Не могу сразу выдавать на-гора все эмоции. Я всегда примериваюсь

Караван историйЗнаменитости

Людмила Зайцева: «Я просто породистая русская женщина, понимаете?»

Беседовала Нелли Скогорева

Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo; 123RF/Legion-Media.ru

«Я не умела себя подать. Поступала с отрывками из какого-то чеховского рассказа. Они мне сказали: «Девушка, вы такая большая, такая красивая, у вас такие волосы по плечам — настоящая кубанская красавица. Возьмите другой репертуар». Хотя я никогда не была такой кубанской прям. Но я очень любила Чехова. Его интонация, его отношение к героям, его юмор — все это мне близко. Это моя любовь. — Шукшина. До сих пор, если мне не очень хорошо, я читаю рассказы Чехова или Шукшина».

— Ой, какое у вас красивое платье в горошек! Знаете, это мой любимый рисунок. Помню, мама купила штапель, а штапель ведь тогда был потрясающий, тяжелый такой. К нам на хутор приехала чья-то там родственница и сшила мне гороховое платье. Горохи были кремовые, а фон такой пастельно-брусничный. Это было мое любимое платье. Я его просто обожала. Еще знаете, что я обожаю? «Огурцы». Сейчас они в моде, такая персидская тема. Я когда вижу что-нибудь с «огурцами» — косынку или платок, — тут же покупаю.

— Людмила Васильевна, если мы уж про внешность заговорили, то пойдем по этому пути. Вы не любите искусственно себя украшать и даже не во всех фильмах гримировались...

Фото: 123RF/Legion-Media.ru

— Нет, в фильмах это не от меня зависит. Это решают другие люди. Например, в фильме «Здравствуй и прощай» у нас оператор был Юра Векслер, он сказал: «Никакого грима!» Вот приехали в Ростов на съемки, солнце 45 градусов в тени, опалили лицо — и все. Так и снимались. Но главное, понимаете, мы же молодые были, а когда молодой, какой там грим?

Есть картины, где грим нужен, особенно где есть какие-то камерные сцены. А это была деревенская история, там все на природе. Какая косметика могла быть у Наташи Гундаревой и у меня? А в жизни краситься я не люблю. Вот когда надо идти на телевидение сниматься, там тебя и накрасят, и напудрят, и помаду подберут. А дома... Не хочу рассказывать подробности своего сражения с изображением в зеркале... Но немножко, как бы чуть-чуть, как у нас говорят, подчипуриться явно приходится. Как сейчас.

— Однажды, можно сказать, вы даже не побоялись себя изуродовать в фильме «Маленькая Вера»...

— Нет, ну почему изуродовать? Мы все вместе придумали такой образ, гример предложила, режиссер утвердил, я согласилась. Так нам надо было по фильму. Надели на меня паричок с короткой стрижкой и шестимесячной завивкой. Тогда это было традиционно для женщин. Это сейчас молодежь любит длинные волосы.

В жизни я давно выработала свой стиль — хвостик и гладко зачесанная головка, вот и все. Больше ничего. А сейчас вот шляпкой прикрываюсь, если голова не вымыта. (Смеется.) И я как-то очень полюбила шляпки, даже такие простые. Конечно, мои шляпки не такие шикарные, какие любила Клара Степановна Лучко. Инночка Чурикова покойная тоже любила шляпки. И Люся Гурченко их очень любила.

Людмила Зайцева в фильме «Маленькая Вера», 1988 год. Фото: Киностудия им. Горького

— Кстати, вы с Гурченко часто пробовались на одни и те же роли. Например, в картины «Старые стены» и «Двадцать дней без войны», где снялась Людмила Гурченко. А были фильмы, куда вы обе ходили на пробы и утвердили вас, а не ее?

— Просто я на «Ленфильме» очень много снималась, и Люда тоже, ее там любили. Вот поэтому мы с ней часто пересекались. Но у нас не было тесного общения и тем более соперничества. Потом, понимаете, когда я начала сниматься, у меня было много предложений — две-три картины в год. Ну на что утвердили, на то и утвердили. Как говорят у нас на Кубани, мы не гордые. Что идет в руки, что Господь давал, за то и спасибо.

В «Здравствуй и прощай» на знакомство с режиссером приходило много актрис. А о том, что Люда пробовалась в этот фильм, я потом случайно узнала. Нет, не узнала, а просто приехала для фотопроб и вдруг увидела в картотеке фотографии — фотопробы Люды Гурченко. И я не знаю, почему они у меня дома до сих пор лежат, ее фотопробы. То ли мне их отдали, чтобы ей передала. То ли я их просто забрала, не помню.

Это было в начале пути, так сказать, творческого. А позже мне один человек, который вез меня в машине в Ростове, говорит: «Тут приезжала Гурченко с творческими вечерами. А я ей говорю: «Ой, а я вожу Ефремова и Людмилу Зайцеву. Артистка такая молодая, она играет у нас главную роль в фильме «Здравствуй и прощай». — «Да знаю я этот фильм...» — сказала Люда с интонацией типа «ладно, пусть играет, не очень-то и хотелось». Это он мне так доложил, что она якобы не очень хорошо прошлась. Не знаю, правда ли это. Гурченко была человек разговорчивый, так же, как и я, мы обе южанки, поэтому, может быть, что-нибудь и сказала. Она была острая на язык... Хотя я тоже острая, но по-другому немножко. У меня кубанский юмор, а у нее харьковский.

Мы с ней вместе снимались в сериале «Строговы», она там играла небольшую роль, а я главную.

А в «Старые стены» меня не утвердили, потому что режиссер считал, что нужна актриса более взрослая, чем я, а у нас с Люсей была разница в возрасте. Что касается «Двадцать дней без войны», да, я пробовалась, но мне казалось, что меня все равно не утвердят. Я пробовалась с Анатолием Солоницыным, и проба была очень хорошей. До этого как-то к нему относилась немножко настороженно, мне казалось, что этот актер немного суховат, неэмоционален. Во время пробы на сцене прощания у него вдруг увлажнились глаза, меня это очень растрогало, и я провела ладонью по его щеке. Это была импровизация, но очень удачная. Но Алексей Герман мне сказал: «Понимаешь, я хочу Никулина, и мне для него нужна другая партнерша, не ты, вы с ним не монтируетесь».

Так бывает, что не складывается. Ведь кино же такая штука, понимаете, там очень важен расклад. Подходят люди друг другу, не подходят по психофизике. Мы иногда смотрим фильмы и говорим: «Ой, ну слушайте, что они играют там, да они никак не совпадают, они не подходят друг к другувообще».

Мы это видим как зрители. Так и режиссер — он должен это чувствовать.

Людмила Зайцева и Михаил Кононов в фильме «Здравствуй и прощай», 1972 год. Фото: «Советский экран»/Fotodom; 123RF/Legion-Media.ru

— Но ваши партнеры не только подходили вам, но и все были профессионалами и очень любимы зрителями...

— Мне очень везло с партнерами. Я даже иногда думаю, что хорошо бы написать книгу не о себе, а о них. Партнеры у меня были прекрасные, это было просто созвездие советского кино. Иногда смотрю какую-то программу по телевидению и думаю: «Ой, а чего меня не пригласили, я бы какую-нибудь такую интересную историю рассказала, которая у меня была с этим человеком». Например, была какая-то программа с Женечкой Симоновой. Мы с ней снимались у Витаутаса Жалакявичуса, это был «Рассказ неизвестного человека» по Чехову.

Я играла Полину, экономку, служанку. Она играла, естественно, героиню. Мы как-то очень подружились. Какие-то сцены у нас были общие, снимались в павильоне «Мосфильма». Но мы очень боялись Жалакявичуса почему-то. (Смеется.) И однажды решили для храбрости немножечко выпить... Я думала, что у меня уже не будет съемки в этот день. Гримерша дала нам спирта, мы его разбавили, забрались куда-то в недра «Мосфильма» и выпили. Я сразу покраснела от выпитого. И вдруг выясняется, что мне надо крупный план доснимать! Мы с Женей сидим и возбужденно это обсуждаем. И вдруг откуда ни возьмись идет Жалакявичус. Он вообще не должен был быть там, ни с какой стороны, тем более в этом павильоне. Мы с Женей замерли: какой кошмар, как он нас вычислил?

Потом выяснилось, что он не к нам шел, а просто шел куда-то, по своим делам. Чего он вдруг там оказался, когда мы там были? Пришлось гримерам поработать с цветом моего лица. (Смеется.) Это был урок на всю жизнь — не расслабляться, пока ты на съемке.

Замечательным партнером был Витя Павлов. О нем можно отдельную книгу написать. Я думаю, он был актер в основном театральный, конечно. А так как меня после окончания института не взяли ни в один театр, то я была больше «киношная» актриса. Это выражалось в том, что никогда не могу сразу выдавать на-гора все эмоции. Я всегда примериваюсь, всегда тихонечко, знаю, что камера все фиксирует.

А Витечка на репетиции сразу все выдавал, он брал быка за рога. И у нас сцена была с ним в «Строговых», где моя героиня Нюра приходит, просит у него там что-то, зерна или пшена, не помню уже чего. А его герой Демьян по сценарию всю жизнь любил ее. Ну и мы репетируем. Он начинает куражиться вокруг меня. Я реагирую на это, видимо, не так, как ему хотелось. Он считал, что надо мне живее реагировать... В одной сцене он в подштанниках. И вдруг Витя начинает снимать подштанники на глазах у меня, начинает расстегивать держащие их веревки. Это было неожиданно, и я искренне удивилась, чуть ли не испугалась, что сейчас он снимет-таки свои подштанники. На моем лице отразился настоящий ужас. И это ему понравилось. Он говорит: «Вот теперь правильная реакция!» Он всегда старался помочь партнеру.

Ефремов был прекрасным партнером, Наташа Гундарева, Миша Кононов, Армен Джигарханян. Вообще, у меня со всеми партнерами были хорошие отношения, я старалась ко всем пристраиваться. И не тянула одеяло на себя.

Сверху: Людмила Зайцева в сериале «Строговы», 1976 год. Фото: киностудия «Ленфильм»; 123RF/Legion-Media.ru. Снизу: Людмила Зайцева в фильме «Цемент», 1973 год. Фото: киностудия «Ленфильм»; 123RF/Legion-Media.ru

— С Арменом Борисовичем вы снимались в «Цементе», и у вас там были рискованные трюки...

— Он, конечно, очень харизматичный был и как актер, и как мужчина. По сюжету ухаживал за мной. Мы с ним едем на линейке куда-то, беляки начинают в нас стрелять, и я с этой линейки на полном ходу спрыгиваю. Лошади несут, мне надо было перевернуться и упасть в бурьян. И не страшно было! А в другом эпизоде я на лошади сижу, они меня там вешать пытаются, петлю на шею накидывают. Мама моя рассказывала, как они с моей дочерью Василисой смотрели фильм «Цемент» по телевизору на Кубани. «Ой, смотри, Василиса, як твою матерь будут вешать», — говорит мама. Василиса начинает в голос орать, плакать: «Мамочку мою вешают, боже мой! Мамочку вешают!» — «Да нет, что ты, дуреха, не кричи так, это же кино». Я бы сейчас сказала: «Не, ребят, лошадь дернется, петля затянется, еще и правда повешусь». Знаете, почему на войну не берут старых людей? Потому что старый человек уже боится смерти, он уже все знает. А как дети себя ведут? Они же ничего не боятся. Нет страха еще, нет опыта. Молодость, конечно, бесстрашна. Сейчас меня не заставили бы даже со ступеньки спрыгнуть.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении