Рассказ обладателя премии «Национальный бестселлер» Алексея Сальникова

GraziaКультура

Дедушка, Егор и Наташа

В своем новом рассказе обладатель премии «Национальный бестселлер» снова обращается к теме знакомых незнакомцев, которые по неведомой прихоти судьбы становятся семьей. Но через их подслушанные читателем разговоры все же неуловимо сквозит любовь.

Писатель Алексей Сальников

Егор стоит на балконе, куда выбрел в одних только штанах, обдумывая, как сделать повеселее свой обзор на очередную серию супергеройского сериала. Поздний вечер середины августа, седьмой этаж, теплый ветерок шевелит светлую бороду Егора, обдувает его татуировки. Поглядывая в телефон, который как-то сам появился в руке от безысходности и полной пустоты в голове, он смотрит еще и на улицу, где уже так темно, что звуки улицы как бы отделены от людей, которые стоят и движутся в свете уличного освещения, светофоров и вывесок супермаркета, парикмахерской и забегаловки, издалека заманивающей прохожих настоящим крафтовым пивом и круглосуточным режимом работы. Непонятно откуда доносится сразу несколько негромких мелодий. Мелькают цветные огни на спицах детских велосипедов и самокатов.

Залипнув на описании похода в магазин за капустой для фирменной закваски, которое сделала в ленте незнакомая подруга из вконтакта, Егор завидует ее ненатужному остроумию, смотрит, кто она такая, чем занимается, и, забыв, с чего начал, смотрит фотографии, где какаято дача, похожая на заброшку, люстра с висюльками в хрущевке, ободранные, но веселые дети, старушка, похоже обитающая вместе с ее семьей в двушке. «В принципе, без чувства юмора тут и повеситься можно», – думает он и тут же понимает, что это лишь оправдание. Он не успевает окончательно признать себя бездарным, занимающим чужое место, почти животным, прицепленным, как к будке, к нынешней рубрике сетевого издания. Жена что-то говорит из комнаты.

Слова неразличимы, едва понятна интонация, но этого хватает, чтобы капнуть самую малость беспокойства в мирное, отчасти даже уютное, вопреки сплину, ощущение, что город радостно дышит в лицо Егору. Интонацией, которая донеслась до слуха Егора, жена обычно начинала что-то такое, что нельзя было назвать ссорой, но и мирным обсуждением семейных вопросов тоже назвать было нельзя. «Может, показалось», – неуверенно думает Егор под ворчание невидимого фейерверка, почесывается, зевая. Двойная цепочка уличных фонарей, расплывшаяся в застящих глаза зевотных слезах, кажется иллюминацией какого-то огромного колеса обозрения, которое размотали, как изоленту, между домами и тополями.

– Чего говоришь? – громко спрашивает Егор у своего левого плеча.

Не дождавшись ответа, переступает порог в гостиную, где горит половина потолочных светильников, бесшумно шевелятся цвета в телевизоре, а жена, отложив книгу, лежит на диване и смотрит на Егора долго и пристально.

– Ты чего-то там сказала, Наташа? – интересуется Егор.

Наташа слегка качает головой, вроде и отрицая, но это качание означает нечто другое, потому что после этого качания она слегка наклоняет голову и в глазах ее появляется любопытство.

– Мы уже сколько женаты? Двенадцать лет. А я тебя, оказывается, совсем и не знаю, – говорит она.

Она возвращается к книге, оставив Егора поразмыслить над поведением.

Челка падает ей на лицо, но, кажется, не мешает читать. Наблюдать за Егором челка, впрочем, тоже не мешает. Наташа ловко чувствует момент, когда Егор собирается переступить обратно на балкон, именно в этот момент, ни долей секунды позже, неторопливо перелистывает страницу и говорит книжному развороту таким голосом, от которого Егору становится скучно:

– Ты про меня, что интересно, знаешь все. Какой где шрам я получила, как я училась, какие цветы потащила на первое сентября в первый класс, какого цвета, как я училась, в кого влюблялась, как у меня с дядями и тетями. Что на работе у меня каждый день происходит, ты тоже знаешь. Как у меня с институтскими друзьями. А ты как будто из пустоты взялся, честное слово.

Эти слова тем более несправедливы, что буквально за стенкой спит племянница Егора, которую на неделю оставили им родной брат Егора и его жена. У них сплав, они угорают по тасканию тяжелых рюкзаков на дальние расстояния и подтиранию листиками, растущими в лесу. Любители костров и котелков. Содержимое их инстаграмов наводит на мысли о партизанской борьбе и постапокалипсисе.

– Я даже твоего брата, оказывается, знаю лучше, чем тебя, – говорит Наташа. – Твоих родителей, хотя сколько раз я их вижу в течение года? На праздники? Почему так, Егор? Как так вышло вообще?

Она перекладывается поудобнее, опирается на локоть, подкладывает под спину плюшевую подушку в виде гигантской клетки неизвестного организма со всеми этими вакуолями, чем там еще. Поднимает на Егора лицо, как штору, отодвигает челку, а там сожаление и недоумение.

– Что происходит? – интересуется Егор.

– Это вроде бы и не инфантилизм, хотя и он тоже, – произносит Наташа сквозь Егора. – Мультики, сериальчики, комиксы, не знаю. Самокаты, велосипеды, кеды. Советы в интернете, как избавиться от лени и повысить продуктивность работы. Это же советы воспитателю детского сада, честное слово. Разбей на этапы и вознаграждай каждое действие. Ну правда, это же идиотизм. Радость порциями. Сначала трейлеры, затем кино. Серии одна за одной. Мгновенные вознаграждения за каждую мелочь, как в игрушках твоих. Когда все это сталкивается с настоящими трудностями, оно пасует, уходит в юморок, закрывает глаза. Чудовищно на самом деле.

Наташа в синей пижаме, где белые облака чередуются с улыбающимися солнышками. Сама Наташа не улыбается, у нее узкое лицо, она костлява, но при этом мускулиста, как будто не человеческими, а кошачьими мускулами. Ей тридцать восемь лет, Егору сорок, но он чувствует иногда, что почему-то младше нее.

– Отвали, я о серьезном говорю, – зло отбивается она, когда Егор решает перевернуть ссору другой стороной и как-нибудь размягчить ее, потому что иногда приставания – это именно то, что требуют на самом деле раздраженные слова жены.

– Хотя бы простое сочувствие… – на этот раз она говорит мимо Егора, что вроде бы трудно, потому что он сидит совсем близко, но у нее получается. – Элементарное сочувствие. Но ты на это, оказывается, не способен. За кого ты там больше переживал? За Ичибана Касугу? Что у нас дальше? Я старею. Что через десять лет у нас? Если я серьезно заболею, если я умру, ты тоже будешь вот так вот, как на похоронах дедушки, чужим человеком? Тоже шуточки будешь на поминках с соседями за столом шутить? Так у нас, получается?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Беата Маковская. Одесский дворик Беата Маковская. Одесский дворик

Беата Маковская: «Я не думала, что после «Ликвидации» проснусь знаменитой»

Коллекция. Караван историй
Кем ты была в прошлой жизни? 3 способа узнать это из регрессологии Кем ты была в прошлой жизни? 3 способа узнать это из регрессологии

Практики регрессологии, которые помогут вспомнить, кем ты была в прошлой жизни

Cosmopolitan
Электрическое поле помогло исследовать высоколежащие ридберговские состояния атомов Электрическое поле помогло исследовать высоколежащие ридберговские состояния атомов

Китайские физики смогли измерить то, как распределяются главные квантовые числа

N+1
Ярослав Андреев Ярослав Андреев

Создатель дома тиктокеров Dream Team House рассказывает о своей работе

ЖАРА Magazine
Прослыли предателями, но заложили дух Кремниевой долины и запустили крупнейшие техфирмы: история «вероломной восьмерки» Прослыли предателями, но заложили дух Кремниевой долины и запустили крупнейшие техфирмы: история «вероломной восьмерки»

Заимствование методов и навыков, а также жёсткая конкуренция

VC.RU
Как мы будем покупать вещи в будущем Как мы будем покупать вещи в будущем

На смен­у кассирам приходя­т умны­е тележки и робот­ы

GQ
Как ухаживать за бородой Как ухаживать за бородой

Борода как женщина: приносит уйму радости и требует, чтобы за ней ухаживали

Maxim
Наталия Мещанинова — о сериале «Пингвины моей мамы», преследовании комиков, женском кино и приемных детях Наталия Мещанинова — о сериале «Пингвины моей мамы», преследовании комиков, женском кино и приемных детях

Режиссер Наталия Мещанинова — о юморе, школе и о непрофессиональных актерах

Esquire
Наладили производство подделок и обманули Лувр: как братья из Одессы заработали на фальшивых древностях Наладили производство подделок и обманули Лувр: как братья из Одессы заработали на фальшивых древностях

Купцы из Одессы продали Франции подделку под видом древней золотой тиары

VC.RU
Участники и сопричастные Участники и сопричастные

Главные действующие лица достигнутых в 1938 году в Мюнхене соглашений

Дилетант
Дэвид Гордон Грин —  о фильме «Хэллоуин убивает» и трэшовом насилии Майка Майерса Дэвид Гордон Грин —  о фильме «Хэллоуин убивает» и трэшовом насилии Майка Майерса

Дэвид Гордон Грин — кто сыграл бы маньяка Майкла Майерса без маски?

GQ
В ГИБДД рассказали о «фенах». Как они работают и что умеют фиксировать В ГИБДД рассказали о «фенах». Как они работают и что умеют фиксировать

Водители обратили внимание на ручные радары у инспекторов ГИБДД

РБК
«Она капризная звезда»: Минаев рассказал, как уговорил Пугачёву выйти на сцену «Она капризная звезда»: Минаев рассказал, как уговорил Пугачёву выйти на сцену

Сергей Минаев рассказал о своем сотрудничестве с Аллой Пугачёвой

Cosmopolitan
Битва за кроссовки: магазины борются против ботов-перекупщиков, чтобы дать шанс обывателям, и в итоге проигрывают сами Битва за кроссовки: магазины борются против ботов-перекупщиков, чтобы дать шанс обывателям, и в итоге проигрывают сами

Лимитированную обувь невозможно купить из-за ботов-перекупщиков

VC.RU
«Скажите мне, как вас растили, и я скажу, как вы любите других» «Скажите мне, как вас растили, и я скажу, как вы любите других»

Почему порой мы в точности повторяем сценарий родительских отношений?

Psychologies

19 кадров тех трех страшных дней 26 октября 2002 года

Cosmopolitan
Наедине с природой Наедине с природой

Дом в Сочи в стиле эко–минимализм

SALON-Interior
Последняя гастроль империи Последняя гастроль империи

Анна Толстова о самой провальной выставке русского искусства в Америке

Weekend
Маргарита Митрофанова: «Я буду веселой старухой!» Маргарита Митрофанова: «Я буду веселой старухой!»

Маргарита Митрофанова о возрасте, эйджизме и позитивной старости

Psychologies
Эрве Ле Теллье: Аномалия. Лауреат Гонкуровской премии 2020 года Эрве Ле Теллье: Аномалия. Лауреат Гонкуровской премии 2020 года

Отрывок из книги Эрве Ле Теллье. За этот роман он получил Гонкуровскую премию

СНОБ
«Цифра» против информации: почему мы не умеем использовать интернет «Цифра» против информации: почему мы не умеем использовать интернет

Чем плох словарь, которым мы активно пользуемся при описании интернета?

Forbes
Умер легендарный лыжник Вячеслав Веденин, тот самый, кто придумал слово «дахусим» и не опустил флаг СССР перед императором Японии Умер легендарный лыжник Вячеслав Веденин, тот самый, кто придумал слово «дахусим» и не опустил флаг СССР перед императором Японии

Вячеслав Веденин. Легенда СССР, который показал характер на Олимпиаде 1972

Maxim
Реально ли выжить на планете Арракис из вселенной Дюны — ответ климатологов Реально ли выжить на планете Арракис из вселенной Дюны — ответ климатологов

Ученые построили климатическую модель Арракиса

Популярная механика
BTS BTS

Клип BTS стал абсолютным рекордом среди музыкальных видео на YouTube

ЖАРА Magazine
Честно о раке груди Честно о раке груди

Вокруг рака молочной железы по-прежнему много слухов и домыслов

Cosmopolitan
Боевые искусства Боевые искусства

Уровень красоты в Москве нулевых зашкаливал

Tatler
За что вручали: самые необычные формулировки Нобелевской премии по литературе За что вручали: самые необычные формулировки Нобелевской премии по литературе

Странные формулировки, которые объясняли награждение Нобелевский премией

GQ
В приподнятом настроении В приподнятом настроении

Как подтянуть овал лица без пластики?

Лиза
Я есть Грут: какой получилась игра Я есть Грут: какой получилась игра

Почему вам стоит поиграть в «Стражей Галактики»?

Esquire
Молодо — зелено Молодо — зелено

Каково влияние ESG-трендов на жизнь людей сегодня и завтра

РБК
Открыть в приложении