, бери сливы! Отличные, из своего сада, внучке твоей понравятся!

— Бабушка, это не внучка! — говорит Толя.

— Ну так дочке возьми!

— Это не дочка! А сливы у вас, наверное, червивые! — и мы пошли прочь смеясь.

Толя обладал прекрасным чувством юмора — тонким, ироничным. Вот представьте картину: рассказываю ему что-то важное для меня, он с невозмутимым спокойствием раскладывает пасьянс — очень любил это занятие. А я говорю, говорю и заканчиваю эмоционально:

— Толя, ну ты представляешь? Ты слушаешь меня? Я в шоке!

Муж, не поднимая глаз, перекладывает очередную карту:

— Юлечка, ты всегда в шоке.

На интуитивном уровне мы все понимали про возраст и отпущенное нам время, но никогда об этом не говорили, жили чувством и сегодняшним днем.

Фото: Дмитрий Александров; визаж и прическа: Оксана Тасуева; стиль: Светлана Румянцева; продюсер: Екатерина Шутылева; на Юлии: платье Top Secret, серьги Nuuk (modbrand.ru)

— Много было тех, кто подозревал молодую жену в бубновом интересе?

— Не помню. Возможно, что-то и говорили за спиной, но все это как-то мимо проходило. Я не имею привычки смотреть по сторонам. Нужно было знать Толю, чтобы понимать, что он и бизнес — «полярники». К тому же в тот год он оказался совсем без работы. На втором курсе в Щукинское училище пришел Сергей Проханов, он как раз открывал «Театр Луны» и взял меня в одну из своих постановок. А на четвертом курсе я попала в сериал «Азбука любви», который исправно кормил нас с Толей целый год. Когда выяснилось, что Ромашин — мой муж, Проханов попросил с ним познакомить. Поехали во Вспольный переулок. Там, в нашей крошечной квартирке, и состоялось знакомство, вылившееся в сотрудничество. Сергей Борисович пригласил Анатолия Владимировича в спектакль «Византия», который мы вместе играли, его партнершей была блистательная Ирина Метлицкая, по которой очень скучаю. Муж шутил: «Это Юлька меня устроила в «Театр Луны». Потом у Толи начались антрепризы, концерты, съемки, и «бубновая» ситуация постепенно наладилась, хотя гонорары всегда были скромными.

Поскольку Толя не знал, что в его однокомнатной квартире появлюсь я, он снес все стены. Пятиметровую кухню, двадцатиметровую комнату и крошечную прихожую объединил в одно пространство плюс сидячая ванна — в этот дворец меня и привел. Купили попугая, следом появилась собака. До этого пес жил в нашем дворе и как сумасшедший постоянно лаял. Его многие пытались забрать, но он ни у кого не приживался. Какие-то живодеры над ним поиздевались — шею опоясывал шрам. В общем, бедная собака с неустойчивой психикой. И вот муж привел в дом не самого уравновешенного пса, а сам уехал на пятничный преферанс. Преферанс в конце рабочей недели в компании Бори Хмельницкого, Алексея Стычкина (прекрасного переводчика и отца актера Евгения Стычкина, кстати, Толиного крестника), Валентина Смирнитского и еще ряда товарищей был данью традиции, которая не менялась годами, что бы ни происходило. Карты — не моя стихия, разве что в дурака умею, Толя же играл хорошо.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ню в невесомости Ню в невесомости

Анна Грачевская – девушка явно не робкого десятка

Playboy
Евгения Лоза: мне бывает стыдно за свою лень Евгения Лоза: мне бывает стыдно за свою лень

Интервью с актрисой Евгенией Лозой

Лиза
Эмили Блант. Прекрасная няня Эмили Блант. Прекрасная няня

Невероятная история истинной английской леди Эмили Блант

Караван историй
Как спрятать голову в железо: боевые шлемы Средневековья Как спрятать голову в железо: боевые шлемы Средневековья

Современные реконструкторы идут по следам кузнецов-виртуозов Средних веков

Популярная механика
Светлана Мизери. В тихом омуте Светлана Мизери. В тихом омуте

Светлана Мизери — о своей жизни и работе в театре

Караван историй
Кануть в лето Кануть в лето

Идеальные отели для открытия купального сезона

Robb Report
«Гони, екарный бабай»: лучшие шутки про Путина за рулем КамАЗа «Гони, екарный бабай»: лучшие шутки про Путина за рулем КамАЗа

15 мая открылся Крымский мост, соединяющий Таманский полуостров и город Керчь

Playboy
Без шума и ярости. О премьере «Трех сестер» в постановке Константина Богомолова Без шума и ярости. О премьере «Трех сестер» в постановке Константина Богомолова

МХТ им. А. Чехова выпустил долгожданную премьеру «Трех сестер»

СНОБ
Длинные руки «Буяна» Длинные руки «Буяна»

В 2015 году мы узнали, что наносить ракетные удары можно из Каспийского моря

Популярная механика
Ракетный гольф: технологическое безумие Ракетный гольф: технологическое безумие

Американец Даг Фрост умудрился «скрестить» гольф и любительское ракетостроение

Популярная механика
Кофе: вред или польза, или кратко о кофейной химии Кофе: вред или польза, или кратко о кофейной химии

Кофе: яд или несомненно полезный напиток?

Популярная механика
Броня легка Броня легка

Алюминиевые сплавы давно и прочно обосновались на бронемашинах

Популярная механика
Помпоны высших достижений Помпоны высших достижений

Как массовка для поддержки спортсменов превратилась в самостоятельный вид спорта

Огонёк
Фанат — хозяин подиума Фанат — хозяин подиума

Важнейшие модные тренды десятых навеяны футболом и около-футбольной культурой

L’Officiel
В трёх соснах В трёх соснах

Стильный особняк в зелёной зоне на окраине Москвы

SALON-Interior
Эхо войны: правнуки ветеранов расплачиваются за их непрожитое горе Эхо войны: правнуки ветеранов расплачиваются за их непрожитое горе

Какие зашифрованные послания передали нам через десятилетия предки

Psychologies
Топ-5 лучших плагинов для PSP-консоли Топ-5 лучших плагинов для PSP-консоли

Какие пять плагинов на PSP следует установить в обязательном порядке

CHIP
Эффект бабочки Эффект бабочки

Флоренс Уэлч выпускает этим летом первый за три года альбом

Vogue
5 показателей адекватности вашей духовной практики 5 показателей адекватности вашей духовной практики

В практиках медитации есть множество плюсов и одновременно — опасных ловушек

Psychologies
Рецензия на фильм Кирилла Серебренникова Рецензия на фильм Кирилла Серебренникова

В Каннах показали прекрасный музыкальный байопик

Esquire
Хозяин Тбилиси Хозяин Тбилиси

Бывший игрок «Милана» стал главой Тбилиси

GQ
Куда бежать в случае зомби-апокалипсиса? Куда бежать в случае зомби-апокалипсиса?

В случае превращения людей в зомби исследователи советуют уезжать из города

Популярная механика
Красками из радуги: как рисовать поляризованным светом Красками из радуги: как рисовать поляризованным светом

Поляризованный свет в XXI веке облюбовали художники и фотографы

Популярная механика
Самые жуткие травмы в истории спорта Самые жуткие травмы в истории спорта

Шесть случаев, узнав о которых, ты ограничишь свою физнагрузку игрой FIFA 17

Maxim
Константин Хабенский: «Я бегу от равнодушных людей» Константин Хабенский: «Я бегу от равнодушных людей»

В прокате “Собибор” — режиссерский дебют Константина Хабенского

Esquire
Дмитрий Второв:Группа риска. Как в России ищут пропавших детей Дмитрий Второв:Группа риска. Как в России ищут пропавших детей

Как ведутся поиски потерявшихся людей в России и за рубежом

СНОБ
Как помочь пожилым родителям не чувствовать себя одинокими Как помочь пожилым родителям не чувствовать себя одинокими

Одиночество опасно для здоровья

Psychologies
10 самых долгоживущих организмов Земли 10 самых долгоживущих организмов Земли

Бессмертие — коварная штука

Популярная механика
Учить детей делать шпаргалки? Ни за что! Учить детей делать шпаргалки? Ни за что!

Размышления нашего автора, матери троих детей Александры Галимовой

Psychologies
Россия для бедных. Почему в стране исчезает средний класс Россия для бедных. Почему в стране исчезает средний класс

Доля среднего класса в России сокращается

Forbes
Открыть в приложении