Когда россияне пересядут на электрокары и хватит ли всем зарядных станций?

РБКАвто

К 2050 году 70% новых легковушек будут «электричками». И вот почему

«Росатом»: к 2050 году 70% новых легковушек будет иметь электрическую тягу

Александр Воронцов

Фото: Vladimka production / Shutterstock / FOTODOM

Когда россияне пересядут на электрокары и хватит ли всем зарядных станций? Ждать ли доступную «электричку» и появятся ли отечественные твердотельные аккумуляторы? Autonews.ru получил ответы у «Росатома».

Электромобильность уже стала мировым трендом и одной из ключевых точек роста в транспортной отрасли. О том, как это направление развивается в России и какие проекты реализует «Росатом», Autonews.ru спросил у представителей госкорпорации.

Зарядок хватит всем

С массовым выходом на отечественный рынок относительно доступных электрокаров из Китая, а также развитием российских локализованных авто многие россияне наконец-то распробовали эти машины и уже не хотят пересаживаться на обычные модели с ДВС. Рынок электромобилей в России сейчас находится в фазе ускоренного роста, и это касается как новых машин, так и формирующегося сегмента подержанных электромобилей. Например, по данным агентства «Автостат», в июле 2025 года россияне приобрели 1268 электромобилей с пробегом, что стало рекордом с начала года. Всего за январь—июль продано 6806 таких автомобилей — на 10,4% больше, чем годом ранее. Это подтверждает, что интерес к электромобилям постепенно выходит за рамки узкой ниши, российский рынок входит в фазу массового принятия технологии. По состоянию на июль парк электромобилей насчитывал 65 200 машин, и это без учета гибридов.

По словам директора бизнес-направления электромобильности топливного дивизиона «Росатома» Александра Бухвалова, несмотря на темпы роста парка, Россия на настоящий момент обеспечена зарядными станциями примерно на том же уровне, что и ведущие страны Европы.

По данным сервиса 2Chargers, на 1 июля 2025 года в стране насчитывалась 4441 быстрая электрозарядная станция мощностью от 22 кВт. Для сравнения: в феврале их было 3773, то есть прирост составил почти 18% за пять месяцев. Всего же по России работает около 8200 зарядных пунктов всех типов. Выходит, что на одну публичную станцию приходится восемь электромобилей.

«Росатом» вносит существенный вклад в формирование этой сети: сегодня под управлением корпорации действует порядка 258 зарядных станций в 15 регионах России от Калининграда до Урала. Согласно стратегии «Росатома» в области электромобильности, к 2030 году планируется развернуть более 11 тыс. зарядных станций в 53 регионах страны», — уточнил Бухвалов.

По словам собеседника, особое внимание сегодня уделяется развитию комплексов ЭЗС, где одновременно установлено несколько станций разных типов и мощностей. Такой формат особенно востребован у операторов такси, каршеринга и корпоративных автопарков, которым важно быстрое обслуживание большого количества машин. Комплексы обеспечивают гибкость и бесперебойную работу транспорта, позволяя заряжать несколько электромобилей параллельно, что повышает эффективность эксплуатации и снижает простои.

Фото: Lukassek / Shutterstock / FOTODOM

Параллельно развиваются инновационные решения — мобильные станции, способные самостоятельно подъезжать к автомобилю, и ЭЗС с накопителями энергии, которые работают даже там, где нет мощной электросети.

«Фактически инфраструктура уже не догоняет, а опережает спрос. Российский рынок проходит тот же путь, что и мировые лидеры, только в более сжатые сроки: сначала формируется сеть и технологическая база, а затем растет количество пользователей», — конкретизировал эксперт.

Комфорт — в приоритете

Ключ к надежной работе зарядной инфраструктуры — в правильной организации процессов и едином подходе к управлению станциями. Это особенно важно на крупных площадках, где зарядки появляются в составе существующих объектов. Например, на АЗС или парковках торговых центров.

«Зарядные станции должны быть объединены в единую цифровую платформу с автоматизированной оплатой и удаленным мониторингом, чтобы оператор мог моментально реагировать на сбои. Важно также готовить персонал таких площадок, чтобы сотрудники могли помочь пользователю в случае затруднений», — уточнил собеседник.

По словам Бухвалова, в «Росатоме» создается инфраструктура, где каждая станция не просто подключена к сети, а реально работает, поддерживается и контролируется. Это позволяет обеспечить предсказуемый и комфортный опыт для водителей электромобилей, что в итоге формирует доверие к новому формату и ускоряет переход на электротранспорт.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении