Искусство саундтрека: 6 композиторов, которым удалось найти своего режиссера
Для режиссера большое счастье — найти своего композитора. Такие союзы нередко определяют, как именно зритель запомнит картину. «Правила жизни» рассказывают о верных соратниках Питера Гринуэя, Бернардо Бертолуччи, Уэса Андерсона и Хаяо Миядзаки.
Дзё Хисаиси, Япония
Мамору Фудзисава — а именно так на самом деле зовут композитора — верный соратник японского гения анимации Хаяо Миядзаки. Псевдоним Дзё Хисаиси — японская фонетическая имитация написания имени знаменитого джазового музыканта Куинси Джонса. С раннего детства Хисаиси обучался игре на скрипке, потом освоил трубу и в школьные годы решил стать композитором. Огромное влияние на него оказали минималисты Стив Райх и Филип Гласс — у них он позаимствовал закольцованную композицию, основанную на повторении музыкальных отрывков. Имя Хисаиси неизменно ассоциируется со студией Ghibli: самая прослушиваемая его композиция была создана для аниме «Ходячий замок». С Миядзаки композитор работает вслепую — режиссер дает ему только десять слов, характеризующих будущую картину, поэтому первые музыкальные наброски создаются без сценария и иногда даже влияют на будущий сюжет. Второй знаменитый японец, с которым у композитора случился плодотворный союз, — Такэси Китано. Хисаиси создал саундтреки для лучших его фильмов — «Куклы», «Фейерверк», «Кикуджиро» и других. При всей узнаваемости мелодий Хисаиси удается передать через музыку время и место действия — в медленной и романтичной «Сонатине» Китано он отдает предпочтение минималистичным мелодиям, имитирующим шум моря, в футуристичном аниме «Навсикая из долины ветров» в ход идут синтезаторы, а в «Ведьминой службе доставки» — ассоциирующийся с европейским городком аккордеон.
Майкл Найман, Великобритания
Начав сочинять музыку в школьные годы, Майкл Найман сделал перерыв на 12 лет, чтобы стать музыкальным критиком. В своем исследовании музыкального минимализма он дошел до написания книги о Джоне Кейдже, после чего вновь вернулся к сочинению собственных произведений. К работе в кино Наймана привлек его друг — известный британский режиссер Питер Гринуэй. Еще в студенческие годы тяготевший к барочной музыке композитор использовал и адаптировал для фильмов произведения Генри Персела. Например, в картине «Повар, вор, его жена и ее любовник» легко узнается ария Гения холода из оперы «Король Артур». В 1993 году вышел романтический фильм «Пианино» Джейн Кэмпион, получивший «Золотую пальмовую ветвь». Большую роль в успехе картины сыграла музыка Наймана, отвечавшая за выражение эмоций немой героини. По замыслу композитора, это были мелодии, которые играла на пианино главная героиня Ада, поэтому композиции сочинялись до начала съемок и соответствовали времени действия фильма. Альбом с музыкой к картине вошел в сотню лучших саундтреков всех времен. Еще в 1995 году Найман записал свою версию музыкального сопровождения к картине Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», а в 2010-м выпустил альбом «Музыка к Вертову», включивший саундтреки к фильмам «Одиннадцатый» и «Шестая часть мира».
