Одежный партнер

Торговля готовым платьем изменила не только облик, но и экономику России

ForbesБизнес

Одежный партнер

Торговля готовым платьем изменила не только облик, но и экономику России.

Текст Максим Артемьев

Парижский модельер Поль Пуаре поразил своими нарядами тысячи американских женщин в ходе тура по Соединенным Штатам

Летом 1911-го на открывающуюся Нижегородскую ярмарку из Москвы приехал широкоплечий подросток — помогать хозяину продавать меховые изделия, которые они вместе и шили. Оптовая торговля шла бойко, Георгий только успевал паковать заказы и относить их на пристань, чтобы отправлять по назначению. Когда он смотрел на Волгу, будущее рисовалось ему в лучшем свете — просторным и устремленным вдаль, как великая русская река. Учение его у дяди-скорняка Михаила Пилихина складывалось удачно, и Жорка мог рассчитывать, подобно дядьке, выходцу из бедной крестьянской семьи, завести собственное дело, благо шил он хорошо, умел обращаться с клиентами, был расторопен и сметлив. Но жизнь поломала планы ученика, вместо собственной мастерской великий русский маршал Георгий Жуков встал во главе армий.

Платяная революция

XIX век знаменовался революцией не только в науке и технике, но и в сфере моды и украшений, тесно связанной с легкой промышленностью. Промышленная революция началась в Англии в конце XVIII столетия и была связана именно с текстильной отраслью. Именно там были сделаны основные технические изобретения: «прялка Дженни» Харгривса, технологический комплекс Аркрайта, ткацкий станок Картрайта. Перед фабрикантами стояла задача утолить потребность населения в тканях, поскольку изготовлялись они вручную, их было мало и стоили они дорого. И вплоть до конца XIX века большая часть наемных рабочих была занята в текстильном производстве. Текстильным фабрикантом был, кстати, и Фридрих Энгельс, чьи наблюдения о жизни пролетариата были связаны именно с ткачами. Морозовская стачка в России произошла также в текстильной отрасли.

Революция в текстильном деле сопровождалась широким использованием такого сырья, как хлопок, удешевившего производство, а также массовым поступлением на рынок шерсти из новых регионов — Австралии, Новой Зеландии и России.

Все это время, вплоть до конца XIX столетия, вторая стадия изготовления одежды — швейное дело, оставалась вне массового производства. Однако швейная машинка «Зингер», ставшая и в России, и во всем мире такой же популярной, как карабин фирмы «Винчестер», преобразовала цивилизацию не меньше, чем пароход Фултона, паровоз Стефенсона, фотоаппарат Дагера или телеграф Морзе. Переход к готовой одежде означал и революцию в умах — пришлось вводить типовые размеры (в том числе и для обуви). До этого люди не имели и представления о том, что одежду можно стандартизировать, поскольку она шилась на конкретного человека. Любопытная деталь: обувь прежде изготовлялась одинаковая на правую и левую ногу (достаточно посмотреть на лапти, где это особенно заметно, но то же касалось и сапог). И только с началом массового производства началось ее разделение на правую и левую.

Следствием появления швейной машинки, а также удешевления и массового предложения текстиля стал постепенный переход швейного производства на поток и появление магазинов готового платья. Ранее это было немыслимо. У этой технологической революции имелось несколько следствий. Во-первых, платье по последней моде стало доступно не только верхушке общества, но и среднему классу. Если поначалу аристократия и буржуазия свысока смотрели на готовое платье, то к концу века ситуация изменилась. Произошло повышение стандартов «низов» и одновременно снижение стандартов «верхов».

Во-вторых, большой бизнес устремился в изготовление одежды. Если в США в 1860-е годы готовое платье приобретали 25% потребителей, то в 1890-е — уже 60%. Деньги стали делать не только на тканях, но и на одежде. Толчком к массовому производству стандартной одежды в Америке послужила Гражданская война, когда потребовалось экипировать более 3 млн солдат. И еще долго готовое платье предпочитали именно мужчины.

Магазины готового платья означали и коренную перемену в торговле: в них было не принято торговаться и требовалось расплачиваться на месте. И то и другое внедрялось с трудом. Еще долгое время покупатели пытались выторговать цену пониже (на этом основаны юморески Чехова), а заплатить деньги обещали после (портной, бегающий по клиентам и выбивающий из них деньги, — классический литературный персонаж XIX века).

Магазин модной одежды. Санкт-Петербург. 1910
C.H.Bayliss & Co — производитель бюстов и манекенов для создания женской одежды. Бирмингем. 1885–1890

Австрийская сеть

Все эти процессы не обошли стороной и Россию. Первопроходцами, как часто бывало в бизнесе, стали иностранцы, имевшие капиталы и необходимый опыт. Людвиг Мандль (Мандель), представитель одноименного торгового дома из Австро-Венгрии, был послан в Москву в 1874 году с целью налаживания сбыта продукции австрийской фирмы, достаточно уже раскрученной на родине, но неизвестной в России. Вена была тогда вторым городом в мире моды и следовала сразу за Парижем.

Поначалу Людвиг Мандль занимался продажами готового платья, открывая один магазин за другим, сперва в Первопрестольной — тогдашней торгово-галантерейной столице России, затем в Санкт-Петербурге, а после и в других городах империи, таких как Киев и Баку. К тому времени в России был уже известен этот формат магазинов (только в Санкт-Петербурге в 1868 году насчитывалось 275 заведений, торгующих готовой одеждой). Однако это все были мелкие лавочки, а Мандль представлял торговый дом, говоря современным языком, сетевую структуру.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Финтех от физтеха Финтех от физтеха

Николай Сторонский построил компанию-единорог и попал в список Forbes

Forbes, май'19
О моде О моде

Мысли и цитаты великих людей

Forbes, август'19
Не подведет. Suzuki Grand Vitara Не подведет. Suzuki Grand Vitara

За годы продаж японский внедорожник собрал изрядную аудиторию

АвтоМир, март'18
Кресла вместо бомб Кресла вместо бомб

Бомбардировщик превратили в бизнес-джет

Популярная механика, апрель'18
Вживи и радуйся Вживи и радуйся

Человечество стало на путь киборгизации

Огонёк, март'18
Приглашаем в путешествие по Азербайджану вместе с шеф-фотографом «National Geographic Россия»! Приглашаем в путешествие по Азербайджану вместе с шеф-фотографом «National Geographic Россия»!

С 4 по 9 мая мы едем знакомиться с удивительным Азербайджаном

National Geographic, март'18
Сердешный или Деньги на ветер Сердешный или Деньги на ветер

Porsche Cayenne. Престижно, крайне непрактично и в любой момент могут украсть

АвтоМир, март'18
Новый Poiret: все о возрождении одного из старейших Домов моды Новый Poiret: все о возрождении одного из старейших Домов моды

Сможет ли Poiret вернуть былую славу?

Vogue, март'18
Почему слон выдыхает дым: видео Почему слон выдыхает дым: видео

В индийском национальном парке была замечена слониха, выпускающая клубы дыма

National Geographic, март'18
Форма воды Форма воды

Водопады, которые нужно посетить, и легенды о каждом из них

GQ, апрель'18
Икигай: 5 принципов счастья по-японски Икигай: 5 принципов счастья по-японски

Изучение концепций счастья в разных странах сегодня невероятно популярно

Psychologies, март'18
Колесо духов, Израиль Колесо духов, Израиль

Успей увидеть Колесо духов в первозданном виде

Maxim, апрель'18
О самом важном: Ольга Михайловская подводит итоги Mercedes-Benz Fashion Week Russia О самом важном: Ольга Михайловская подводит итоги Mercedes-Benz Fashion Week Russia

Африканские мотивы, технологичные материалы и талантливые дизайнеры-новички

Vogue, март'18
Что носили мужчины на этой неделе Что носили мужчины на этой неделе

На этой неделе наши герои предлагают быть смелее

GQ, март'18
Изумруды подземелья Изумруды подземелья

Пчелоедки

National Geographic, апрель'18
Как Вирджил Абло, архитектор, диджей и выскочка, стал крутым дизайнером Как Вирджил Абло, архитектор, диджей и выскочка, стал крутым дизайнером

Назначение Вирджила Абло в Louis Vuitton – очень верное решение

GQ, март'18
В Индии строят самую большую статую на свете В Индии строят самую большую статую на свете

В Индии завершается строительство высочайшей в истории человечества статуи

National Geographic, март'18
Легкий и независимый Легкий и независимый

Валерию Сюткину исполняется шестьдесят

OK!, март'18
@buzova86 12,6m followers @buzova86 12,6m followers

Мы собрали боли и хвори редакции и попросили у Ольги Бузовой совета, как жить

Numéro, апрель'18
Гладенький ты мой! Гладенький ты мой!

Почти две трети россиян бреют свои интимные зоны

Playboy, март'18
Girl Power Girl Power

Хоккеистки Молодежной сборной из клуба «Торнадо»

OK!, март'18
Андрей Соколов: “Раньше я раздавал счастье, а сейчас его берегу” Андрей Соколов: “Раньше я раздавал счастье, а сейчас его берегу”

Актер фильма «Маленькая Вера» признается, что он самоед

Psychologies, апрель'18
Без рулей и элеронов Без рулей и элеронов

Можно ли обойтись без таких привычных элементов самолета, как рули и элероны?

Популярная механика, апрель'18
Гостиная Гостиная

Наше досье — о том, как сделать гостиную универсальной

AD, апрель'18
Тест-драйв нового поколения Volvo XC60: лекарство против стресса Тест-драйв нового поколения Volvo XC60: лекарство против стресса

Мы прокатились на преобразившейся Volvo XC60 по заснеженной Скандинавии

Men’s Health, март'18
Кэмбридж представляет: самый белый материал в мире Кэмбридж представляет: самый белый материал в мире

Международная группа ученых разработала самый белый в мире материал

National Geographic, март'18
Гороскоп Vogue: апрель 2018 Гороскоп Vogue: апрель 2018

Самый модный астрологический прогноз

Vogue, март'18
Владимир Сурдин: «Интернет из космоса не боится никакого контроля!» Владимир Сурдин: «Интернет из космоса не боится никакого контроля!»

Наука не стоит на месте – постоянно переезжает в поисках дешевого помещения

Maxim, апрель'18
Доступ к заливу Майя будет жестко ограничен Доступ к заливу Майя будет жестко ограничен

Увидеть самый знаменитый залив планеты скоро станет сложнее

National Geographic, март'18
Один день из жизни Зельфиры Трегуловой Один день из жизни Зельфиры Трегуловой

Vogue записал за директором Третьяковской галереи монологи о жизни в искусстве

Vogue, март'18