Для Растрелли перемены на русском троне не предвещали ничего хорошего

Караван историйИстория

Франческо Растрелли. Гений барокко

Для Растрелли перемены на русском троне не предвещали ничего хорошего. Новая императрица не простила ему покровительства Бирона, лишила звания придворного архитектора и приказала "никаких строений тому итальянцу не поручать".

Нина Белова

Фото: AKG-images/East News/фото репродукции картины И. Шарлеманя «Вид Зимнего дворца с Невы». 1853 г. Государственный Эрмитаж

День выдался хмурым и неприветливым, как это часто бывает в Петербурге поздней осенью. С Балтики дул пронизывающий ветер, стальная гладь Невы возмущенно дыбилась. Растрелли с трудом выбрался из кареты и зябко кутаясь в плащ, заторопился к парадному подъезду Зимнего дворца.

За арочными пролетами галереи первого этажа как всегда внезапно раскрылось огромное, сияющее светом пространство белой Посольской лестницы. Льющийся из окон свет, отражаясь в зеркалах, заскользил по золоченым лепным орнаментам, мраморным статуям и розовым колоннам из искусственного мрамора. «Да, эта парадная лестница способна поразить даже своего создателя», — усмехнулся зодчий.

С воцарением новой императрицы его жизнь резко изменилась. Екатерина II ценила в людях талант, ум и деловые качества. «Мне дураков не надобно», — любила повторять она. Но Растрелли видел, что лично в нем она не нуждается. При дворе возобладало мнение, что причудливое барокко устарело, — императрица предпочитала строгие линии классицизма. Богатство, сочность и сложность архитектурного языка Растрелли стали казаться излишними и старомодными. Прекратились заказы и выплата жалованья.

Франческо Бартоломео Растрелли, или как его звали на русский манер — Варфоломей Варфоломеевич, понимал: новое царствование — это всегда новые люди. Екатерина II удалила многих сановников елизаветинского времени. Но понимал он и другое: эпоха барокко переживала закат. Он, Растрелли, довел этот стиль до невозможной высоты и блеска, но дальше пути нет даже такому мастеру, как он.

Прославленный архитектор испросил отпуск и уехал в Италию «для поправления здоровья». Второго августа 1762 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление: «Граф Растрелли с фамилиею своею едет отсюда на некоторое время в свое отечество, и имеющие до него какое дело явиться могут в дом его, что на Невской першпективе против Гостиного двора».

Спустя год он вернулся в Россию. Его вызвали к императрице, и ничего хорошего этот визит не сулил. Похоже, сегодня, двадцать четвертого октября 1763 года, его блестящей карьере придет конец. Екатерина II приняла его в рабочем кабинете. «Я пришла к окончательному решению», — сообщила она и поискала на своем бюро какую-то бумагу. Это оказался высочайший указ, по которому архитектор был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением пенсиона в тысячу рублей в год.

Его место при дворе уже заняли другие — Юрий Фельтен, Антонио Ринальди, Жан Батист Мишель Валлен-Деламот, и часть творений Растрелли начала подвергаться безжалостной переделке. До него доходят слухи, будто уничтожая интерьеры в залах Зимнего дворца, Деламот хвастливо заявлял, что выбрасывает «растреллиевские стены через окна». Быть свидетелем всего этого Растрелли не хотел и в начале августа 1764 года покинул Петербург, которому отдал всю жизнь...

Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1700 году в Париже, где его отец — флорентийский скульптор Бартоломео Карло — работал при дворе Людовика XIV. Первого сентября 1715 года «король-солнце» умер. Энергичный Бартоломео Карло понял, что заработать на жизнь при новом государе, которому всего пять лет, сложно, нужно искать другого покровителя.

А в это время российский император Петр I, строящий новую столицу Санкт-Питербурх, писал в Париж своему посланнику Конону Зотову: «Понеже король французский умер, а наследник его зело молод, то, чаю, многие мастеровые люди будут искать фортуны в других государствах, для чего наведывайся о таких и пиши, дабы потребных не пропустить». Узнав, что скульптор Растрелли «умеет планы садам и фонтанам делать и палаты строить», резидент Петра приглашает его в Россию.

«Я получил заманчивое предложение от русского царя, который где-то на севере строит город по европейскому образцу. Возможно, в этом наше спасение», — сообщил Бартоломео Карло семье, велел запастись теплой одеждой и собираться в дорогу.

Двадцать четвертого марта 1716 года в четыре часа пополудни они благополучно прибыли в Санкт-Питербурх. Проехали по Невской першпективе — длинной, широкой аллее, проложенной и вымощенной камнем руками пленных шведов, с любопытством оглядывая окрестный пейзаж. Юный город, с поразительной быстротой выраставший на островах невской дельты, был еще невелик, но уже обретал строгие очертания.

Рядом с крепостью, где Доменико Трезини начал возводить Петропавловский собор, на площади, получившей название Троицкая, складывался городской центр. От домика Петра I вверх по Неве тянулись деревянные здания Сената, Таможни, Монетного двора и трактира «Аустерия четырех фрегатов», за ними — дома вельмож, высших военных и гражданских чинов. У другого берега на фоне низкого пасмурного неба прорисовывались бесчисленные мачты — на адмиралтейских верфях строились многопушечные корабли молодого российского флота, а на расположенной рядом Галерной верфи — быстроходные лодки-галеры.

Разбросанный на островах, петровский Парадиз был изрезан реками, речушками и каналами.

— Папа, а не является ли этот город воплощением пророчества Нострадамуса, еще в XVI веке предсказавшего, что «Венеция поднимется на северном море»? — спросил Бартоломео Карло шестнадцатилетний сын.

— Все может быть, Франческо. Но самое удивительное то, что он всего за несколько лет вырос из лесов и болот. Какой размах! Какие перспективы для работы!

Петр I был в отъезде — совершал второе европейское турне. Растрелли с сыном принял светлейший князь Меншиков. Усадьба первого генерал-губернатора Петербурга протянулась на весь Васильевский остров — от Большой до Малой Невы — и слыла самым роскошным зданием строящегося города. Склонный к аскетизму царь не утруждал себя строительством достойной резиденции, все праздничные пиры и торжественные обеды проводил здесь, у Данилыча. Светлейший держал лучшую в столице кухню, вышколенных иностранных слуг, великолепный оркестр и роскошный выезд.

Желто-горчичный центральный корпус и два флигеля его дворца, построенные «в итальянской манере», с оконными наличниками простого рисунка и высокой черной кровлей с переломом, были обращены к Неве. У дворца устроена пристань — малые суда с гостями причаливали прямо к парадному подъезду.

Приезжих провели в покои князя, богато убранные деревянными резными панелями, шелками, живописью и изразцовыми голландскими печами. Аудиенция заняла не более трех минут, но Растрелли-старший сразу получил большой заказ. «По указу его царского величества вам надобно обустроить мызу Стрельна, устроить там парк с каналами и водяными каскадами», — заявил Меншиков.

Не успев толком обжиться на новом месте, Бартоломео Карло засел за чертежи и привлек к работе сына. Франческо составил генеральный план расположения мызы и изготовил модель будущего ансамбля с дворцом, садом и видом на море. Проект светлейшему понравился, и он отправил его для окончательного утверждения государю. Петр проект одобрил, и Растрелли-старший приступил к работам в Стрельне. Помимо этого он участвовал в планировке Васильевского острова, выполнял лепные заказы в парадном зале Монплезира и отделку в доме дипломата Петра Шафирова. Вместе с отцом трудился и Франческо.

Десятого октября 1717 года из-за границы вернулся Петр. Его высокая нескладная фигура замелькала на строительных площадках города. «Ты заметил, — спросил Растрелли-старший сына, — царь всегда держит при себе карандаш и набрасывает на бумагу чертеж всего, что покажется ему заслуживающим внимания?» Было понятно, что своим детищем Петр занимается со всей страстью. «Может быть, еще и на нашем веку пристыдим образованные страны и вознесем русское имя на высшую ступень славы», — говаривал он.

Щедрость государя привлекла в Россию не одного Растрелли-старшего. Вскоре у него появился соперник — француз Жан-Батист Леблон, назначенный Петром на должность генерал-архитектора. Отношения между зодчими сразу не сложились, а позже и вовсе переросли в открытую вражду. Конфликт чуть не стоил Бартоломео Карло карьеры. Петр отстранил его от работ в Стрельне, но благодаря заступничеству Меншикова оставил заниматься скульптурой.

В двух специально построенных «анбарах» рядом с их домом на Первой Береговой улице Бартоломео Карло прежде всего вылепил бюст своего благодетеля — светлейшего князя Александра Даниловича, а следом приступил к увековечиванию образа Петра.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Софи Тернер. Счастливый билет Софи Тернер. Счастливый билет

Как Софи Тернер попала в самый успешный сериал за всю историю кино

Караван историй
Елена Блиновская: «Быть счастливым – это означает брать ответственность на себя» Елена Блиновская: «Быть счастливым – это означает брать ответственность на себя»

Мотивационный спикер Елена Блиновская рассуждает о том как все успеть

Cosmopolitan
Иван Колесников. Движение вверх Иван Колесников. Движение вверх

Звезда фильма "Конец прекрасной эпохи" — о своем детстве и семье

Караван историй
Блог с вами Блог с вами

Своими мыслями делится Ирина Голдман – журналист и автор тревел-блога @veryire

Grazia
«Мною сильно манипулировали»: Кристина Асмус объяснила, почему не уходила от избивавшего ее мужчины «Мною сильно манипулировали»: Кристина Асмус объяснила, почему не уходила от избивавшего ее мужчины

Актрису возмутили предположения о том, что она сама виновата в домашнем насилии

VOICE
10 режиссерских версий фильмов, которые стоит найти и посмотреть 10 режиссерских версий фильмов, которые стоит найти и посмотреть

Всегда ли стоит пересматривать привычное кино в непривычном виде

Maxim
Эмили Блант. Прекрасная няня Эмили Блант. Прекрасная няня

Невероятная история истинной английской леди Эмили Блант

Караван историй
Ирина Хакамада: «Ненавижу выражение «выйдите из зоны комфорта» Ирина Хакамада: «Ненавижу выражение «выйдите из зоны комфорта»

Ирина Хакамада об энтузиазме, мечтателях и конкуренции

Forbes
О самых дрянных работах и родине слоников. Главные книги октября О самых дрянных работах и родине слоников. Главные книги октября

Главные книги октября

Forbes
Ретроградный Меркьюри Ретроградный Меркьюри

Двойник Фредди Меркьюри — актер Рами Малек

GQ
Приготовиться к лучшему Приготовиться к лучшему

Производители кухонь превращают пребывание на кухне в отдельное удовольствие

SALON-Interior
Мюнхенская ССР Мюнхенская ССР

Адольф Гитлер достиг вершин власти благодаря пропаганде

Вокруг света
«Фэнтези способно объединять поколения» «Фэнтези способно объединять поколения»

Интервью с писательницей Екатериной Соболь

Мир Фантастики
Российский суд вызывает все больше доверия Российский суд вызывает все больше доверия

Российский суд вызывает все больше доверия

Эксперт
Новая эра. Зачем школе участвовать в развитии цифровой экономики Новая эра. Зачем школе участвовать в развитии цифровой экономики

Сегодняшние школьники используют девайсы чаще и лучше, чем выпускники вузов

Forbes
Гибель Березовского. Какое отношение к ней имеет Михаил Саакашвили Гибель Березовского. Какое отношение к ней имеет Михаил Саакашвили

Гибель Патаркацишвили стала ударом для его партнера Бориса Березовского

Forbes
Ольга Зуева: «Теперь любой может быть звездой, а значит, никто» Ольга Зуева: «Теперь любой может быть звездой, а значит, никто»

Ольга Зуева о фильме «На районе» и Даниле Козловском

СНОБ
Токсичные люди Токсичные люди

При общении с ними ты просто задыхаешься

Лиза
Семь иностранных музыкантов, которые прорвались в СССР Семь иностранных музыкантов, которые прорвались в СССР

Артисты, прорвавшиеся за железный занавес

Maxim
Деньги из воздуха. Как Ким Кардашьян заработала $350 млн Деньги из воздуха. Как Ким Кардашьян заработала $350 млн

Все, к чему бы ни прикасалась рука семейства Кардашьян, превращается в деньги

Forbes
Наркотики, феминизм, иммиграция и Мадонна: 20 вопросов Софии Бутелле Наркотики, феминизм, иммиграция и Мадонна: 20 вопросов Софии Бутелле

София Бутелла дала американскому журналу откровенное интервью

Playboy
Photokina 2018: главные новинки ведущей мировой видеофотовыставки Photokina 2018: главные новинки ведущей мировой видеофотовыставки

Photokina 2018 — торговая выставка в сфере визуализации, прошедшая в Кельне

Популярная механика
Кошмары мошкары Кошмары мошкары

Как увеличение численности насекомых скажется на нас с вами

Огонёк
Правила жизни Массимо Карреры Правила жизни Массимо Карреры

Правила жизни тренера «Спартака» Массимо Карреры

Esquire
Последний шанс турецкого султана Последний шанс турецкого султана

Война завершилась новой триумфальной победой русского оружия

Дилетант
Лучшие шутки дня и такси из прошлого! Лучшие шутки дня и такси из прошлого!

Придорожный дайджест авторского юмора с авторской орфографией

Maxim
Надоел прогресс? 12 гаджетов из прошлого, которыми можно удивить сегодня Надоел прогресс? 12 гаджетов из прошлого, которыми можно удивить сегодня

Еще одна порция ностальгии

Playboy
Законы против прогресса: как регулировать высокие технологии Законы против прогресса: как регулировать высокие технологии

Игорь Дроздов — о том, какие законы способствуют развитию технологий

Forbes
10 шагов, чтобы проводить больше времени с семьей и меньше на работе 10 шагов, чтобы проводить больше времени с семьей и меньше на работе

Методика, позволяющая повысить эффективность на работе и найти время для семьи

Psychologies
«Усталость не имеет значения, когда чем-то увлечен». Правила жизни Пола Аллена «Усталость не имеет значения, когда чем-то увлечен». Правила жизни Пола Аллена

Пол Аллен — о дружбе с Биллом Гейтсом и устройстве мозга

Forbes
Открыть в приложении