Анна Иванова: «Мы наполняем нашу одежду смыслами»
Узнаваемые принты, костюмы с характером, коллекции, вдохновленные балетом и литературой, — ANNAIVANOVA давно живет на стыке культуры и моды. Но сама Анна уверена: ни один подиум не отменяет главного. В центре — женщина и ее реальная жизнь. В большом интервью дизайнер говорит о 30-летнем пути, верности ремеслу и силе собственного стиля

Анна, вокруг моды всегда много разговоров про искусство, шоу, «высокие материи». Но вы регулярно подчеркиваете: в основе всего — одежда, которую люди носят в реальной жизни. Почему вам важно это проговаривать?
— Часто из-за показов, коллабораций с художниками, авторских принтов и тканей все начинает звучать как история «про искусство, про творчество». Но в действительности мы создаем одежду, которую носит реальная женщина. Это не музейные экспонаты, а вещи, предназначенные для жизни. Да, существует определенный формат презентаций, в котором работает весь модный мир: шоу — это лишь способ представить коллекцию и эмоционально присоединить к ней зрителя, клиента.
— Кажется, еще и терминология все путает: если есть подиум — значит, «высокая мода», если шоу — значит, искусство.
— Для обывателя коллекция, представленная на подиуме, воспринимается как высокая мода. Haute couture — это закрытый синдикат. Производство одежды во Франции, представление коллекции в рамках Недели высокой моды в Париже является обязательным условием для брендов. Я создаю одежду pret-a-porter («готовая к носке»), у истоков которой стояли Поль Пуаре и Коко Шанель в начале XX века.
Нюансов очень много, и на этом фоне возникают неграмотность, неинформированность, стереотипы. Я всегда рекомендую фильм «Секрет Лагерфельда»: там блестяще показано, как кутюрье работает с деталями, концепцией, подачей и при этом не устает повторять: мода остается ремеслом, которое создает одежду, предназначенную для того, чтобы ее носили здесь и сейчас.


— То есть в центре у вас всегда женщина, которая надевает эту вещь. Вы как-то сказали, что создаете одежду, подчеркивающую достоинства.
— Я считаю, слово «недостатки» неуместно по отношению к женщине. Мария-Тереза говорила: «Я голосую не против войны, а за мир». Поэтому главный принцип бренда ANNAIVANOVA — это не скрывать недостатки, а подчеркивать достоинства.
— Вашему бренду почти 30 лет — внушительный срок. Что вы чувствуете: гордость или ощущение, что все еще в начале пути?
— Наш путь проходит в состоянии постоянной турбулентности. И эта турбулентность сильно влияет на ощущение результата. Когда я начинала, русская мода воспринималась скорее как курьез, чем как привилегия. Российские бренды, российские дизайнеры — все это было похоже на креативные ателье, а не на индустрию.
Сейчас русская модная индустрия проходит очень яркий и интересный период. Мы нарабатываем опыт, совершаем ошибки, формируем инфраструктуру, взяв лучшее из мирового опыта. Поэтому у меня ощущение, что я еще в начале пути, и, возможно, это ощущение и помогает двигаться дальше.
— Но 30-летняя история — уже серьезный капитал. Бывали моменты, когда хотелось все оставить?
— Наверное, не существует людей, которые идут как локомотив, без остановок. Даже у локомотива заканчивается топливо. И у меня бывали моменты, когда казалось: все, нужно заниматься чем-то другим. И это были не экономические кризисы, здесь скорее вопрос отношения общества к тому, что мы делаем.
Когда я начинала, приходилось буквально локтями раздвигать плотные ряды мировых брендов и говорить: «Я имею право быть среди вас». И в ответ слышать: «Ой, это русское?. .» Что бы ты ни делал, все казалось недостаточным.
В какой-то момент стало очевидно: все, что мы создаем, — опыт, технологии, уникальность — будто никому не нужно. А нужны просто спортивные костюмы. И конечно, в такие моменты возникал вопрос: «Может, действительно не надо?»


— Что помогло не свернуть с выбранного пути?
— За эти годы я поняла одну простую вещь: нужно идти по своей колее. Когда бросаешься из стороны в сторону, пробуешь и здесь, и там, отходишь от собственной ДНК — теряешь время, клиентов, партнеров. У бренда уже есть сложившаяся история, и ее важно не разрушать, а поддерживать и укреплять, чтобы оставаться с устойчивым результатом и реальной гарантией качества.
Я продолжаю развиваться, меняться, но сам бренд сохраняю. Есть еще один принципиальный момент: я не могу делать то, чего не понимаю и что меня не вдохновляет. Если направление не увлекает, не рождает внутреннего образа, итог все равно не устроит ни меня, ни клиента.
— Давайте тогда зафиксируем эту самую ДНК бренда. Какой вы видите женщину ANNAIVANOVA? Кто она?
