Дэн Хаузер, сооснователь и креативный директор Rockstar Games, покидает компанию

GQСобытия

Как Дэн Хаузер повлиял на игровую индустрию

Дэн Хаузер, сооснователь и креативный директор Rockstar Games, покидает компанию. Но это не повод переживать за будущее игр.

Андрей Подшибякин

128fc9
Дэн Хаузер (слева)

Несколько дней назад стало известно, что компанию Rockstar Games покидает ее сооснователь и креативный директор Дэн Хаузер, – человек, без которого не было бы серий Grand Theft Auto и Red Dead Redemption, а также игровой индустрии и, кажется, вообще массовой культуры в их нынешнем виде. Его уход – не очередной эпизод в бесконечном мельтешении студийных отставок и назначений; это тектонический сдвиг и конец эпохи.

История Rockstar хорошо известна и изложена, например, в отличной книге Дэвида Кушнера Jacked: The Outlaw Story of Grand Theft Auto. Все началось в английской студии регионального значения DMA Design в 1997 году – тогда вышла первая Grand Theft Auto, через два года – ее сиквел. Это были странные произведения – вид сверху, схематичная графика, гипертрофированная (но почти незаметная с высоты птичьего полета) кровища из сбитых пешеходов. Сегодня такие игры проходят по ведомству независимой разработки и крайне редко попадают в фокус общественного внимания, лишний раз подтверждая тезис о принципиальной невозможности интерпретации и, тем более, предсказания успеха игры. Что-то важное в GTA, тем не менее, было скрыто. Возможно, жизнерадостный нигилизм, ставший в этих играх не только эмоциональным фоном, но и концептуальным центром всего происходящего.

1296f9
Grand Theft Auto (1997)

Как бы там ни было, в 1998 году в результате ряда корпоративных телодвижений студия DMA и права на серию GTA перешли к компании Rockstar, основанной братьями Дэном и Сэмом Хаузерами – между прочим, детьми достаточно великой английской актрисы Джеральдин Моффат. С этого момента история Grand Theft Auto началась по-настоящему: за дюжину лет, прошедших между выпущенными Rockstar GTA3 и GTAV, эта игра превратилась из просто большого блокбастера в культурный феномен. Скажем только, что по состоянию на декабрь 2019 года было продано 120 миллионов копий GTA5; в деньгах это больше шести миллиардов долларов выручки. По некоторым оценкам, эта игра – самый кассовый развлекательный продукт в истории массовой культуры. Не игр, нет, вообще всего, что когда-либо было выпущено человечеством для собственного развлечения, включая кино, музыку и книги. И это только одна из более чем ста (!) игр и приложений, разработанных Rockstar за два десятка лет своего существования.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении