Как появилось и исчезло движение сопротивления предпринимателей властям

ForbesБизнес

Колыбель восстаний

В самом комфортном для малого и среднего бизнеса городе появилось и исчезло движение сопротивления предпринимателей властям.

Текст Александр Сологуб. Фото Виктор Юльев для Forbes

Полный жизни и гостеприимный Санкт-Петербург в конце марта 2020 года опустел. Пандемия коронавируса оставила город без туристов, а горожан отправила на самоизоляцию. В историческом центре можно было увидеть и услышать полицейские машины, из которых грозно предупреждали, что находиться на улице опасно для жизни. Соцсети начали наполняться фотографиями обезлюдевших Дворцовой площади и Невского проспекта, Итальянской улицы и набережных рек и каналов. Деловая активность замерла. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области, по данным исследования «СберДанных», в малом и среднем бизнесе занято 244 человека на 1000 трудоспособного населения — это максимальный показатель в стране. Наибольшее число малых предприятий Петербурга ориентировано на туризм — гостиницы, речной и сухопутный транспорт, магазины сувениров, общепит. Они в первую очередь и пострадали. Если в начале 2020 года отели заполнялись на 100%, в магазинах стояли очереди, а в барах яблоку негде было упасть, то весной из-за угрозы распространения коронавируса их деятельность была парализована.

За первое полугодие сектор платных услуг потерял более 21%, общественное питание — более 30%. В конце июня власти города начали поэтапно отменять введенные ограничения, Северная столица начала возвращаться к прежней жизни. Но осенью пришла новая коронавирусная волна, которая принесла еще более жесткие ограничения для бизнеса. Как ее переживают предприниматели города?

₽50 млрд потерял бюджет Санкт-Петербурга за девять месяцев 2020 года, по оценке городского Комитета финансов

Бизнес Андрея Кузнецова сейчас заморожен самым естественным образом. Навигация на реках и каналах закрылась в середине ноября, его теплоходы пришвартованы. Предприниматель основал судоходную компанию в 1994 году, имея в распоряжении несколько маленьких суденышек, а сегодня флот его группы компаний «Астра Марин» насчитывает 21 судно, Кузнецов — крупнейший владелец экскурсионно-туристических теплоходов-ресторанов в Петербурге, имеет собственный кейтеринг, верфь и проектно-конструкторское бюро. Весенняя навигация в городе открывается в начале апреля, но из-за пандемии в 2020 году ее перенесли на июнь — возить все равно было некого. Исчезли иностранные туристы, стало меньше российских, сбежали из Санкт-Петербурга мигранты и значительная часть горожан. По оценкам властей, во время первой волны пандемии из города уехало около 1 млн человек, реальный отток может быть еще больше — за счет незарегистрированных жителей, численность которых достигала 3 млн человек.

«Мы простояли 30% всей навигации», — рассказывает Андрей Кузнецов. По оценке Ассоциации владельцев пассажирских судов, на экскурсионно-прогулочных водных маршрутах в городе в 2020 году прокатилось 822 000 человек, это 44% от показателя 2019 года.

Кузнецова потери не слишком огорчают: «Не могу сказать, что случилась катастрофа. Доходная часть упала, но и расходы уменьшились, что-то компенсировалось субсидиями, дотациями, кредитами». Ему повезло больше, чем многим другим: «Астра Марин» вошла в список особо пострадавших от пандемии компаний, что позволило воспользоваться господдержкой в полной мере. Но все оказалось не так хорошо. «Пришло письмо из налоговой: верните деньги. Извините, но вы сами дали. Деньги пошли на зарплату, мы отдали их сотрудникам. Как теперь вернуть — у людей отнимать?» — не понимает бизнесмен.

3,6 млрд рублей в год — емкость рынка речных пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге

Он не единственный, с кого сейчас требуют вернуть материальную помощь. Уже многие предприниматели столкнулись с аналогичными требованиями от банков, выдававших льготные кредиты на восстановление бизнеса, которые потом должны были превратиться в субсидию. Кредиторы говорят, что заемщики перестали удовлетворять требованиям господдержки либо не выполнили часть этих требований. Хотя некоторые предприниматели не только выполнили все, что требовалось, в том числе главное условие — сохранение численности персонала, но и нарастили штат, ожидая лучшего будущего, которое, казалось, не за горами. Летом Смольный начал ослаблять ограничения, предприниматели рассчитывали компенсировать потери провального весенне-летнего сезона работой осенью и в новогодние праздники.

₽30 млрд – на столько сократился оборот розничной торговли непродовольственными товарами в Петербурге в январе–октябре 2020-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Художник Сергей Семкин в конце прошлого века успешно торговал сырьем на бирже в Москве, потом перебрался в Петербург и основал рок-магазин Castle Rock. В России ничего подобного больше нет, такой магазин один в стране и самый крупный в Европе, уверяет Семкин. Даже в Лондоне аналогичные магазины по продаже рок-атрибутики меньше, говорит он, возможно, они известнее, например Beatles Store на Бейкер-стрит или магазин The Rolling Stones на Карнаби-стрит. Но и Castle Rock сейчас знают далеко за пределами города, магазин давно уже стал достопримечательностью Санкт-Петербурга. Магазин не работал в 2020 году два с половиной месяца, потери выручки за год составили 30%. До 80% покупок в Castle Rock совершали российские и иностранные туристы. Много атрибутики продавалось во время концертов рок-звезд. Турпоток иссяк, а концерты запретили сначала весной, а потом и осенью.

Кто: Сергей Семкин. Сектор: розничная торговля. Статус: владелец рок-магазина Castle Rock.

Словом и делом

В ночь с 8 на 9 декабря около 30 сотрудников правоохранительных органов взяли штурмом бар Commode на улице Рубинштейна. Работая дубинками, быстро уложили всех на пол, составили протоколы, трех сотрудников бара увезли в отдел полиции. Утром Следственный комитет сообщил, что все это произошло в рамках ночного рейда по барам, которые не соблюдают коронавирусные ограничения властей.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Евгений Елин объяснил, что избиение посетителей бара спровоцировали сотрудники Commode.

«Мне всегда казалось, что вскрывать двери без санкций нельзя — а оказывается, можно. Бить людей дубинками, даже преступников, лежащих на полу, не всегда можно — а оказывается, простых посетителей можно просто так избивать», — удивляется совладелец бара Александр Коновалов. Он сам бывший полицейский, сейчас его в СМИ называют чуть ли не главным куратором теневого малого бизнеса Санкт-Петербурга, контролируемого силовиками. Предприниматель хотя и благодарен подобному пиару, поспособствовавшему расширению деловых контактов, но с такими характеристиками не вполне согласен. Он считает себя борцом за права малого бизнеса.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Больной человек Европы Больной человек Европы

История прокладки Багдадской железной дороги, приблизившей Первую мировую войну

Forbes
Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований

Почему сахар провоцирует воспаления клеток?

ТехИнсайдер
Мировой уровень Мировой уровень

Пять глобальных предпринимателей из России, известных далеко за пределами Рунета

Forbes
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
30 до 30. Финансы и инвестиции 30 до 30. Финансы и инвестиции

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Финансы и инвестиции

Forbes
Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую

Как маленькая квартира может стать больше большой

Inc.
Коробка без рака Коробка без рака

Стартап молодого ученого из Москвы получил гранты на диагностику онкологии

Forbes
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Елки-палки Елки-палки

Что пошло не так с стартапом по озеленению леса Maraquia

Forbes
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Язык добра Язык добра

Три глобальных движения мировых лидеров бизнеса в одной системе координат

Forbes
Вечные ценности Вечные ценности

Интерьер в духе дворцовой классики с иконами современного дизайна

SALON-Interior
30 до 30. Предпринимательство 30 до 30. Предпринимательство

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Предпринимательство

Forbes
Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем

Как помочь своему организму заснуть?

Maxim
Прожектор перестройки Прожектор перестройки

Что мешает российской экономике расти?

Forbes
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Паоло Клеричи: «Я работаю, чтобы жить» Паоло Клеричи: «Я работаю, чтобы жить»

Правила бизнеса Паоло Клеричи, патриарха семейного бизнеса Coeclerici

Forbes
Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать

Какие продукты стоит внести в меню, чтобы поддерживать тело в тонусе?

Правила жизни
IPO с нулевой суммой IPO с нулевой суммой

Кто платит за праздник доходностей на рынке первичных размещений

Forbes
Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить

Какие типы старения лица и организма существуют?

РБК
Бренды образования Бренды образования

Как попасть в престижный университет и стоит ли туда стремиться?

Forbes
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Каменные гости Каменные гости

На Рублевке открывается частный Музей камней

Forbes
«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Грузите лимоны бочками Грузите лимоны бочками

Как программист из Ульяновска стал совладельцем американской студии графики

Forbes
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Совместный полет Совместный полет

Как владельцы «Самолета» собрали крупнейший земельный банк и провели IPO

Forbes
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Gram против доллара Gram против доллара

Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам закрыла проект Павла Дурова TON

Forbes
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Открыть в приложении