Исчезновение российских туристов из Грузии не нанесет ущерба ее экономике

ForbesОбщество

Грузия без русских: как запрет полетов повлияет на экономику и политику

Исчезновение российских туристов из Грузии не нанесет заметного ущерба ее экономике, однако может ухудшить политические позиции «Грузинской мечты» — партии Бидзины Иванишвили.

tass_34072640.jpg__1561557921__59844.jpg

После введения запрета на прямые перелеты в Грузию возникли разговоры о якобы разрушенной экономике Грузии. Однако если исходить из официальных источников Грузии (geostat.ge, gnta.ge, police.ge), картина выглядит совсем не так драматично. Воспользовавшись помощью кандидата физико-математических наук Тамаз Хунджуа, попытаемся оценить реальный экономический урон от «туристического эмбарго».

По официальной статистике ГрузСтата, удельный вес туризма в ВВП Грузии в 2018 году составил 7,6%. В своих расчетах ГрузСтат учитывает и такие отрасли экономики, как железнодорожные- и авиа- перевозки. В действительности эти факторы хоть и зависят существенно от туристического потока, но консолидированы вокруг крупного бизнеса, который, в свою очередь, не столь сильно влияет на среднестатистического работника, так что социальная напряженность не возникает. Более того, крупные компании обычно устойчивы к перепадам спроса, и последствия могут быть полностью нивелированы хорошим менеджментом.

Мы в своих оценках приняли в расчет только наиболее уязвимые отрасли, которые получат мгновенный удар от введенного запрета: отели, гостиницы и туристические фирмы. В 2018 году суммарный удельный вес этих сфер экономики составил 5,7% годового ВВП страны.

xAaR_kq_R5xFbsMq9qFEI1ouaPQLLYPXj6Y24WLFt-ymOVOuv-egM-zQsoAvHX8idWTx3dnUNDbLP52WhLC9_u4J4zjvJCY5aVtQsHHrmDexFtbpNs42GppcdYsYB-IjOworypde

Из отчетов Министерства Туризма Грузии следует, что в 2018 году границу пересекло 1,4 миллиона граждан России и 5,8 миллионов граждан других стран. Стоит отметить, что не все они были туристами (расчет включает всех людей, которые провели в стране более 24 часов). Из статистики Министерства внутренних дел следует, что 800 тысяч россиян пересекли границу через сухопутный пограничный пункт, а 600 тысяч в аэропортах. Очевидно, не все из этих 600 тысяч прилетели прямым рейсом, так как максимально возможная пропускная способность прямых рейсов на момент введения запрета составляла около 500 тысяч человек.

Итого в 2018 году доля туристов из России составила около 20% от общего числа. Усредняя удельный вклад одного туриста в ВВП страны (по нашим оценкам это вполне обосновано и, вероятно, даже занижает реальный вклад туриста из России), можно рассчитать, что в 2018 году туристы из РФ сделали вклад в ВВП Грузии в размере 1,1%.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении